Если школа решила организовать собственный музей

39
О чем пойдет речь: музей лучше создать как внутреннее подразделение. Его профиль и функции выбирают в соответствии с задачами образовательного учреждения. Важно правильно подготовить устав, которым будет регламентирована работа музея.

Дмитрий ЗВОНЕНКО, юрист

Кто участвует в организации школьного музея

Документ
Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ (далее – Закон о музеях) – основополагающий правовой акт, регламентирующий организацию и деятельность российских музеев

В структуре школы могут быть различные подразделения, в том числе музей. Об этом сказано в части 2 статьи 27 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании). Такое подразделение будет представлять собой некоммерческое учреждение культуры.
Как показывает практика, школы да и другие учебные заведения (гимназии, лицеи и т.  д.) создают свои музеи как внутренние структурные подразделения. Иные варианты слишком проблематичны не только с организационной, но и с финансовой точки зрения.
Инициатива основать музей может исходить от педагогов, учеников и их родителей, а также от общественности (п. 3.1 Примерного положения о музее образовательного учреждения (школьном музее), доведенного письмом Минобразования России от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16; далее – Положение). Важно, чтобы это были настоящие энтузиасты, готовые не только организовать музей, но и заниматься его развитием.

Учредитель музея – школа, в которой он создан, учредительный документ – приказ директора школы

Окончательное решение остается за директором школы, который подписывает приказ о создании нового подразделения.

Как выбрать профиль школьного музея

Профиль и функции музея зависят от задач образовательного учреждения (п. 1.3 Положения). Поскольку школа – это учебное заведение для получения общего образования, то профиль музея можно определить в соответствии с одной из школьных дисциплин.
Так, музей может быть:

  • историческим (краеведческим, военным);
  • художественным (литературным, искусствоведческим);
  • естественно-научным (геологическим, биологическим, зоологическим, экологическим);
  • техническим;
  • этнографическим и др.

Другое дело, если у школы узкая специализация и она дает детям дополнительное образование (например, музыкальное). Тогда музей может иметь и монографический характер. То есть его посвящают какому-то конкретному событию, явлению или предмету: музей музыки, музей самовара, музей книги и др.

Ваших коллег сейчас больше всего интересует
• Покупки на Новый год должны быть безопасными
• Списываем основное средство: нужно ли его учесть на счете 02
• Длительный отпуск педагога: что учесть бухгалтеру

Советуем оформить подписку на журнал "Учет в образовании" до конца месяца на выгодных условиях.

Что указать в положении о школьном музее

Деятельность музея регламентируется уставом (положением), который утверждает директор школы (п. 3.3 Положения). Структура этого документа во многом будет зависеть от профиля музея. Однако определенные моменты надо прописать обязательно.
Устав может содержать следующие разделы.
1. Общие положения. Здесь необходимо зафиксировать статус музея как структурного подразделения школы и определить правовую основу его функционирования (наряду с Законом о музеях это и Закон об образовании).

На заметку
Инвентарная книга – основной документ учета музейных предметов

2. Основные понятия. В данном разделе положения дайте расшифровку основных терминов, используемых в деятельности музея. Например:

  • профиль музея;
  • музейный предмет;
  • музейное собрание;
  • экспозиция;
  • инвентарная книга и т. п.

3. Цели, задачи создания и работы. Формулировки можно взять из нормативных правовых документов. В частности, в статье 3 Закона о музеях сказано, что такое учреждение культуры создают для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций. А вот пунктом 1.2 Положения определено, что музей служит целям воспитания, обучения, развития и социализации детей.

Шпаргалка

Пять обязательных условий для создания музея
1. Музейный актив из числа учеников и работников школы. Руководить музеем должен один из педагогов. Это может быть:
– заместитель директора;
– педагог, организующий внеклассную работу с учащимися;
– педагог-предметник (историк, биолог, географ и т. п.).
2. Собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы.
3. Помещения и оборудование для хранения, а также экспонирования музейных предметов.
4. Музейная экспозиция.
5. Устав музея (положение о нем), утвержденный директором школы.

4. Функции музея. Согласно пункту 4.1 Положения, основной функцией музея признается не только документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов, но и:

  • осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
  • организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
  • развитие детского самоуправления.

Совет
Также в положении можно указать режим работы музея, порядок доступа к экспозиции, в том числе лиц, не связанных непосредственно со школой, источники дополнительного финансирования

5. Содержание и формы работы школьного музея.
6. Организация поступления, учета и сохранности фонда музея.
Учитывать и хранить музейные предметы (коллекции), включенные в состав негосударственной части Музейного фонда РФ, надо в соответствии с правилами и условиями Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1998 г. № 179. Об этом сказано в статье 22 Закона о музеях.
7. Руководство музея. Здесь пропишите информацию о том, кто ведет общее и непосредственное руководство музеем как структурным подразделением школы.
Отмечу, что текущей работой музея занимается его совет, который избирают ученики и педагоги, входящие в актив.
Однако в целях оказания помощи учебному заведению может быть организован попечительский совет или совет содействия.
8. Порядок реорганизации (ликвидации) школьного музея. Что будет с коллекцией после реорганизации или ликвидации музея, решает его учредитель по согласованию с вышестоящим органом управления образованием (п. 7 Положения).



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров образовательных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль