Каждому – по потребности

167
 Камардина Ю.В.
Советник руководителя Федерального казначейства
Эффективность бюджетных расходов, а также качественное управление финансовыми ресурсами государства напрямую зависят от надежной и хорошо функционирующей системы финансового контроля. Одним из ключевых звеньев данной системы является Федеральное казначейство, в задачи которого входит, в т. ч. сопровождение государственных контрактов. О том, что представляет собой эта процедура, и как в целом строится работа Казначейства по госфинконтролю, рассказывает наш эксперт.
  • Каким образом Казначейство России встроено в систему госфинконтроля?
  • Полномочия по осуществлению государственного финансового контроля закреплены за Федеральным казначейством Бюджетным кодексом РФ и Постановлением № 703. Так, согласно положениям статьи 269.1 БК РФ Казначейство осуществляет внутренний госфинконтроль посредством санкционирования платежных операций клиентов. Указанная статья появилась в Кодексе в 2013 г., в связи с принятием Закона № 252-ФЗ, и является одним из этапов эволюции финансового контроля, осуществляемого Федеральным казначейством. Изначально в соответствии с положениями статьи 243 БК РФ Казначейство санкционировало расходы федеральных бюджетных учреждений и органов власти в пределах доведенных им бюджетных ограничений. С принятием в 2009 г. Федерального закона о государственной компании «Российские автомобильные дороги» Казначейство стало осуществлять контроль за расходованием средств, предоставленных из федерального бюджета данной госкомпании. Затем согласно Закону № 83-ФЗ в периметр казначейского контроля вошли федеральные бюджетные, казенные и автономные учреждения. А начиная с 2015 г., в соответствии с положениями статьи 5 Закона о бюджете, Казначейство осуществляет контроль за расходованием средств, предоставленных юридическим лицам из федерального бюджета в виде субсидий, бюджетных инвестиций и имущественных взносов.
  • В чем состоит основной функционал Казначейства при контроле расходов юридических лиц?
  • Целевые средства перечисляются федеральными органами власти на отдельные счета органов Федерального казначейства. При этом расходование средств юридическими лицами осуществляется в сумме необходимой потребности через лицевые счета, открытые в ОФК, после предварительного санкционирования. Органы Федерального казначейства контролируют соблюдение ограничений, предусмотренных Постановлением № 1563. Так, рассматриваемые средства не могут перечисляться на счета юридических лиц в кредитных организациях, в качестве взноса в уставный капитал другого юридического лица и в целях размещения на банковские депозиты и иные финансовые инструменты. Исключение составляют случаи, установленные Постановлением № 1563. В рамках Закона о бюджете на текущий год объем целевых средств, предоставленных юридическим лицам в виде субсидий, имущественных взносов и бюджетных инвестиций, составляет 774 млрд руб. Из них через лицевые счета, открытые юрлицам в Казначействе, будет предоставлено 110 млрд руб. Уже сейчас применение данного механизма позволило увеличить ликвидность единого счета федерального бюджета на 15 млрд руб. Ровно столько сегодня составляют неиспользованные остатки средств юридических лиц на счетах Казначейства.
  • В соответствии со статьей 5 Закона о бюджете ОФК также контролируют использование авансов поставщиками по государственным контрактам стоимостью свыше 1 млрд руб. Какова суть этого контроля?
  • Расходование средств авансов также осуществляется в пределах необходимой потребности поставщиков через лицевые счета, открытые в ОФК. Кроме того, в случае если в рамках государственного контракта предусматривается заключение договора, сумма которого превышает 1 млрд руб., расходы за счет указанных средств также производятся через лицевые счета, открытые юридическим лицам в ОФК. При этом ОФК осуществляют санкционирование расходов юридических лиц, исполнителей государственного контракта, на основании документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. В рамках данного механизма на счета Федерального казначейства было перечислено 537 млн руб. авансов по госконтрактам. Таким образом, его применение позволило усилить контроль за использованием бюджетных средств, обеспечить их направление в реальный сектор экономики, а также увеличить ликвидность единого счета федерального бюджета. В свою очередь, увеличение концентрации ликвидности на Едином казначейском счете позволяет создать дополнительные условия для безусловного исполнения расходов федерального бюджета. А временно свободные остатки бюджетных средств можно размещать в различные финансовые инструменты, обеспечивая поступление дополнительных доходов в федеральный бюджет. В прошлом году Федеральное казначейство заработало 48,5 млрд руб. от размещения средств на рублевых банковских депозитах и 5,8 млн долларов от размещения средств на валютных депозитах. В 2015 году доходы от размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты составили 30,6 млн руб. и 5,9 млн долларов соответственно.
  • Почему сегодня уделяется столь пристальное внимание контролю за расходованием средств юрлицами (на это, в частности, неоднократно обращала внимание Счетная палата РФ)?
  • Это обусловлено, в первую очередь, увеличением дебиторской задолженности, которая на 1 апреля текущего года составляла порядка 4 трлн руб., из них за товары, работы и услуги 2,6 трлн руб. Вместе с тем существуют значительные резервы для расширения сферы применения механизма предоставления средств под потребность. Только в начале текущего года из общего объема целевых средств, предусмотренных Законом о бюджете, на счета юрлиц в кредитных организациях было перечислено 141 млрд руб. и порядка 650 млрд руб. – авансов за товары, работы и услуги. Однако существует множество примеров, когда неиспользуемые остатки средств, предоставленные юридическим лицам, размещались ими на банковские депозиты. Причина такого использования бюджетных денег – в отсутствии контроля обоснованности расходов со счетов, открытых юрлицам в кредитных организациях. Также значительными являются остатки средств на счетах федеральных автономных учреждений в кредитных организациях. В период с 1 января 2014 г. по 1 января 2015 г. их объем колебался от 33 до 44 млрд руб. При этом неиспользованные остатки средств, в т. ч. на выполнение государственного задания, размещались учредителями автономных учреждений на депозитных счетах. Для обеспечения сохранности и целевого использования бюджетных средств, имеющих авансовую природу, необходимо, чтобы все они проходили через счета Федерального казначейства. Такой механизм уже успешно реализован при предоставлении целевых межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ. Ранее вся сумма перечислялась им опять же авансом, что позволяло субъектам РФ использовать полученные целевые средства исходя из текущих нужд регионов. По действующему сегодня механизму предоставление целевых средств из федерального бюджета осуществляется только на сумму подтвержденной потребности. При этом ОФК контролируют расходование указанных средств в соответствии с условиями их предоставления. Благодаря применению данного механизма неиспользованные остатки целевых средств на счетах региональных бюджетов сократились на 37%. На 1 января прошлого года они составляли 200 млрд руб., а на начало текущего года – 125,7 млрд руб. При этом субъекты РФ стали быстрее расходовать предоставленные им из федерального бюджета целевые средства. Кстати, механизм предоставления средств под потребность активно используется и в практике Всемирного банка. Все платежи осуществляются Всемирным банком только за фактически выполненные работы и услуги на основании подтверждающих документов и актов приемки выполненных работ, подписанных и утвержденных заказчиком и исполнителем.Оплата по контракту производится в течение 60 дней с даты получения плательщиком оформленного счета исполнителя с приложением подтверждающих документов.
  • Можно ли при вести пример использования механизма предоставления бюджетных средств под потребность при осуществлении казначейского сопровождения госконтрактов?
  • В соответствии с Постановлением № 226 Федеральное казначейство осуществляет сопровождение государственного контракта на строительство космодрома «Восточный». Авансы, полученные генеральными подрядчиками и субподрядчиками в рамках исполнения госконтрактов и договоров по строительству космодрома, перечисляются на отдельные счета ОФК. Все расходы за счет авансов осуществляются через лицевые счета, открытые подрядчикам всех уровней кооперации в ОФК, после предварительного санкционирования. Перечисление средств с казначейских счетов на счета юрлиц в кредитных организациях возможно только по исполненным договорным обязательствам и только после проведения ОФК проверки документов, подтверждающих факт выполнения работ. Механизм казначейского сопровождения госконтрактов по строительству космодрома позволяет обеспечить сохранность бюджетных средств, контроль за их целевым и эффективным использованием. Сегодня остатки средств на счетах Казначейства, предназначенные для строительства космодрома, составляют 5,3 млрд руб. Благодаря данному механизму практически вдвое сократилась цепочка соисполнителей по контрактам, увеличились скорость прохождения платежей и, как следствие, доведение средств до конечного получателя. При переходе на казначейское сопровождение были формализованы и унифицированы документы, используемые при осуществлении расчетов по госконтрактам и договорам на строительство космодрома «Восточный». Ранее поставщиками использовались различные формы актов выполненных работ и накладных, не предусмотренные законодательством. Зачастую предоставленные документы не содержали полноценный реквизитный состав, предмет договора мог не соответствовать его содержанию. Таким образом, комплексный подход к осуществлению госфинконтроля позволит обеспечить эффективность использования каждого бюджетного рубля, оптимизировать расходы, способствуя тем самым укреплению финансовой дисциплины и устойчивости финансовой системы государства.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль