Что нужно знать о прекращении полномочий председателя представительного органа

280
В течение срока исполнения полномочий председателя представительного органа муниципального образования может возникнуть необходимость их прекращения. Рассмотрим, по каким основаниям. Вопросы, связанные с прекращением полномочий председателя представительного органа муниципального образования и неурегулированные на федеральном и региональном уровнях, можно урегулировать муниципальными правовыми актами. Порядок и условия отстранения председателя от должности можно определить в регламенте представительного органа муниципального образования.

П.В. ГУЛИДОВ, 
эксперт журнала «Практика муниципального управления»

Основания для прекращения полномочий

Председатель представительного органа муниципального образования является депутатом этого органа и исполняет свои полномочия на постоянной основе (ст. 2, 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, далее – Закон № 131-ФЗ). Прекращение полномочий председателя представительного органа муниципального образования возможно одновременно с прекращением статуса депутата представительного органа муниципального образования или без прекращения статуса депутата.

Прекращение статуса депутата

Полномочия председателя представительного органа прекращаются или со дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва, или досрочно в связи:

  • со смертью;
  • с отставкой по собственному желанию;
  • с признанием судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • с признанием судом безвестно отсутствующим или объявление умершим;
  • с вступлением в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
  • с выездом за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
  • с прекращением гражданства Российской Федерации;
  • с прекращением гражданства иностранного государства – участника международного договора с Российской Федерацией, в соответствии с которым иностранец имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
  • с приобретением гражданства иностранного государства либо получения права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора с Российской Федерацией, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
  • с отзывом избирателями;
  • с досрочным прекращением полномочий органа местного самоуправления;
  • с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.
Ваших коллег сейчас больше всего интересует
• Секреты комплексного благоустройства городского округа
• Перераспределите налоги, чтобы повысить доходы местных бюджетов
• Как организовать в городе единое парковочное пространство

Советуем оформить подписку на журнал "Практика муниципального
управления" до конца месяца на выгодных условиях.

Отстранение от должности

Чтобы прекращение полномочий председателя по основаниям, отсутствующим в Законе № 131-ФЗ или иных федеральных законах, было законным, представительный орган должен принять муниципальный правовой акт, устанавливающий условия и порядок такого прекращения

Если депутатский статус председателя не прекращается и речь идет лишь об отстранении его от должности, нужно учитывать следующее. Ни федеральное законодательство, ни большинство региональных законов, принятых в области гарантий депутатской деятельности, данный вопрос не регулируют. И выход здесь только один – нормативное регулирование на муниципальном уровне. А поскольку председатель возглавляет представительный орган муниципального образования, то и регламентировать вопросы, связанные с такими гарантиями, должен именно этот орган.

Условия и порядок прекращения полномочий председателя надо определить в муниципальном правовом акте

Депутатская деятельность относится к трудовой деятельности физлица. Поэтому обязанности, выполняемые депутатом в рамках депутатской деятельности, это его трудовые обязанности (письмо Минфина России от 27 марта 2013 г. № 03-04-05/6-293). Но нормы Трудового кодекса РФ на председателя напрямую не распространяются, поскольку у него нет работодателя. Их применение возможно на основании:

  • принципа «аналогии закона»: к не урегулированному конкретной нормой правоотношению применяются нормы закона, регламентирующие сходные отношения;
  • статей 2 и 11 Трудового кодекса РФ, которые предусматривают, что трудовым законодательством регулируются как трудовые, так и иные непосредственно связанные с ними отношения. Поскольку деятельность председателя относится к трудовой и может регулироваться трудовым законодательством в качестве иных отношений, применение аналогии права в вопросах отстранения от должности председателя обоснованно.

Чтобы прекращение полномочий председателя по основаниям, отсутствующим в Законе № 131-ФЗ или иных федеральных законах, было законным, представительный орган должен принять муниципальный правовой акт, определяющий условия и порядок такого прекращения. Акт может быть оформлен как изменение в устав муниципального образования или как самостоятельное решение. В последнем случае требуется наличие в уставе муниципального образования так называемой отсылочной нормы, предусматривающей, что условия и порядок прекращения полномочий председателя регулируются решениями представительного органа.

Порядок и условия прекращения полномочий председателя можно определить в регламенте представительного органа муниципального образования. Там должно быть оговорено, что председатель имеет право в любое время добровольно сложить свои полномочия, сохранив при этом статус депутата.


Пример 1
В части 5 статьи 49 регламента Думы Надеждинского муниципального района, утвержденного решением Думы Надеждинского муниципального района Приморского края от 16 октября 2009 г. № 188, сказано следующее: «Председатель Думы вправе добровольно уйти в отставку на основании своего письменного заявления. На основании заявления Дума принимает решение об отставке председателя Думы. В случае непринятия Думой отставки председатель Думы вправе сложить свои полномочия по истечении двух недель после заседания Думы».


Депутаты могут стать инициаторами отставки

Органы местного самоуправления наделены правами юридического лица и являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для управленческих функций (ст. 41 Закона № 131-ФЗ).
Председатель представительного органа является руководителем муниципального казенного учреждения. И применение к его трудовой деятельности по аналогии трудового законодательства в этом случае обоснованно.

Если инициаторами отстранения от должности председателя являются депутаты, тогда целесообразно решать вопрос о прекращении его полномочий в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ (по аналогии закона), регулирующими порядок и основания прекращения трудового договора.

1. Муниципальным правовым актом должны быть определены причины, по которым может произойти отстранение председателя от должности по  статье 81 Трудового кодекса РФ, устанавливающей основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Исходя из нее, в регламенте представительного органа можно закрепить следующие условия для инициирования процесса отстранения председателя от должности:

  • неоднократное неисполнение без уважительных причин своих должностных обязанностей (эти обязанности должны быть четко установлены регламентом);
  • однократное грубое нарушение должностных обязанностей (в регламенте должно быть четко прописано, какие нарушения относятся к грубым);
  • прогул, то есть отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд;
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • принятие необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, его неправомерное использование или иной ущерб имуществу представительного органа как юридического лица (организации).

Если полномочия не предусмотрены законодательством
«Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является в том числе широта дискреционных полномочий» (п. 3Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96). Суть ее – в отсутствии условий или оснований для принятия решения. Дискреционными будут считаться полномочия представительного органа по принятию решения об отставке председателя, если данные полномочия не предусмотрены и не урегулированы законодательством.

Данный перечень может быть изменен (дополнен) по решению конкретного представительного органа муниципального образования.

2. Регламент должен содержать порядок выдвижения инициативы депутатами об отстранении председателя от должности.


Пример 2
Согласно регламенту Думы Надеждинского муниципального района, вопрос об отзыве председателя Думы вносится в повестку дня заседания по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.


3. Необходимо определить порядок проведения процедуры отстранения председателя от должности. Исходя из принципа коллегиальности работы представительного органа, нужно создать временную депутатскую комиссию, которая будет проводить служебное расследование в отношении председателя. Порядок ее работы устанавливается регламентом.

По аналогии со статьей 193 Трудового кодекса РФ председатель должен иметь возможность дать депутатам письменное объяснение по поводу вменяемых ему нарушений. Ему также должно быть предоставлено слово на заседании представительного органа, прежде чем начнется голосование по вопросу его отставки.

4. В регламенте надо предусмотреть порядок проведения голосования по вопросу отстранения председателя от должности. Оно должно быть тайным, а для принятия решения об отставке необходимо квалифицированное большинство голосов от установленного числа депутатов (по аналогии с ч. 8 ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ, устанавливающей порядок голосования представительного органа об удалении в отставку главы муниципального образования).

Также в регламенте нужно предусмотреть для председателя, потерявшего свою должность в результате отставки по решению депутатов, возможность судебного обжалования, даже если решение принято в соответствии с регламентом.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 29.73%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.11%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.86%
  • Над налоговой отчетностью 24.32%
результаты

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль