Как повысить качество медицинских услуг

384
Как повысить качество медицинских услуг
В апреле текущего года с сенсационным заявлением выступила Счетная палата РФ. По факту проведенной проверки оказалось, что реформа системы здравоохранения не только не принесла ожидаемой пользы, а, наоборот, ухудшила качество и доступность медпомощи. Как в таких условиях учреждениям повышать эффективность госуслуг, узнаем у нашего эксперта Н.Г.Шамшуриной.

Действительно ли экономически целесообразны имеющие место на сегодняшний день в регионах уменьшение числа медицинских организаций и сокращение коечного фонда стационаров?

Если говорить не об организационной, а об экономической составляющей, то главная мысль – необходимость повышения эффективности. Механическое сокращение коек или учреждений ничего не даст, хотя, кажется, что так можно быстро снизить затраты.

Но если на оставшихся койках будут лечить по-прежнему, то такое решение только усугубит проблемы с удовлетворением потребности в качественной медицинской помощи.

Прежде всего нужно правильно определить объем помощи, который может выполнить учреждение, исходя из имеющейся материально-технической базы, количества и квалификации кадров, финансового обеспечения. Неправильно рассчитывать на то, что будет выполняться больше работы, чем обеспечено ресурсами.

Возможно, придется частично переориентироваться на оказание платных услуг и не потребуется сокращения ни коечного фонда, ни штатной численности, поскольку тот же кадровый состав будет осуществлять оба направления деятельности, а рабочий день имеет физические ограничения. Деятельность на возмездной основе позволит обеспечить экономическую устойчивость учреждения.

Что можно порекомендовать руководителям медучреждений для выполнения запланированных объемов помощи и обеспечения ее качества?

Самое очевидное решение – сформировать резервный фонд. Это разрешено законодательством, и эксперты рекомендуют, чтобы резервный фонд составлял не менее 25% от уставного капитала (для государственного учреждения – условного уставного капитала, который мы оцениваем как стоимость основных фондов).

Такие накопления возможны только из прибыли, а прибыль мы можем получить только от деятельности, приносящей доход, в структуре тарифа ОМС ее нет. Примерно 3% годовой прибыли стоит отчислять в резервный фонд, постепенно накапливая средства, которые могут быть использованы в случае форс-мажорных обстоятельств.

Для снижения рисков учреждение должно осознанно планировать объемы своей деятельности, заранее зная размеры тарифов на оплату услуг и учитывая прогнозируемый рост цен. При планировании нужно рассчитывать точку безубыточности – тот порог объема услуг, сверх которого деятельность становится убыточной. Важно понимать, что эффективность бюджетного учреждения это выполнение государственного задания на 100%, ни больше и ни меньше. Не надо стремиться к перевыполнению плана – это может оказаться убыточным.

Планирование деятельности организации предполагает расчет точки безубыточности путем сопоставления постоянных затрат, цены и переменных затрат на единицу услуги. Имеет ли практический смысл такой расчет, если тарифное соглашение устанавливает не только размер тарифа на каждую услугу, но и доли затрат по отдельным статьям расходов?

То, что величина расходов заранее определена, не означает, что она не должна быть обоснована и увязана с безубыточным объемом деятельности. Сегодня нормативы объема помощи и ее финансового обеспечения устанавливаются, исходя из имеющихся ресурсов.

Но количество выделяемых средств должно отражать реальные потребности организации в ресурсах при оказании данных объемов помощи. Поскольку все законодательство нацелено на повышение самостоятельности учреждений, они должны иметь экономическую мотивацию.

Принцип обеспечения качества медицинской помощи путем применения стандартов и клинико-статистических групп (КСГ) как способа оплаты помощи при определенной нозологии по своему смыслу означает, что сначала мы определяем затраты на оказание такой помощи, а потом объем, который заказывает государство. Иначе деятельность организации здравоохранения будет всегда убыточной.

Если мы заранее определили, сколько стоит лечение заболевания (т. е. тариф), то, исходя из анализа постоянных и переменных затрат, сможем рассчитать объем медицинских услуг, который может выполнить учреждение без убытка.

Дальше мы говорим: наша организация может выполнить столько, если необходимо больше, нужно дополнительное финансовое обеспечение. А на практике, когда главный врач обращается с просьбой выделить дополнительные финансовые ресурсы, органам власти непонятно: как же так, вас профинансировали на 100% от плана, почему денег не хватает? А потому, что объемы определены без оценки самоокупаемости: вот тариф, вот количество случаев, умножили и получили объем финансового обеспечения.

Что касается Приказа № 200, в котором определены доли расходов по направлениям, отмечу следующее. Если эти доли определяются, исходя из технологии лечебно-диагностического процесса, и они научно обоснованны, то такая стандартизация полезна.

Я неоднократно выполняла расчеты, и часто выходило, что стоимость медицинской помощи по стандарту в полтора-два раза выше, чем соответствующий тариф ОМС. Это означает,что тариф занижен (что не зависит от медицины), не соответствует потребности в ресурсах, необходимых для оказания данного вида медицинской помощи в соответствии со стандартом.

То, что написано в стандарте, – это вопрос медицинского сообщества, он определяет, что нужно делать в том или другом случае. Тарифы должны обеспечивать выполнение технологии лечебного процесса, а не просто отражать возможности финансирующих органов.

Программа госгарантий предусматривает только один способ оплаты стационарной медицинской помощи – по законченному случаю лечения заболевания, тогда как традиционно расходы стационаров было принято определять в расчете на койко-день. Как теперь правильно детализировать расходы и доходы?

Сама по себе идея оплачивать медицинскую помощь в стационаре по законченному случаю с учетом КСГ неплохая и имеет много плюсов. Но, дей- ствительно, здесь совсем другая методика ценообразования, фиксирующая не стоимость койко-дня, а всего случая лечения с определенной затратоемкостью.

Затратоемкость определяется технологией лечебно-диагностического процесса, что более правильно с точки зрения учета всех затрат. Определять стоимость среднего койко-дня при такой оплате смысла не имеет: общее финансирование привязано к количеству пролеченных больных, а не к занятости койки. То есть, планируя объем финансового обеспечения больницы, нельзя одновременно использовать и койко-день, и законченный случай по КСГ, нужно выбирать или – или.

Позволю себе коснуться еще одной темы. Согласно программе госгарантий для расчета объема финансовых средств в амбулаторно-поликлиническом звене взят подушевой норматив, а в стационарном звене – случай госпитализации. То есть пациент один, а системы расчета необходимых для его лечения средств – две.

И что такое подушевой норматив: сначала на его основе определяем общую сумму средств для первичного звена, потом, деля на число прикрепленных пациентов, получаем, по сути, тариф? Но это же неправильно, нужно исходить из технологии лечебного процесса.

Я считаю, что планирование становится прозрачным только в случае, если мы берем за основу реальную себестоимость медицинской помощи, потом определяем (исходя из структуры заболеваемости, половозрастной структуры и т. д.) необходимое количество этой помощи, и только потом – общий объем финансовых средств.

А если мы знаем общую сумму, то мы ставим поликлиники в условия убыточной деятельности в системе ОМС и разделяем первичное и вторичное звено здравоохранения, поскольку применяем разные принципы финансового обеспечения. Подробнее об этом читайте в №9-2015 журнала Финансовый справочник бюджетной организации.

Как повысить качество медицинских услуг

Об оплате медицинской помощи в рамках программы ОМС на основе клинико-статистических групп болезней (КСГ) Вы узнаете, получив доступ к демо-версии Электронной системы "Госфинансы"



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 40%
  • Над составлением бюджетной сметы 20%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 60%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль