Имущественная ответственность учреждений

722
Из-за продолжающейся оптимизации учреждения до сих пор нередко меняют свой тип: казенные становятся бюджетными, а бюджетные – автономными. Изменение типа учреждения меняет и его имущественную ответственность.

Имущественная ответственность любого учреждения наступает в случаях:

  • нарушения договорных обязательств;
  • прав потребителя;
  • причинения вреда.

Если нарушено трудовое законодательство, то работодатель несет материальную ответственность. Например, за несвоевременно выплаченную зарплату, задержку выдачи работнику трудовой книжки. Несмотря на схожесть указанных видов ответственности, они  имеют свои особенностями. Так имущественная ответственность вполне возможна и при отсутствии вины, например:

  • причинение вреда источником повышенной опасности (чаще всего автотранспортными средствами, которые отражены на балансе учреждения);
  • некоторые нарушения в рамках приносящей доход деятельности (далее – ПДД);
  • причинение вреда чести (достоинству, деловой репутации) других лиц путем распространения о них порочащих сведений.

Государство и публично-правовые образования до разделения учреждений на три типа несли субсидиарную ответственность с подведомственными учреждениями. В настоящее время такой правовой режим полностью применяется только в отношении казенных учреждений. Субсидиарная ответственность государства (публично-правовых образований) означает, что:

  • взысканию подлежат исключительно денежные суммы, которые находятся в распоряжении учреждения;
  • если учреждению денег не хватает, например, для выплат по исполнительному листу, то ответственность несет собственник имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.

В частности, главные распорядители бюджетных средств (далее – ГРБС) несут субсидиарную ответственность, если подведомственному казенному учреждению недостаточно:

  • лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО);
  • объемов финансирования расходов.

Причем ГРБС может быть изначально привлечен к участию в судебном процессе в качестве соответчика. Следствием просьбы истца об обращении взыскания на ГРБС может стать ее удовлетворение. Однако в решение суда будет указано, что  только  в случае отсутствия денежных средств на лицевом счете учреждения, взыскание будет обращено на ГРБС.

Как правило, срок взыскания составляет три месяца. Если в не хватает денежных средств для исполнения решения суда в бюджете, то должна быть запущена процедура внесения соответствующих изменений в бюджет.

Реализация субсидиарной ответственности имеет другой порядок, если в решении суда не упомянут ГРБС, а казенному учреждению для погашения исполнительного документа все же не хватает объемов ЛБО (финансирования расходов). В таком случае учреждение направляет ГРБС запрос - требование о необходимости выделения ему дополнительных объемов с указанием даты поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства.

В течение трех месяцев ГРБС должен обеспечить выделение необходимых для полного погашения исполнительного документа объемов ЛБО (финансирования) расходов.

Для учреждений, преобразованных в бюджетные переломной точкой в отношении субсидиарной ответственности стало 1 января 2011 года. Учредитель бюджетного учреждений несет субсидиарная ответственность в отношении кредиторской задолженности, только в том случае, если она образована до указанной даты. Переход на новые типы предполагает, что в качестве автономных и бюджетных созданы учреждения, которые могут:

  • эффективно осуществлять ПДД;
  • самостоятельно и в полном объеме нести имущественную ответственность.

При этом для защиты бюджетов всех уровней от возможных исков бюджетным (автономным) учреждениям была значительно сокращена субсидиарная ответственность учредителей указанных типов учреждений. При недостаточности имущества бюджетного (автономного) учреждения, на которое может быть обращено взыскание, учредители в настоящее время несут субсидиарную ответственность в единственном случае – по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам. Кроме того, субсидиарная ответственность учредителя наступает, если бюджетное (автономное) учреждение будет ликвидировано.

На остальные случаи наступления имущественной ответственности бюджетных (автономных) учреждений субсидиарная ответственность их учредителей не распространяется.

Причем если раньше имущественная ответственность распространялась только на денежные средства в распоряжении учреждений, то теперь взыскание может быть обращено, в частности, и на:- ценные бумаги;- имущественные права требования (дебиторская задолженность).В отношении взыскания за счет нефинансовых активов установлены серьезные ограничения. Так взысканию не подлежит особо ценное движимое имущество, отраженное на балансе бюджетного (автономного) учреждения.

Такое же правило действует для бюджетных учреждений и в отношении недвижимого имущества. Для автономных учреждений вопрос о недвижимом имуществе – самый сложный. Такое имущество не подлежит взысканию только в случае, когда оно было:

  • передано автономному учреждению его учредителем;
  • приобретено (построено) за счет средств, выделенных на эти цели учредителем.

Например, если автономное учреждение построило здание за счет ПДД, то указанный объект может быть арестован и продан целях погашения задолженности. Однако до сих пор остается не регламентированной ситуация в отношении недвижимого имущества, которое приобретено (построено) автономным учреждением за счет двух источников, например, за счет:

  • полученных от ПДД;
  • целевой субсидии, выделенной учредителем.

В случае недостаточности средств долговое обязательство бюджетного (автономного) учреждения может оставаться невыполненным неопределенное время, так как банкротство учреждений законодательством не предусмотрено. При этом будет происходить списания поступающих на лицевой (банковский) счет учреждения денежных средств.

Само учреждение при этом должно продолжать работу на базе имущества, на которое не может быть обращено взыскание. Так как при ликвидации учреждения наступает субсидиарная ответственность учредителя, то, как правило, учредитель все же предпринимает усилия для погашения задолженности. К тому же нередко причиной неплатежей со стороны учреждения становится несвоевременное поступление субсидий от учредителя.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Опрос

Сложно ли Вам проводить ежеквартальные сверки с контрагентами?

  • Да 39.36%
  • Нет 24.47%
  • Зависит от количества контрагентов 36.17%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-58476 от 04.07.2014.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×