Какие риски несут гранты для образовательных учреждений

225
Получив грант, исследователь меньше зависит от скудеющего бюджетного финансирования. Но и берет на себя дополнительные обязательства. В частности, о расходах придется отчитаться. Если учреждение администрирует научный проект на деньги РФФИ, оно само будет отчитываться перед фондом. Есть еще проблемы, о них далее.

Плюсы и минусы грантов

Финансирование проектов в виде грантов распределяют на конкурсной основе. В конкурсах могут принимать участие научные коллективы. Причем не важно, какая должность у руководителя проекта, есть ли у него ученая степень и российское гражданство. Также не имеют значения организационно-правовая форма и форма собственности организации, в которой руководитель проекта и члены научного коллектива работают по трудовому или иному договору.

Грант как способ привлечь дополнительное финансирование имеет свои положительные и отрицательные стороны. Сначала перечислю плюсы.

1. Научный процесс в меньшей степени зависит от бюджетного финансирования.

2. Руководитель проекта вправе сам устанавливать надбавки к зарплате членов коллектива и выплачивать гонорары сторонним исполнителям.

3. Ученые имеют возможность чаще ездить на научные конференции, повышать квалификацию, публиковать материалы по теме своего исследования.

Важно запомнить!

Грантодатели устанавливают жесткие требования к отчетности об использовании гранта. Если вы потратили деньги нерационально, может встать вопрос об их возврате

4. Закупленное оборудование в дальнейшем можно использовать на другие цели.

К минусам относится следующее.

1. Участие в конкурсе предполагает большой объем бумажной работы. Первым делом придется составить заявку. Причем к этой задаче нельзя подходить формально. Нужно убедить грантодателя вложить деньги в проект.

2. Сжатые сроки финансирования. Бывает, что деньги доходят до учреждения в лучшем случае только к концу II квартала. А грантодатель требует израсходовать их до конца года.

3. Средства можно потратить только на установленные цели. О расходах придется отчитаться.

Российские гранты

Государство активно поддерживает проекты, связанные с НИОКР. Самые крупные грантодатели, как правило, имеют широкий профиль. К ним относятся, например, Минобрнауки России и Российский фонд фундаментальных наук (РФФИ). Но у некоторых организаций более узкая специализация. Например, у Российского фонда гуманитарных наук (РФГН).

Где искать информацию о грантах

В таблице 1 перечислены основные российские конкурсы и гранты для образовательных учреждений. На сайтах вы найдете конкретную информацию по каждому гранту: суммы, сроки подачи заявок, условия конкурса, требования к документации. Конкурсы проводятся в течение всего года. Возможно, на некоторые вы успеете подать заявку еще в 2016 году.

Таблица 1. Основные научные гранты и конкурсы для образовательных учреждений

Наименование конкурсов, грантов и премий 

Сайт 

Конкурсы Российского научного фонда

rscf.ru

Конкурсы Российского фонда фундаментальных исследований

rfbr.ru

Конкурсы Российского фонда гуманитарных наук 

rfh.ru

Гранты Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских вузах

p220.ru

Гранты Русского географического общества 

rgo.ru

Гранты фонда «Русский мир» 

russkiymir.ru

Конкурсы Фонда  перспективных исследований

fpi.gov.ru

Конкурсы Российской академии наук 

ras.ru

Конкурсы в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы»

fcpir.ru

Использование грантов

При использовании грантов функции учреждения и научного коллектива строго регламентированы. Давайте рассмотрим их на примере РФФИ. Он работает с 1992 года. К тому же это один из самых крупных грантодателей России. По итогам прошлого года фонд профинансировал почти 15,7 тыс. исследований по всем видам конкурсов с учетом проектов, перешедших с 2013 и 2014 годов.

Если научный коллектив (исполнитель проекта) выиграл конкурс, он становится получателем гранта. Руководитель коллектива, фонд и учреждение подписывают трехсторонний договор. Денежные средства принадлежат получателю гранта, распоряжаться ими вправе только руководитель проекта. Замена в составе коллектива не допускается в течение года.

Функции учреждения зависят от того, как распределяются роли между ним и получателем гранта по условиям трехстороннего соглашения. Есть два основных варианта.

1. Учреждение берет на себя административное сопровождение научного проекта. В этом случае оно:

  • получает средства гранта во временное распоряжение;
  • имеет право и обязано направлять деньги только на цели, установленные руководителем проекта согласно составленной им смете;
  • выполняет все расчеты по поручению руководителя проекта, ведет учет расходов по научному проекту;
  • выполняет все расчеты по поручению руководителя проекта, ведет учет расходов по научному проекту;
  • отчитывается за проект перед фондом.

2. Научный коллектив получает средства гранта в собственное распоряжение. Тогда учреждение просто перечислит средства на счет получателя по его заявлению за вычетом накладных расходов. То есть суммы, которая нужна, чтобы создать исполнителям условия для работы.

Получатель гранта будет заключать договоры со сторонними исполнителями работ и лицами, оказывающими услуги, от собственного имени. Учреждение обязано лишь контролировать соответствие целей перечню допустимых затрат. А перед РФФИ о расходах будет отчитываться получатель гранта. Он обязан хранить подтверждающие документы в течение пяти лет.

Международные гранты и конкурсы

Если ваш проект отличается комплексным характером, возможно, вам имеет смысл претендовать на международный научный грант. Шансы получить поддержку обычно выше у проектов с большим социальным эффектом. А именно у тех, которые приводят к появлению новых рабочих мест, решают экологические проблемы и т. д. Такое финансирование предоставляют, например, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Информация о других международных научных грантах – в таблице 2.

Международный грант предоставляют в валюте грантодателя. Например, европейские организации, как правило, выдают гранты в евро. В этой валюте могут быть зафиксированы некоторые суммы: фонд оплаты труда и др. Но фактические расходы исследователи будут частично или полностью оплачивать в рублях. Это создает риски, которые нужно учесть. Иначе учреждение может понести убытки.

Пример.

Молодой ученый в январе 2014 года выиграл международный грант на сумму 200 тыс. евро по программе ЕС на три года.

Проект стартовал в том же году 1 октября. Часть средств ученому положена в виде зарплаты.

Размер фонда оплаты труда зафиксирован в соглашении с грантодателем – 3,4 тыс. евро в месяц с учетом страховых взносов и НДФЛ.

Эту сумму вуз отраз ил и в договоре с ученым.

Платить зарплату учреждение должно в рублях исходя из среднего официального курса евро по данным Европейского центробанка. Грантодатель перечислил 60 процентов финансирования в феврале 2014 года. В течение недели учреждение перевело все деньги в рубли по курсу 48,93 руб. за 1 евро. Получилось 9 795 786 руб. По указанному курсу расходы вуза на оплату труда ученого с учетом страховых взносов и НДФЛ составили 166 362 руб. в месяц. Но, согласно условиям грантодателя, при росте курса евро к рублю в течение года учреждение обязано доначислить деньги в фонд оплаты труда в соответствии с новым курсом.

1 октября 2015 года пришло время отчитаться за первый год работы проекта. За это время фонд заработной платы молодого ученого составил 40,8 тыс. евро, или 1 966 344 руб. по курсу, который был в феврале. Но курс на момент сдачи отчетности оказался выше – 64,9 руб. Поэтому фонд оплаты труда увеличился до 2 647 920 руб. То есть учреждению придется покрыть из собственных средств разницу в 681 575 руб. [2 647 920 – 1 966 344].

Учреждение могло избежать проблем. Надо было конвертировать валюту в рубли не сразу, а постепенно в течение года.

Таблица 2. Международные научные гранты и конкурсы для образовательных учреждений

Международные проекты

Сайт 

Гранты программы Евросоюза «Горизонт 2020»

ec.europa.eu 

Конкурсы Европейского исследовательского совета (ERC)

erc.europa.eu 

Конкурсы Prestige в рамках программы Marie Curie-COFUND

campusfrance.org/en

Грант проекта «Зеленая химия для жизни» за исследования в области применения фосфогипса (компания «ФосАгро», ЮНЕСКО и IUPAC)

unesco.org

Программа сотрудничества России и североевропейских стран

ru.uarctic.org 

Европейская программа Graphene Flagship 

graphene-fl agship.eu

Бразильская программа Science without Borders

cienciasemfronteiras.gov.br

Конкурсы Германской службы академических обменов (DAAD)

daad.ru

Гранты Британского Совета (в том числе в рамках проекта Researcher Link) 

britishcouncil.ru

Гранты  Программы Фулбрайта 

fulbright.ru 

Гранты Японского общества поддержки научных исследований для к раткосрочных стажировок молодых ученых в Японии в 2015–2016 году

rsci.ru

Гранты Фонда Сверкера Острема для стажировки в Швеции 

sverkerastromfoundation.se 

Гранты EiF (Engineering Information Foundation) 

eifgrants.org



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров образовательных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль