Межмуниципальная корпорация – объединение для социально-экономического развития

45
В условиях финансовой нестабильности стала очевидна необходимость объединения усилий и кооперации муниципалитетов в целях социально-экономического развития муниципальных образований. Одной из форм такой кооперации может стать межмуниципальная корпорация, созданная для развития территории сразу нескольких муниципалитетов.

К.В. Харченко, 
канд. соц. наук, доцент НИУ «БелГУ», руководитель Центра государственных и муниципальных программ НП «Национальная гильдия профессиональных консультантов»

Городским агломерациям — новое развитие

Развитие городских агломераций сегодня — ключевой элемент стратегии развития ряда субъектов РФ: Самарской, Ростовской, Челябинской, Иркутской областей. Развитие города в контексте агломерации стало частью стратегического плана развития Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Владивостока и др.

Основные задачи развития агломерации — объединить ресурсы городов и прилегающих территорий и рационально их использовать. Например, вместо двух мусороперерабатывающих заводов — один.

Преимуществами агломерации являются единая транспортная система, возможность совместного решения проблем рекреации, энергоснабжения, водоотведения и т. п. Агломерационное пространство дает возможность интенсифицировать и оптимизировать связи между населенными пунктами.

Развитие городских агломераций предполагает решение целого ряда задач, в основе которых лежит межмуниципальное взаимодействие. Для их решения агломерации нужна организационная структура, которая реализовывала бы методы управления на принципах проектного менеджмента, кооперации и муниципально-частного партнерства.

Для решения задач развития агломерации нужна организационная структура. В качестве таковой может выступать межмуниципальная корпорация.

В качестве такой структуры может выступать межмуниципальная корпорация социально-экономического развития территории агломерации (далее — ММК), которая будет интегрировать задачи экономического, социального и духовного развития местного сообщества в границах агломерации. Создаваться она должна на основе эффективного хозяйствования и использования современных моделей корпоративного управления, новейших информационных технологий. В этом случае ММК будет обеспечивать управляемое развитие экономической, социальной и духовной сфер жизнедеятельности территории агломерации, основанное на балансе интересов отдельных субъектов и системы в целом.

Организационно-правовая форма ММК

Межмуниципальная корпорация может быть создана в организационно-правовой форме ассоциации (союза), т. е. некоммерческой организации.

В качестве соучредителей ММК могут выступать:

  • органы исполнительной власти региона;
  • администрация города — ядро агломерации;
  • администрации прилегающих муниципальных районов, тяготеющих друг к другу в рамках агломерации;
  • стейкхолдеры — крупные и значимые для данной территории коммерческие организации, готовые выступить спонсорами проекта, инвестируя средства в его развитие;
  • владельцы прав на объекты интеллектуальной собственности, используемые для успешной работы ММК.

Организационно-правовая форма ММК позволит обойти ограничения, свойственные государственным структурам, не соответствующие интересам территории и населения агломерации. Федеральным законодательством не предусмотрены особые органы межмуниципального сотрудничества, которые занимались бы выполнением полномочий, переданных несколькими муниципалитетами для решения их общих проблем агломерации. В то же время в отношении некоммерческих структур таких ограничений нет.

Закрытые перечни имущества, которое может находиться в муниципальной собственности установлены в ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это имущество должно быть связано с выполнением полномочий, тогда как его функция как источника доходов местного бюджета, средства наращивания активов территории остается нереализованной. Функционирование ММК как некоммерческой организации позволит решить данную проблему.

Государственные структуры не могут быть эмитентами альтернативных платежных средств и учитывать движение паевых взносов членов потребительских обществ. Создание ММК позволит решить эти задачи и выйти на рынки IPO.

Ваших коллег сейчас больше всего интересует
• Секреты комплексного благоустройства городского округа
• Перераспределите налоги, чтобы повысить доходы местных бюджетов
• Как организовать в городе единое парковочное пространство

Советуем оформить подписку на журнал "Практика муниципального
управления" до конца месяца на выгодных условиях.

Структура межмуниципальной корпорации

Примерная структура межмуниципальной корпорации, представленная на рисунке, включает подразделения, ответственные за общественную безопасность, экономику, финансы, социальную сферу, молодежную политику, духовную безопасность. ММК также может выполнять функции по оценке эффективности деятельности органов власти и созданных в целях решения вопросов местного значения учреждений.

Межмуниципальная корпорация – объединение для социально-экономического развития
Структура Межмуниципальной корпорации социально-экономического развития

Задачи и направления деятельности подразделений межмуниципальной корпорации

Экономический блок подразделений ММК

Задачи: обеспечение эффективной хозяйственной и потребительской кооперации между находящимися на данной территории предприятиями и инфраструктурными объектами, организация сопровождения перспективных инвестиционных проектов в межмуниципальном пространстве, защита продукции на внутреннем рынке и ее продвижение на внешний рынок.

Технологии: добровольная сертификация товаров, централизованное управление средствами производства для местных производителей, поощрение артельно-кооперативных форм производства, региональное брендирование товаров и управление экспортной политикой.

Направления деятельности:

  • аккумулирование инвестиционных заявок и бизнес-планов от хозяйствующих субъектов, намеренных расширять свой бизнес на территории;
  • налаживание взаимодействия с потенциальными инвесторами;
  • участие в создании предприятий, содействие эффективному управлению создаваемыми предприятиями;
  • обеспечение бизнеса новыми технологиями путем выхода на их правообладателей;
  • выявление лиц, имеющих потенциал организаторов производства, с последующим обучением и предоставлением возможности участия в инвестиционных проектах.

ММК может выполнять функции по координации оценки эффективности деятельности органов власти и созданных в целях решения вопросов местного значения учреждений.

Финансовое управление ММК

Задачи: аккумулирование внебюджетного финансирования, организация взаимопомощи между субъектами хозяйствования, решение проблемы дефицита денег в обороте, в т. ч. путем эмиссии альтернативных платежных средств.

Направления деятельности:

  • оперативное управление казной ММК;
  • разработка и внедрение информационных технологий в финансовой сфере. Например, электронная система учета поступлений внебюджетных источников, система электронного учета пайщиков и др.;
  • управление инвестициями;
  • управление межмуниципальными средствами взаиморасчетов (внутренние ценные бумаги, векселя);
  • запуск и обеспечение деятельности межмуниципальной кассы взаимопомощи;
  • создание органа общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью ММК.

Совет безопасности

Задачи: обеспечение безопасного функционирования создаваемой инновационной системы, минимизация возможных рисков, препятствующих ее эффективной деятельности.

Направления деятельности:

  • создание добровольных формирований дружинников;
  • координация систем видеонаблюдения и иных мер по обеспечению общественной безопасности в пределах агломерации;
  • развитие системы региональных штрафов и наказаний.

Общественный центр развития социального потенциала территории

Задача: создание альтернативной системы социальной защиты населения, основанной на использовании человеческого потенциала территории.

Направления деятельности:

  • организация общественных работ в пространстве агломерации: выявление потребности в работниках, разработка материальных и компенсационных форм вознаграждения за труд;
  • выявление острых социальных потребностей и централизованное управление трудом добровольцев на базе центров социального обслуживания населения;
  • управление Фондом арендного социального жилья.
  • создание и координация деятельности негосударственного пенсионного фонда, призванного инвестировать накопительную часть пенсии в развитие территории агломерации.

Центр молодежных стратегий

Задача: интеграция молодежной политики региона, города-ядра и прилегающих к нему муниципальных районов, создание системы поддержки молодежи, системная работа по интеграции молодых людей в общественную жизнь на основе позитивных ценностей.

Направления деятельности:

  • ведение каталога молодежных возможностей в масштабах агломерации;
  • содействие в профориентации и начале карьеры, помощь в разработке индивидуальных планов профессионального развития;
  • программа «Наставничество» на базе местных предприятий через систему компенсаций и поощрений;
  • создание и ведение базы данных талантливых (перспективных) молодых людей, их электронных портфолио.

Общественный центр духовной безопасности

Результатом деятельности ММК должен стать выход на новый уровень социально-экономического развития территории.

Задачи: обеспечение духовной (психологической) безопасности местного сообщества, в особенности подрастающего поколения.

Направления деятельности:

  • разработка и реализация современной идеологии местного сообщества основанной на изучении проблематики солидарного общества, пропаганда социально ориентированных НКО, ТОС, Советов территорий;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • разработка и реализация культурно-массовых программ, основанных на общественных ценностях;
  • психологическая помощь населению в части организации семейного образования и отдыха детей и по др. вопросам.

Общественно-экспертный совет призван интегрировать экспертный потенциал местного сообщества по различным направлениям. В настоящее время подобный орган действует при губернаторе Севастополя (http://просевастополь.рф).

Рейтинговое агентство ММК

Задачи: повышение эффективности работы государственных и муниципальных учреждений с учетом обратной связи.

Направления деятельности:

  • проведение социологических исследований по выявлению удовлетворенности населения различными сферами жизнедеятельности в масштабах агломерации;
  • рейтингование государственных и муниципальных учреждений, оказывающих услуги населению;
  • сбор экспертных оценок деятельности органов власти.

Центр стратегического развития

Задачи: разработка организационной структуры и стратегии развития ММК, подготовка кадров.

Эффекты от реализации проекта

Экономический эффект:

  • обеспечение инвестиций в развитие территории;
  • рост возможностей экономических субъектов (получение доходов в качестве дивидендов, расширение возможностей сбыта продукции, соинвестирование как альтернатива кредитованию под высокий процент);
  • расширение рынка труда.

Социальный эффект:

  • улучшение комфортности проживания на территории;
  • развитие институтов взаимопомощи;
  • рост доходов населения, снижение уровня безработицы.

Результатом деятельности ММК должен стать выход на новый уровень социально-экономического развития территории за счет активизации делового, социального и духовного потенциала ее жителей при максимальном использовании внутренних ресурсов.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль