Важные нюансы смешанного финансирования в бюджетных учреждениях

965
Законодательство разрешает бюджетным и автономным учреждениям привлекать средства из разных источников. Без одних учреждения попросту не смогут вести свою деятельность. Другие используются в зависимости от возможностей организации и инициативы руководителя. Сегодня тема привлечения «сторонних» денег востребована, но вопрос о том, на что можно потратить эти средства и как их правильно учитывать, не утрачивает своей актуальности. Разберемся вместе.

Юлия Вольхина, руководитель направления «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур

Источники финансирования учреждений

Прежде всего давайте разберемся, какие источники финансирования доступны государственным (муниципальным) учреждениям. Законодательно в этот список сегодня включены (Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ):

  • бюджетные ассигнования, субсидии и другие поступления от учредителя;
  • доходы от платных услуг;
  • добровольные пожертвования;
  • банковские кредиты;
  • другие доходы и поступления в соответствии с законодательством РФ.

Значимая доля от общего объема внебюджетного финансирования во многих учреждениях приходится на средства от платных услуг. Их перечень организация определяет исходя из основного вида деятельности. Оказывать платные услуги, которые не относятся к ведущей деятельности, можно лишь при условии, что доход от них направится только на цели, определенные уставом. В любом случае все виды деятельности должны быть указаны в уставных документах. Стоимость услуг определяет орган власти, который берет на себя функции и полномочия учредителя.

Банковский кредит как дополнительный источник финансирования используется учреждениями крайне редко, только если это необходимо для получения прибыли, в интересах приносящей доход деятельности. Это связано с тем, что расходы по уплате процентов не включаются в норматив при расчете субсидии на реализацию государственного или муниципального задания. А значит, не могут быть обеспечены лимитами бюджетных вливаний.

Очень часто в социальной сфере встречаются добровольные пожертвования. Обратите внимание: чтобы безвозмездные поступления не облагались налогом на прибыль, необходимо использовать в документах корректные формулировки. Ошибочными будут фразы «спонсорский взнос», «спонсорская помощь» и подобные. Лучше позаимствовать формулировки из Налогового кодекса, например, «пожертвование на уставную деятельность» (ст. 251 НК РФ).

Как потратить прибыль

Учреждение вправе выбирать, как потратить полученную от предпринимательской деятельности прибыль. Главное правило: направить средства можно на обеспечение основного вида деятельности, на покрытие внутренних расходов, в том числе:

  • оплату труда по трудовым договорам и правовым актам;
  • оплату услуг связи, транспорта, банковских и коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, а также выплаты командировочных, страхование автотранспорта и многое другое;
  • перечисление транспортного и земельного налогов;
  • уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • приобретение литературы, оборудования и других основных средств, необходимых материальных запасов.

Это внутренние потребности отдельно взятого учреждения. При грамотном подходе деньги из внебюджетных источников позволят развивать учреждение, улучшая как количественные, так и качественные показатели.

Использовать деньги, поступившие из разных источников, в том числе собственные средства, учреждения могут, участвуя в закупках товаров, работ и услуг (сформировав план-график и план финансово-хозяйственной деятельности). При этом довольно удобно заключать договоры на небольшие суммы, 100-400 тыс. руб., «привязывая» сумму договора к определенному источнику финансирования.

Зачастую смешанное финансирование использует государство, чтобы активизировать инвестиционную деятельность в отдельном регионе или в стране в целом. С помощью привлеченных средств реализуются проекты по строительству школ или ремонту дорог, программы федерального и регионального уровней, например, «Доступная среда», «Школьный автобус», подготовка объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года. Речь идет о тех задачах, которые не могут быть решены на уровне муниципальных органов власти и учреждений без дополнительных источников финансирования из «центра».

Особенности бухгалтерского учета источников финансирования в учреждении

Правила отражения в бухгалтерском учете различных источников финансирования закреплены соответствующими инструкциями и письмами Минфина РФ (см. врезку, №№ 4, 8). И в своей работе бухгалтер может смело опираться на эти документы. В практику государственных и муниципальных учреждений оплата товаров, услуг и работ из разных источников введена уже достаточно давно, но у бухгалтеров продолжают возникать вопросы, связанные с нюансами учета. Разберем общую схему учета на примере покупки оборудования.

В бюджетном учете покупка оборудования учитывается как единый объект по счету 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы». И в данном случае не играет роли, из одного или нескольких источников привлечены средства. В дальнейшем оборудование принимается к бухгалтерскому учету как нефинансовый актив на счете 0 101 00 000 «Основные средства».

В бухгалтерском учете операцию нужно отразить следующим образом:

Дата

Название операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Примечание

Сформирована первоначальная стоимость на сумму затрат на приобретение оборудования

4 106 Х1 310

4 302 31 730

200 000

Принято к бюджетному учету оборудование по первоначальной стоимости

4 101 ХХ 310

4 106 Х1 310

200 000

Поступление средств от приносящей доход деятельности на лицевой счет, открытый в органе казначейства

2 201 11 510

2 205 31 660

100 000

Одновременно отражается поступление денежных средств со счета учреждения на забалансовом счете 17

Произведена оплата поставщику оборудования за счет средств от приносящей доход деятельности

2 304 06 830

 2 201 11 610

100 000

Отражена кредиторская задолженность, сформированная за счет внебюджетных средств

4 302 31 830

4 304 06 730

100 000

Произведена оплата поставщику оборудования за счет бюджетных средств

4 302 31 830

4 201 11 610

100 000

Одновременно отражается выбытие денежных средств со счета учреждения на забалансовом счете 18

Полезные рекомендации по автоматизации учета

Количество источников финансирования зависит от числа внутренних или внешних проектов, которые реализует учреждение, от числа дополнительных статей доходов. Их может быть много. В современных бухгалтерских программах заложена возможность работы с большим массивом источников. Однако не всем учреждениям удается автоматизировать процесс.

Практика работы с разными программами позволяет сформировать список необходимых требований к функционалу, которые помогут облегчить труд бухгалтера и ускорят множество рабочих операций. В частности, выбранная вами система обязательно должна обеспечивать:

  • возможность управлять источниками финансирования на уровне справочника, чтобы любые правки в справочнике отражались в сквозном порядке по всей программе;
  • вести хронологию изменения параметров в справочнике источников финансирования;
  • делать привязку к источникам финансирования кодов доходной и расходной классификации, а также кодов классификации источников внутреннего или внешнего финансирования, которые используются в программе при формировании проводок, ведомостей, отчетов.

В программе должна быть заложена возможность создать краткое, понимаемое обозначение кодов источников финансирования, в особенности это актуально, когда число источников превышает 100. Такое часто встречается, например, в медучреждениях. Кроме того, постоянное заполнение классификации в 26-значных номерах счетов крайне трудозатратно и чревато ошибками. Значит, вероятны нестыковки данных при ведении бухгалтерского учета и подготовке отчетности.

Качественная автоматизированная система позволяет минимизировать ошибки, ускорить обработку «первички», а также формировать произвольную отчетность и аналитику в разрезе любого числа источников финансирования.

Бюджетным и автономным учреждениям рекомендуется активнее использовать все доступные источники средств. Далеко не все еще до конца осознали, насколько это важно. Последние изменения в законодательстве (внесенные Законом № 83-ФЗ) расширяют права организаций в сфере смешанного финансирования. Именно на привлечение средств за счет внебюджетной деятельности и на их рациональное использование и следует сейчас ориентироваться.

Список документов, регулирующих порядок учета при смешанном финансировании:

  1. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

  1. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О некоммерческих организациях».

  1. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 01.03.2016) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2010 г. № 19452).

  1. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2011 № 19669).

  1. Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 № 19713)

  1. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

  1. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

  1. Письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798 «Об отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений, а также в бюджетном учете и бюджетной отчетности органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, операций с недвижимым имуществом, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, и особо ценным...».

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016). П. 2 и 3.ст. 298 «Распоряжение имуществом учреждения».

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ст. 18 «Обоснование закупок».


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 40%
  • Над составлением бюджетной сметы 20%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 60%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль