На низком старте: план закупок становится обязательным

246
 Пластинина Е.А.
Проректор по научной работе, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ДПО “Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова”
Закон о контрактной системе предполагает трехлетний переходный период, необходимый заказчикам для адаптации к нововведениям. Особого внимания в этой связи заслуживает подготовительная стадия к закупочному процессу – планирование. Ожидалось, что уже в 2015 г. заказчики перейдут на составление планов закупок, но пока они оттачивают свое мастерство исключительно на планах-графиках. При этом в июне 2015 г. Правительством РФ принят пакет подзаконных актов, устанавливающих требования к формированию, утверждению, ведению и форме планов закупок и планов-графиков, а также правила нормирования и обоснования закупок. Расскажем о нововведениях подробно.

План закупок

План закупок – это стратегический документ, который отражает закупочные намерения заказчиков на перспективу и формируется на срок, соответствующий сроку действия:

  • федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
  • федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период;
  • законов о бюджетах субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

Требования к форме планов закупок и порядок размещения таких планов в единой информационной системе (далее – ЕИС) устанавливаются Правительством РФ (ч. 5 ст. 17 Закона № 44-ФЗ). В настоящий момент:

1 для федеральных заказчиков таковым является постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (далее – Постановление № 552).

2 для региональных и муниципальных заказчиков пока остается в силе постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требования к форме планов закупок товаров, работ, услуг» (далее – Постановление № 1043).

Запомнить

В целях единства контрактной системы форма плана закупок как для федеральных заказчиков (утв. Постановлением № 552), так и региональных и муниципальных заказчиков (утв. Постановлением № 1043) абсолютно идентичны.

В зависимости от правовой формы и статуса заказчика отправной точкой для формирования плана закупок является следующее событие:

  • доведение объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ – для государственных и муниципальных заказчиков;
  • утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности (далее – План ФХД) – для федеральных государственных бюджетных учреждений; для бюджетных учреждений, созданных субъектом РФ (муниципальным образованием);
  • заключение соглашений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или приобретение объектов недвижимого имущества в госсобственность РФ – для федеральных государственных автономных учреждений, автономных учреждений, созданных субъектом РФ (муниципальным образованием), государственных (муниципальных) унитарных предприятий, имущество которых принадлежит на праве собственности Российской Федерации или субъектам РФ.

На текущий момент подзаконными актами определены пограничные сроки для формирования плана закупок, а именно: не позднее 1 июля текущего года для заказчиков федерального и регионального уровней, а для заказчиков муниципального уровня – не позднее 1 августа текущего года. При этом конкретные сроки для корректировки и утверждения планового документа должны быть определены либо главными распорядителями средств федерального бюджета и органами управления государственными внебюджетными фондами РФ; либо высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; либо местными администрациями.

Срок на утверждение плана закупок не должен превышать 10 рабочих дней либо с момента доведения объема прав в денежном выражении; либо – утверждения планов ФХД; либо – заключения соглашений о предоставлении субсидий.

Таким образом, на соответствующих уровнях дополнительно к Постановлению № 552 должны быть детализированы порядок и сроки формирования, ведения и утверждения плана закупок. Кроме того, на региональном уровне в соответствии с Постановлением № 1043, могут быть установлены:

  • порядок включения дополнительных сведений в планы закупок, а также содержащая их форма плана закупок;
  • дополнительные (иные) случаи для внесения изменений в утвержденные планы закупок.

Запомнить

В плане закупок отображается укрупненная информация в отношении объекта закупки с детализацией объема финансового обеспечения раздельно на текущий, плановый и последующий периоды.

Планы-графики

Планы-графики формируются на основании планов закупок и отражают закупочные намерения заказчиков на финансовый год (ч. 1, 2 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

В настоящее время заказчики всех уровней бюджета при формировании планов-графиков руководствуются двумя совместными приказами, назовем их приказами переходного периода. Это, в частности:

  • приказ Минэкономразвития России № 761, Федерального казначейства № 20н от 27.12.2011 «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» (далее – Приказ № 761/20н);
  • приказ Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015 «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015–2016 годы» (далее – Приказ № 182/7н).

Таким образом, форма плана-графика определена Приказом № 761/20н, а порядок заполнения столбцов в документе – Приказом № 182/7н. Но с 1 января 2016 г. эти правила будут обновлены.

Порядок формирования, утверждения, ведения, а также форма планаграфика для обеспечения федеральных нужд утвержден Постановлением № 553. А для региональных и муниципальных заказчиков – Постановлением № 554. При этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо местная администрация вправе определить перечень дополнительной информации, включаемой в планы-графики.

Запомнить

Планы-графики должны содержать перечень закупок товаров, работ, услуг на очередной финансовый год, они являются основанием для осуществления закупок.

Основой для формирования планаграфика являются:

1 план закупок;

2 проект закона (решения) о бюджете соответствующего уровня, вынесенный на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ; либо законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; либо – представительного органа муниципального образования.

Сроки для утверждения плана-графика аналогичны тем, которые установлены для плана закупок – не более 10 рабочих дней либо с момента доведения объема прав в денежном выражении; либо – утверждения планов ФХД; либо – заключения соглашений о предоставлении субсидий.

Что касается непосредственно заказчиков, то им сроки на формирование плана-графика определяют главные распорядители средств федерального бюджета, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ, органами-учредителями, высшими исполнительными органами госвласти субъектов РФ и местными администрациями.

План-график, который будет составляться в 2016 г., отличается от действующего в текущий момент. Так, часть сведений, которые сейчас указываются в столбце 6 «Минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта» будут отражаться в самостоятельном столбце, а именно:

  • преимущества, предоставляемые участникам закупки в соответствии со ст. 28 и 29 Закона № 44-ФЗ;
  • осуществление закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (да, нет);
  • применение национального режима при осуществлении закупки;
  • дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг;
  • сведения о проведении обязательного общественного обсуждения закупки;
  • информация о банковском сопровождении контрактов.

Перечисленные выше позиции заполняются в плане-графике только при наличии определенных требований, запретов или ограничений. Подведем итог и представим кратко нормативное регулирование деятельности заказчика в отношении планирования в таблице:

Обоснование закупок

Неотъемлемой частью процесса планирования является процедура обоснования заказчиками своих закупочных позиций. Обоснование закупок формируется как на стадии формирования плана закупок, так и плана-графика (ч. 2, 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ).

Заключается данный процесс в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок. Уже в момент формирования плана закупок обоснованию подлежат:

  • объект и (или) объекты закупки;
  • требования к закупаемым товарам (работам, услугам);
  • предельные цены товара (работы, услуги);
  • нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Особого внимания заслуживает вопрос обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК).

Такая цена должна определяться (ориентировочно) уже на стадии разработки плановых документов. Причем заказчику следует не только определить НМЦК, но и спрогнозировать ее на перспективу.

В сегодняшней экономической ситуации это необходимо, т. к., например, с момента формирования плана-графика до момента объявления закупочной процедуры может пройти от одного до шести и более месяцев.

Недальновидность заказчика может обернуться против него же самого, когда закупка из-за отсутствияконкуренции признается несостоявшейся, либо исполнение контракта будет поставлено под угрозу срыва.

С 1 января 2016 г. порядок обоснования закупок товаров, работ и услуг будет регламентироваться Постановлением № 555. Данный документ содержит две формы обоснования: одну – при формировании плана закупок, вторую – плана-графика. Ключевым при этом является обоснование объекта (объектов) закупок, НМЦК и способа определения поставщика (подрядчика, исполни теля).

Запомнить

Обоснование закупок является неотъемлемой частью плановых документов в виде приложения.

Пример 1

В случае осуществления закупок оперативного характера в соответствии с пп. 4 и 5 ч.  1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ обоснованию подлежит годовой объем этих закупок. То есть сохраняется общая концепция по степени детализации информации в отношении закупок «малого объема».

Нормирование

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона № 44-ФЗ под нормированием в сфере закупок понимается установление требований:

  • к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в т. ч. предельной цены товаров, работ, услуг);
  • и (или) к нормативным затратам на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Таким образом, товары (работы, услуги), приобретаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать эти нужды, но не иметь избыточных потребительских свойств и не являться предметами роскоши (ч. 2 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

Законодательное регулирование процесса нормирования состоит из трех этапов, каждый из которых является продолжением и детализацией предшествующего.

На первом этапе Правительство РФ должно установить общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В частности:

1 к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию этих актов и обеспечению их исполнения;

2 к отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельные цены) и к определению нормативных затрат на обеспечение функций госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

На втором этапе в зависимости от уровня подчиненности организации – федерального, регионального или муниципального – соответственно Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации устанавливают правила нормирования в сфере закупок, включая:

1 требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании, содержанию этих актов и обеспечению их исполнения;

2 требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельные цены) и к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в т. ч. подведомственных указанным органам казенных учреждений.

На третьем этапе госорганы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы на основании правил нормирования (которые были установлены на втором этапе) утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными казенными, бюджетными, автономными учреждениями, а также государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, на которые распространяются положения Закона № 44-ФЗ, отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельные цены) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и казенных учреждений.

Напомним, что принятие таких нормативов актуально не только для формирования и обоснования потребности при составлении плана закупок, но и для обоснования НМЦК согласно требованиям ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Фактически летним пакетом подзаконных акт ов законодатель создал минимально необходимую базу для организации процесса планирования и обоснования закупок. Регламентация планирования закупок выглядит следующим образом:

Обратим внимание, что уже сейчас и регионы, и муниципалитеты должны начать работу по нормированию закупок. При этом принимаемые правила нормирования, требования к отдельным видам товаров (работ, услуг), нормативные затраты и прочее в обязательном порядке размещается в ЕИС (на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – до ее введения). С точки зрения технической возможности, в 2015 г. на официальном сайте доступна опция такого размещения – специальная вкладка «Правила нормирования в сфере закупок».

Пример 2

Приведем вариант нормирования затрат: прочие затраты; затраты на приобретение основных средств; затраты на приобретение транспортных средств (далее – ТС). Зам = Qам × Pам, Зам – затраты на приобретение ТС; Qам – планируемое к приобретению количество ТС на основании нормативов обеспечения; Pам – цена приобретения ТС на основании нормативов обеспечения.

По состоянию на конец июня 2015 г. на официальном сайте было размещено 77 документов в части нормирования закупок. Анализ этих документов позволяет сделать следующие выводы: вопервых, в регионах и муниципальных образованиях уже ведется работа по нормированию; во-вторых, большинство разработанных нормативов являются калькой федеральных норм, утв. постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084; в-третьих, часть субъектов РФ подходит к процессу планирования творчески и достаточно подробно конкретизировали и занормировали свои закупочные потребности.

Пример 3

Администрация Агинского Бурятского округа Забайкальского края приказом от 28.04.2015 № 26-пд установила для себя:

  • норматив количества абонентских номеров пользовательского (оконечного) оборудования, подключенного к сети местной телефонной связи и услуг подвижной связи. В частности, заместителю председателя правительства Забайкальского края положено не более двух единиц абонентских номеров с оплатой за счет бюджета не более 4000 руб. в месяц;
  • норматив количества SIM-карт. На одного государственного гражданского служащего (от заместителя председателя правительства до помощника руководителя) – не более 1 шт.;
  • норматив цены и количества принтеров, многофункциональных устройств и копировальных аппаратов (далее – оргтехника);
  • норматив цены и количества расходных материалов для оргтехники;
  • норматив перечня печатных изданий и справочной литературы;
  • нормативы количества и цены канцелярских принадлежностей на одного государственного гражданского служащего. Перечень составляет 50 номенклатурных позиций с различной частотой обеспечения (раз в месяц, в квартал, в год и т. п.);
  • норматив на приобретение оборудования и мониторов системы видеоконференц-связи;
  • норматив на приобретение мебели и отдельных материально-технических средств;
  • норматив количества и цены материальных запасов для нужд гражданской обороны (противогаз, пакет перевязочный, аптечка и т. д.).

Субъектам, ответственным за разработку нормативов можно пожелать успехов в работе и брать пример с передовых регионов.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль