Новые способы оплаты школьного питания

191
О чем пойдет речь: учет денежных потоков в школьных столовых и буфетах требует значительных трудозатрат. Покупок много, все они мелкие, а прибыль невелика, поэтому нанимать дополнительных кассиров невыгодно. Выход – установить компьютерную систему персональной регистрации. О плюсах и минусах разных ее видов, а также о полезных опциях расскажу в статье.

Оксана БАЛАНДИНА, эксперт журнала «Госуслуги»

Средства персональной идентификации

Чаще всего для персональной идентификации используют электронные карты. Это бесконтактные радиочастотные смарт-карты ближнего (до 5–10 см) диапазона или проксимити-карты, которые одновременно служат для прохода в школу. Иногда применяют карты типа PayPass, а также другие бесконтактные средства идентификации в виде брелоков и браслетов.
А вот средства биометрической идентификации принципиально отличаются от электронных карт. Они позволяют опознать человека по какому-либо из уникальных физических свойств: папиллярному узору пальца, рисунку ладони, вен, лицу, радужной оболочке глаза и пр. Главное достоинство средств биометрической идентификации в том, что носитель информации невозможно потерять или подделать.

На заметку
Не бойтесь применять новые технологии. Они позволят улучшить качество и организацию школьного питания и в то же время на легальных основаниях привлечь родительские средства

Но есть и недостатки. Во-первых, чтобы использовать такие средства, нужны более мощные и, соответственно, более дорогие компьютеры-считыватели. Во-вторых, данная технология еще недостаточно совершенна для применения в школе. В частности, из-за того, что площадь контакта пальца у ребенка может быть вчетверо меньше, чем у взрослого. При биометрии процесс распознавания образца имеет вероятностный характер, поэтому не исключены ошибки. Да и скорость работы биометрических считывателей ниже, чем у карточных.
С развитием техники появляются новые средства идентификации личности. Например, некоторые модели мобильных телефонов наделены функцией NFC и могут быть использованы как бесконтактные смарт-карты.
Существует российская модель бесконтактной карты дальнего диапазона, не требующая прикладывания к считывателю. Она выпускается в форме светоотражающего значка, прикрепляемого к школьному ранцу. Очевидно, появятся и другие технические решения.

Пополнение лицевого счета

Пополнение лицевого счета ученика можно организовать по-разному. Сначала перечислю традиционные способы.
1. Предварительная оплата. Как правило, ее применяют при расчетах за основное питание. Здесь возникает необходимость вести учет фактически полученных обедов. Поскольку классным руководителям такая функция несвойственна, ее часто возлагают на работников столовой. Основной минус данного способа – никто не учитывает, какую именно часть обеда съел ребенок. И деньги родителям за неоказанные услуги не возвращают.
2. Оплата наличными. Довольно распространенный способ оплаты покупки в школьном буфете. Его минусы:

  • нужен расчет сдачи;
  • возникают проблемы с гигиеной;
  • отсутствует контроль использования денег.

3. Оплата квитанцией ПД-4. При данном способе родители получают квитанции, оплачивают их, а затем бухгалтер разносит поступившие деньги по лицевым счетам учеников. Для повышения скорости обработки на каждой квитанции предусмотрен штрихкод. При этом с плательщика (родителя) в пользу банка взимается процент.

Совет
Используйте разные способы оплаты питания. Ведь одним родителям удобнее платить через интернет, другим – через банк. А если средств на лицевом счете ребенка недостаточно, то у него должна быть возможность доплатить наличными

Кроме традиционных существуют и инновационные способы пополнения лицевого счета.
1. Оплата через автомат-купюроприемник, который представляет собой компьютерный информационный киоск. Деньги, которые вносят родители или сами дети, без процента поступают на лицевой счет. Организаторы питания периодически (например, раз в день) забирают накопившиеся купюры. Надо сказать, что аппарат не требует затрат на инкассацию и содержание кассы. Однако он производит кассовый учет в соответствии с законодательством и, если необходимо, выдает фискальный чек.
2. Оплата банковской картой. При этом способе оплаты деньги поступают на лицевой счет ученика с банковского счета.
3. Оплата через интернет-системы («Яндекс. Касса», «Робокасса», «Интеркасса» и пр.) или специализированные системы оплаты. В этом случае плата за операцию в размере 1–5 процентов от суммы покупки взимается, как правило, с организатора питания.

НА ЗАМЕТКУ
Если ребенок потерял карту

В компьютерную систему должен быть заложен механизм разрешения таких ситуаций штатными средствами. Например, выдача подменных карт, использование нескольких средств идентификации для одного ученика, ручной режим выбора из списка в компьютере по классу и имени со сверкой по фотографии и др. В школьную столовую могут заходить и сторонние потребители, например ученики других школ, принимающие участие в районной олимпиаде. Чтобы обеспечить целостный товарный учет, предусмотрите в системе такие опции, как использование временной карты, лимитной карты, находящейся у ответственного за организацию питания или заведующего пищеблоком.

На заметку
Имеет смысл предусмотреть кредитный лимит и оперативное извещение родителей о наличии (об отсутствии) денег на счете. Это позволит избежать случаев, когда из-за нехватки средств ребенок не может поесть

Оформите подписку в декабре со скидкой 2017 руб.. Читайте в следующем номере:
• Как безопасно принять пожертвование
• Рекламируйте медицинские услуги без нарушений
• 6 советов, которые помогут не сорваться на подчиненных

Перейти к подписке

Регистрация выдачи питания и оплаты

Процесс оплаты в школьной столовой имеет свою специфику. Даже большая школьная перемена длится всего лишь 20 минут. За это время ученики должны прийти в столовую, вымыть руки, поесть, сделать персональную отметку или оплатить питание и вернуться в класс. Каждая секунда на счету. Поэтому важно, чтобы работники столовой предварительно накрывали завтраки и обеды, а затем система позволяла регистрировать выдачу питания и оплату буквально одной кнопкой. Это может делать, например, классный руководитель.
Кроме того, система должна быть максимально прозрачной. Персональная регистрация выдачи питания дает возможность оповещать родителей об оплате по смс, электронной почте или через мессенджеры вроде WhatsApp. Извещения рассылают и тем, кому пора пополнить лицевой счет. Некоторые школы предусматривают также ведение на сайте школьной столовой личных кабинетов, где можно просмотреть информацию о получении питания и внести плату.
Комплексная реализация карточных проектов во многих случаях предполагает одновременное внедрение систем контроля прохода в школу и питания. Существует практика, когда подрядчик устанавливает оборудование за свой счет (или за счет централизованного финансирования), а затем покрывает первоначальные затраты платой за смс-сообщения о проходе и получении питания. Принципиальная проблема данной схемы в том, что лишь часть родителей подписывается на платные рассылки.
Создавая систему оплаты питания в школе, следует дать родителям возможность указывать, на что предназначены вносимые деньги: на любые покупки или только на основное питание. Обычно для этого формируют несколько разделов лицевого счета. И настраивают систему таким образом, чтобы ребенок мог, например, деньгами на дополнительное питание оплачивать основное, но не наоборот.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Наш портал содержит материалы об организации платной деятельности в учреждении

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль