Структура учетной политики учреждения для целей бухучета на 2017 год

64
Учетная политика является составным элементом системы учетных стандартов, регламентирующих ведение учреждением бухгалтерского учета. О том, что включить в учетную политику учреждения, читайте далее.

Рабочий план счетов

Согласно положениям пункта 21 Инструкции № 157н на основе соответствующего плана счетов и инструкции по его применению учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Структура аналитического кода в номере счета рабочего плана счетов:

•          1–17 разряды – аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;

•          18 разряд – код вида финансового обеспечения (деятельности);

•          19–23 разряд – синтетический код счета Единого плана счетов;

•          24–26 разряды – аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

В пункте 3 Инструкции № 157н введено ограничение вести учет только по тем счетам, которые зафиксированы в рабочем плане счетов.

В пункте 6 Инструкции № 157н определено, что рабочий план счетов подлежит утверждению в рамках учетной политики. В пункте 9 Инструкции № 157н установлено, что автоматизация учета может осуществляться только с использованием счетов из рабочего плана счетов.

Самое главное определение в отношении рабочего плана счетов содержится в пункте 22 Инструкции № 157н, в котором установлено, что рабочий план счетов должен содержать полные номера счетов из 26 знаков минимум. На забалансовые счета данное требование не распространяется.

В соответствии с пунктом 2 Инструкции № 162н, пунктом 4 Инструкций № 174н, № 183н учреждениям предоставлено право вводить дополнительные аналитические коды только в рамках возможностей, предоставленных Инструкцией № 157н.

Таким образом, право на включение в план счетов дополнительных аналитических разрезов ограничено возможностью в рамках отдельных счетов нагружать смысловым значением определенные цифры при общем сохранении количества разрядов – пять. Но и это право не всегда возможно реализовать. Рассмотрим, для каких счетов Инструкция № 157н допускает введение дополнительных аналитических кодов (указаны пятизначные коды счетов, как в Инструкции № 157н):

Возможность введения дополнительных аналитических кодов

Для нематериальных активов (счет 102 00) может быть использован пятый знак. Всего десять возможных аналитических кодов.

Для затрат на производство товаров, работ, услуг (счет 109 00) может быть использован пятый знак. Всего десять возможных аналитических кодов.

Для расчетов с дебиторами по доходам (счет 20500) фактически никакие дополнительные аналитические коды не могут быть введены, т. к. содержание всех пяти знаков кода счета регламентировано Инструкцией № 157н.

Для расчетов по авансам, выданным поставщикам (счет 206 00) фактически никакие дополнительные аналитические коды не могут быть введены, т. к. содержание всех пяти знаков кода счета регламентировано Инструкцией № 157н.

Для расчетов по авансам подотчетным лицам (счет 208 00) фактически никакие дополнительные аналитические коды не могут быть введены, т. к. содержание всех пяти знаков кода счета регламентировано Инструкцией № 157н.

Для расчетов с прочими дебиторами (счет 21005) может быть использован четвертый знак. Всего десять возможных аналитических кодов.

Для расчетов по обязательствам (счет 302 00) фактически никакие дополнительные аналитические коды не могут быть введены, так как содержание всех пяти знаков кода счета регламентировано Инструкцией № 157н.

Для расчетов с прочими кредиторами (счет 304 06) может быть использован четвертый знак. Всего десять возможных аналитических кодов.

Таким образом, из восьми счетов, к которым Инструкция № 157н разрешает вводить в код счета дополнительную аналитику, для четырех это сделать невозможно.

Следует также обратить внимание на счета финансового результата: 40110 «Доходы текущего финансового года», 40120 «Расходы текущего финансового года», 40140 – «Доходы будущих периодов», 40150 – «Расходы будущих периодов», 40160 –

«Резервы предстоящих расходов». Для этих счетов законодательно разрешено в рамках учетной политики установить порядок раздельного аналитического учета по видам доходов/расходов, создаваемых резервов (пункты 299, 301, 302, 302.1 Инструкции № 157н). Однако указания, как это сделать, отсутствуют (нет разрешения вносить дополнительную аналитику в код счета, хотя есть свободный пятый знак).

Внести в учет какую-либо дополнительную аналитику на уровне рабочего плана счетов, не нарушая при этом требований Инструкции № 157н, весьма проблематично. Единственная возможность для учреждения самостоятельно сделать это – действовать по принципу «что не запрещено, то допустимо». Пункт 22 Инструкции

№ 157н не ограничивает структуру номера счета 26 знаками, а только указывает на обязательное содержание первых 26 знаков. То есть далее счет может быть дополнен на усмотрение бухгалтера.

Так, вопрос введения дополнительных аналитических разрезов можно решить иными путями, например введением забалансовых счетов, по аналогии с тем, как для дополнительного аналитического учета законодатели ввели к счету денежных средств забалансовые счета 17 и 18.

При формировании рабочего плана счетов в составе учетной политики учреждения следует обязательно указать:

•          дополнительные аналитические счета, если в состав счета были добавлены дополнительные аналитические коды (пункт 1 Инструкции № 157н);

•          дополнительные аналитические разрезы, не предусмотренные учетными стандартами.

Дополнительные аналитические счета, а также дополнительные аналитические разрезы могут быть привнесены в систему учета учреждения помимо воли субъекта учета в результате особенностей компьютерной программы, используемой для автоматизации учета.

Если такие дополнения используются учреждением и отражаются в учетных регистрах, их следует указать в учетной политике.

Казенные, бюджетные учреждения, а также организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств, в 24–26 разрядах отражают коды КОСГУ, автономные учреждения – аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре данных, утвержденной планом финансово­хозяйственной деятельности.

Согласно пункту 3 Инструкции № 157н в учете операции должны отражаться только в рамках рабочего плана счетов. Однако в течение года может возникнуть ранее не предусмотренная хозяйственная операция, требующая использования кодов счетов, изначально не включенных в рабочий план счетов. В этом случае необходимо в срочном порядке внести в него изменения.

Методы оценки имущества и обязательств

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о бухгалтерском учете и пункту 13 Инструкции № 157н бухгалтерский учет должен вестись в рублях. Следовательно, наличие в учете учреждения объектов без указания цены недопустимо.

Инструкция № 157н предусматривает ряд ситуаций, когда необходимо произвести оценку имущества или обязательств по текущей оценочной стоимости, например:

•          принятие к учету непроизведенных активов, впервые вовлекаемых в хозяйственный оборот;

•          получение нефинансовых активов по договорам дарения;

•          неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при инвентаризации;

•          материальные запасы, остающиеся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества.

До внесения изменений в Инструкцию № 157н размер ущерба, причиненного недостачами, хищениями оценивался по  рыночной стоимости. Однако, уточняя положения нормативного документа приказом от 29.08.2014 № 89н, Минфин России не применил в этом случае понятие текущей оценочной стоимости. Размер ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует определять по текущей восстановительной стоимости. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов (абзац второй пункта 220 Инструкции № 157н).

Пункт 25 Инструкции № 157н устанавливает следующие возможные источники определения текущей оценочной стоимости:

•          данные о ценах на аналогичные материальные  ценности,  полученные  в письменной форме от организаций-изготовителей;

•          сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики;

•          сведения об уровне цен, имеющиеся в средствах массовой информации и в специальной литературе;

•          путем экспертных заключений.

Указанный перечень не является исчерпывающим. К разным видам нефинансовых активов могут быть применены различные методы определения текущей оценочной стоимости. В рамках учетной политики следует конкретизировать методику определения текущей оценочной стоимости.

Технология обработки учетной информации

При определении технологии обработки учетной информации следует указать:

•          способ обработки (автоматизированный или ручной).

При автоматизированном способе ведения учета отмечаются все виды используемого программного обеспечения. При неполной автоматизации учета указывается, каким способом ведутся те или иные его разделы;

•          формы дополнительных учетных регистров, не предусмотренных учетными стандартами, а также если форма стандартных учетных регистров изменена или в стандартные учетные регистры добавлены дополнительные реквизиты;

•          порядок хранения учетных данных в электронной форме.

Правила документооборота. При определении правил документооборота следует указать:

•          способы формирования первичных документов (заполнение вручную или на компьютере, использование электронных документов). Для различных видов документов могут быть применены отдельные методы их формирования;

•          порядок визирования первичных документов;

•          периодичность вывода учетных регистров на бумажные носители при ведении учета автоматизированным способом (может быть различным для разных учетных регистров);

•          порядок хранения документации.

Конечной целью организации документооборота является составление его графика. График документооборота – неотъемлемый элемент учетной политики любого учреждения. Однако законодательно установленной формы графика не существует, и каждый субъект учета должен разработать ее самостоятельно.

Согласно пункту 6 Инструкции № 157н правила документооборота и технология обработки учетной информации, в т. ч. порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете, утверждаются в составе учетной политики.

В настоящий момент действует Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР 29.07.1983 № 105 (далее – Положение № 105). В Приложении к данному документу приведен пример графика документооборота в виде перечня работ, который можно взять за основу.

График должен устанавливать рациональный документооборот, т. е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер, он же контролирует его соблюдение исполнителями (пункты 5.2, 5.7 Положения № 105).

Чтобы качественно составить график документооборота, предварительно следует провести следующие мероприятия.

1.         Установить все факты хозяйственной жизни, которые имеют место в учреждении, и перечень документов, используемых для их оформления.

2.         Установить и утвердить лиц, ответственных за оформление документов.

3.         Определить лиц, ответственных за принятие и обработку первичных учетных документов.

4.         Проанализировать, какие  требования предъявляет законодательство к оформлению документов, совершению фактов хозяйственной жизни, отражению их в учете. Например, в соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ счета-фактуры выставляются не позднее 5 календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок.

5.         Выяснить требования к срокам хранения первичных документов и учетных регистров.

6.         Разработать оптимальную схему движения документов между всеми участниками документооборота с установлением сроков.

Сроки хранения документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, утверждены приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558.

Налоговым законодательством установлено требование обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение 4 лет (подпункт 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ).

Указывать сроки хранения документов в графике документооборота не нужно, т. к. они определены законодательно. В нем следует предусмотреть те сроки, в пределах которых документы передаются в архив учреждения. При этом можно руководствоваться Основными правилами работы архивов организаций, одобренными решением Коллегии Росархива от 06.02.2002.

Перед утверждением графика документооборота целесообразно согласовать его со всеми заинтересованными лицами. Каждому исполнителю под расписку вручается выписка из графика. В ней перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения учреждения (пункт 5.5 Положения № 105). Составленный график дает право требовать представления документов в установленные сроки.

Формы первичных (сводных) учетных документов. Рассмотренные выше нормативные правовые акты предусматривают соответствующие первичные документы не для всех хозяйственных операций. Например:

•          не указан первичный документ, на основании которого в учете отражается операция разукомплектации (частичной ликвидации) объектов нефинансовых активов (пункт 27 Инструкции № 157н);

•          не указана форма заявления на выдачу денежных средств под отчет (пункт 213 Инструкции № 157н).

В некоторых случаях в стандартные формы первичных документов учреждением могут быть добавлены дополнительные реквизиты. Например, Инструкция

№ 162н предусматривает применение для отражения операций с основными средствами ряда первичных документов класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» ОКУД.

В то же время пункт 52 Инструкции № 157н предусматривает необходимость согласования документов поступления и выбытия основных средств с собственником имущества, но соответствующие графы в унифицированных формах раздела 03 ОКУД не предусмотрены.

Для таких случаев, в т. ч. и для учетных операций, определяемых отраслевой спецификой учреждения, в учетной политике следует утвердить формы первичных документов согласно требованиям пункта 7 Инструкции № 157н об обязательном наборе реквизитов первичного документа.

Порядок осуществления внутреннего финансового контроля. В рамках определения порядка внутреннего финансового контроля следует указать:

•          объекты контроля (разделы учета, проверяемые  подразделения);

•          способ проведения контрольных мероприятий (сплошной или выборочный);

•          контрольные действия (например, осмотр, инвентаризация, наблюдение, пересчет, экспертиза, контрольные замеры);

•          сроки проведения контрольных мероприятий (по плану, внезапно, при возникновении определенных обстоятельств).

Пример. Проверку показаний одометра автомобиля рекомендуется проводить не реже одного раза в месяц.

Порядок отражения в учете событий после отчетной даты.

Согласно пункту 3 Инструкции № 157н событиями после отчетной даты признаются факты хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое со- стояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год. Данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность субъектов учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни.

Для государственных (муниципальных) учреждений не установлены особенности раскрытия событий после отчетной даты в бухгалтерской отчетности.

Порядок отражения событий после отчетной даты, а также примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты, приведены в Положении по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденном приказом Минфина России от 25.11.1998 № 56н.

Указанным ПБУ руководствуются коммерческие организации, однако отдельные события, поименованные в указанном Перечне, могут возникнуть и в деятельности государственных (муниципальных) учреждений. При этом существенность такого события в целях отражения в бухгалтерском учете и отчетности определяется учреждением самостоятельно в рамках учетной политики учреждения (пункт 6 Инструкции № 157н).

Иные вопросы, необходимые для организации бухгалтерского учета

Инструкция № 157н содержит ряд прямых указаний на то, что определенный порядок ведения учета должен быть установлен учетной политикой учреждения.

Например, согласно пункту 318 Инструкции № 157н учет принятых (принимаемых) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики.

По ряду вопросов Инструкция № 157н предлагает выбор из нескольких вариантов ведения учета.

В рамках учетной политики необходимо отразить выбранный вариант.

Допустимо устанавливать разные варианты для различных групп объектов учета (для различных счетов). Например:

•          пункт 101 Инструкции № 157н дает возможность выбора единицы учета материальных запасов: номенклатурный номер, партия, однородная группа и т. п.;

•          пункт 108 Инструкции № 157н дает возможность выбора способа расчета стоимости при выбытии (списании) материальных запасов: по средней цене или по фактической цене единицы.

Некоторые вопросы в Инструкции № 157н, как и в иных учетных стандартах, не оговорены. Соответствующие определения также следует предусмотреть в рамках учетной политики и вести учет согласно им. Например:

•          в пункте 71 Инструкции № 157н определено, что непроизведенные активы, за исключением земельных участков, отражаются в учете в момент их вовлечения в хозяйственный оборот, но никаких разъяснений термина «вовлечение в хозяйственный оборот» не приводится;

•          в пункте 46 Инструкции № 157н определено, что каждому объекту основных средств должен быть присвоен уникальный инвентарный номер, при этом никаких ограничений на формат инвентарного номера не предусмотрено. Способ его формирования определяется в рамках учетной политики.

При формировании структуры аналитического кода в 18 разряде номера счета рабочего плана счетов бюджетные (автономные) учреждения отражают код, который формируется из следующих цифр:

2          – приносящая доход  деятельность;

3          – средства во временном распоряжении;

4          – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания; 5 – субсидии на иные цели;

6          – бюджетные инвестиции;

7          – средства по обязательному медицинскому  страхованию.

В 24–26 разрядах номера счета бюджетного учреждения отражаются коды КОСГУ, автономного – аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре данных, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии с положениями Инструкций № 174н и № 183н план счетов для бюджетных и автономных учреждений соответственно имеет мало отличий от Единого плана счетов.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 23.91%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.7%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.39%
  • Над налоговой отчетностью 23.91%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль