Имущественная ответственность учреждений

885
Из-за продолжающейся оптимизации учреждения до сих пор нередко меняют свой тип: казенные становятся бюджетными, а бюджетные – автономными. Изменение типа учреждения меняет и его имущественную ответственность.

Имущественная ответственность любого учреждения наступает в случаях:

  • нарушения договорных обязательств;
  • прав потребителя;
  • причинения вреда.

Если нарушено трудовое законодательство, то работодатель несет материальную ответственность. Например, за несвоевременно выплаченную зарплату, задержку выдачи работнику трудовой книжки. Несмотря на схожесть указанных видов ответственности, они  имеют свои особенностями. Так имущественная ответственность вполне возможна и при отсутствии вины, например:

  • причинение вреда источником повышенной опасности (чаще всего автотранспортными средствами, которые отражены на балансе);
  • некоторые нарушения в рамках приносящей доход деятельности (далее – ПДД);
  • причинение вреда чести (достоинству, деловой репутации) других лиц путем распространения о них порочащих сведений.

Государство и публично-правовые образования до разделения учреждений на три типа несли субсидиарную ответственность с подведомственными учреждениями. В настоящее время такой правовой режим полностью применяется только в отношении казенных учреждений. Субсидиарная ответственность государства (публично-правовых образований) означает, что:

  • взысканию подлежат исключительно денежные суммы, которые находятся в распоряжении организации;
  • если учреждению денег не хватает, например, для выплат по исполнительному листу, то ответственность несет собственник имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.

В частности, главные распорядители бюджетных средств (далее – ГРБС) несут субсидиарную ответственность, если подведомственному казенному учреждению недостаточно:

  • лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО);
  • объемов финансирования расходов.

Причем ГРБС может быть изначально привлечен к участию в судебном процессе в качестве соответчика. Следствием просьбы истца об обращении взыскания на ГРБС может стать ее удовлетворение. Однако в решение суда будет указано, что  только  в случае отсутствия денежных средств на лицевом счете учреждения, взыскание будет обращено на ГРБС.

Как правило, срок взыскания составляет три месяца. Если в не хватает денежных средств для исполнения решения суда в бюджете, то должна быть запущена процедура внесения соответствующих изменений в бюджет.

Реализация субсидиарной ответственности имеет другой порядок, если в решении суда не упомянут ГРБС, а казенному учреждению для погашения исполнительного документа все же не хватает объемов ЛБО (финансирования расходов). В таком случае учреждение направляет ГРБС запрос - требование о необходимости выделения ему дополнительных объемов с указанием даты поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства.

В течение трех месяцев ГРБС должен обеспечить выделение необходимых для полного погашения исполнительного документа объемов ЛБО (финансирования) расходов.

Для учреждений, преобразованных в бюджетные переломной точкой в отношении субсидиарной ответственности стало 1 января 2011 года. Учредитель бюджетного учреждений несет субсидиарная ответственность в отношении кредиторской задолженности, только в том случае, если она образована до указанной даты. Переход на новые типы предполагает, что в качестве автономных и бюджетных созданы организации, которые могут:

  • эффективно осуществлять ПДД;
  • самостоятельно и в полном объеме нести имущественную ответственность.

При этом для защиты бюджетов всех уровней от возможных исков бюджетным (автономным) учреждениям была значительно сокращена субсидиарная ответственность учредителей указанных типов учреждений. При недостаточности имущества, на которое может быть обращено взыскание, учредители в настоящее время несут субсидиарную ответственность в единственном случае – по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам. Кроме того, субсидиарная ответственность учредителя наступает, если бюджетное (автономное) учреждение будет ликвидировано.

На остальные случаи наступления имущественной ответственности бюджетных (автономных) учреждений субсидиарная ответственность их учредителей не распространяется.

Причем если раньше имущественная ответственность распространялась только на денежные средства в распоряжении учреждений, то теперь взыскание может быть обращено, в частности, и на:- ценные бумаги;- имущественные права требования (дебиторская задолженность).В отношении взыскания за счет нефинансовых активов установлены серьезные ограничения. Так взысканию не подлежит особо ценное движимое имущество, отраженное на балансе.

Такое же правило действует для бюджетных учреждений и в отношении недвижимого имущества. Для автономных учреждений вопрос о недвижимом имуществе – самый сложный. Такое имущество не подлежит взысканию только в случае, когда оно было:

  • передано автономному учреждению его учредителем;
  • приобретено (построено) за счет средств, выделенных на эти цели учредителем.

Например, если автономное учреждение построило здание за счет ПДД, то указанный объект может быть арестован и продан целях погашения задолженности. Однако до сих пор остается не регламентированной ситуация в отношении недвижимого имущества, которое приобретено (построено) автономным учреждением за счет двух источников, например, за счет:

  • полученных от ПДД;
  • целевой субсидии, выделенной учредителем.

В случае недостаточности средств долговое обязательство бюджетного (автономного) учреждения может оставаться невыполненным неопределенное время, так как банкротство учреждений законодательством не предусмотрено. При этом будет происходить списания поступающих на лицевой (банковский) счет.

Само учреждение при этом должно продолжать работу на базе имущества, на которое не может быть обращено взыскание. Так как при ликвидации учреждения наступает субсидиарная ответственность учредителя, то, как правило, учредитель все же предпринимает усилия для погашения задолженности. К тому же нередко причиной неплатежей со стороны организации становится несвоевременное поступление субсидий от учредителя.

Имущество казны 

В составе имущества казны учитываются следующие объекты:

  • нефинансовые активы (недвижимое и движимое имущество, драгоценности и ювелирные изделия, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы);
  • финансовые активы (вложения в ценные бумаги, акции и иные формы участия в капитале, другие финансовые активы).
  • Состав имущества казны и порядок ее формирования должны быть определены нормативно-правовым документом собственника. Например, в соответствии с Законом г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 к имущественной казне относятся следующие виды имущества:

недвижимое имущество:

  • земельные участки;
  • здания, строения, нежилые помещения;
  • объекты жилищного фонда;
  • объекты инженерного и коммунального назначения;
  • объекты природопользования;
  • объекты движимого имущества, которые в соответствии с законодательством отнесены к недвижимому имуществу;
  • иные объекты недвижимого имущества;
  • движимое имущество:
  • акции и доли города в хозяйственных обществах;
  • станки и оборудование, машины и механизмы, транспортные средства (за исключением транспортных средств, отнесенных в соответствии с законодательством к недвижимому имуществу);
  • архивные фонды, архивные документы и вещественные источники;
  • драгоценные металлы и камни;
  • движимые культурные ценности;
  •  иные объекты движимого имущества.

При этом включению в имущественную казну подлежат объекты:

  • созданные за счет средств бюджета города Москвы (исключение – объекты, созданные за счет предоставленных городом Москвой средств субвенций, субсидий, в том числе грантов или иной материальной поддержки);
  • приобретенные городом Москвой на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в состав казны.
  • Об этом сказано в статье 6 Закона г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 5

Документальное оформление

При поступлении имущества в состав казны оформите акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Это следует из Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Документом, который подтверждает право собственности публично-правового образования на объекты, является реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2006 г. № Ф04-7746/2006(28555-А27-24)).

Структура реестра и порядок работы с ним должны быть определены в нормативно-правовом документе публично-правового образования. В частности, данным документом устанавливаются:

  • состав и перечень регистрируемых параметров объектов;
  • порядок сбора, обработки и актуализации данных;
  • полномочия и ответственность учреждения, на которое возложена обязанность по созданию и ведению реестра.

Включение в реестр объектов нефинансовых активов имущества казны допускается при наличии:

  • распоряжения главы публично-правового образования (иного распорядительного документа);
  • комплекта технических документов, позволяющих однозначно идентифицировать объект реестра;
  • свидетельства о госрегистрации права на объект реестра (в необходимых случаях).

Бухучет НФА

В бухучете нефинансовые активы (НФА), входящие в состав имущества казны, учитывайте на аналитических счетах счета 108.00 «Нефинансовые активы имущества казны»:

  • 108.51 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;
  • 108.52 «Движимое имущество, составляющее казну»;
  • 108.53 «Драгоценные металлы и драгоценные камни»;
  • 108.54 «Нематериальные активы, составляющие казну»;
  • 108.55 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;
  • 108.56 «Материальные запасы, составляющие казну».

Порядок учета имущества казны устанавливается нормативно-правовым документом (положением, регламентом) публично-правового образования. В данном документе прописывают:

  • четкий порядок взаимодействия участников, которые несут ответственность за движение имущества казны;
  • документы, которые служат основаниям для принятия объекта к учету (выбытия объектов);
  • другие организационные моменты.
  • По общему правилу имущество казны отражают в бухучете в стоимостном выражении, а инвентарный и аналитический учет не ведут. Но финорган публично-правового образования вправе установить другой порядок. Например, по аналогии с учетом ОС, НМА, МЗ, установленным Инструкцией к Единому плану счетов № 157н.

К учету имущество казны принимайте по его первоначальной (фактической) стоимости (п. 23 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

А если имущество в казну получено безвозмездно и первоначальная стоимость неизвестна? Тогда определите текущую оценочную стоимость объекта. То есть цену, по которой это имущество можно продать. Данные о такой цене подтвердите документами, например, заключением эксперта или письмом завода-изготовителя. Об этом сказано в пункте 25 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Иногда определить цену имущества в установленном инструкцией порядке не получится. Так, при получении в казну недвижимости бывает, что единственной оценкой, которая подтверждена документально, является кадастровая стоимость. Такое случается, если недвижимость ранее не стояла на кадастровом учете. И тогда уполномоченный орган сам определяет кадастровую стоимость объекта. В таком случае примите недвижимость к учету по оценочной стоимости, которая равна кадастровой. Такой порядок разъяснен в письме Минфина России от 1 февраля 2016 г. № 02-06-10/4657.

Периодичность отражения операций с имуществом казны в бюджетном учете также устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже одного раза в месяц (на отчетную дату).

Учет операций по движению имущества казны ведите (в соответствии с содержанием операции) в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) или в журнале по прочим операциям (ф. 0504071).

Порядок отражения в учете операций установлен пунктами 141–146 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 38 Инструкции № 162н и разъяснен в письме Минфина России от 21 февраля 2012 г. № 02-06-10/559.

Пример заполнения журнала операций по санкционированию (ф. 0504071)

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Опрос

Вы готовы к проверке со стороны контрольно-счетного органа?

  • Проверка назначена, учреждение готово 16.19%
  • Проверка назначена, учреждение не готово 16.19%
  • Проверка уже прошла 73.33%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-58476 от 04.07.2014.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль