Порядок бюджетного учета имущества казны публично-правового образования

98
Поскольку Инструкция № 157н предусматривает большое разнообразие вариантов организации учета имущества казны, следует также разработать собственный порядок бюджетного учета имущества казны.

 Порядок определяет финансовый орган

Порядок учета имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, должен быть регламентирован на уровне публично­правовых образований путем утверждения нормативного правового акта соответствующего финансового органа, в собственности которого оно находится (пункт 94 Инструкции № 157н). При этом положениями Инструкции № 157н расширены права публично­правовых образований по установлению более удобного порядка отражения в учете имущества казны, в частности, разрешено устанавливать разные способы начисления амортизации (начислять или не начислять) на отдельные группы и виды имущества или даже на отдельные объекты.

Возможными источниками и основаниями формирования объектов, входящих в состав казны, могут быть (с учетом общих положений ГК РФ о порядке возникновения, прекращения и регистрации права собственности и права оперативного управления):

•          бесхозное имущество, переданное в целях установления собственника;

•          имущество, переданное в казну на период временного переоформления прав собственности;

•          имущество, переданное на время оформления прав собственности;

•          имущество, переданное на время оформления в части разграничения государственной собственности на государственную (федеральную и региональную) и муниципальную;

•          имущество, переданное безвозмездно юридическими и физическими лицами;

•          объекты собственности, временно выведенные из учета акционерных обществ по различным основаниям;

•          объекты собственности, временно выведенные из учета различных государственных  (муниципальных) организаций;

•          объекты собственности, выведенные из учета организаций в период оформления банкротства.

Применяемы счета

Нефинансовые активы имущества казны учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 10800 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Учет нефинансовых активов имущества казны организуется раздельно по видам активов (недвижимое имущество, движимое имущество, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы).

Обособление учета имущества казны призвано, во­первых, обеспечить неукоснительное выполнение требования об организации стоимостного учета данных активов и, во­вторых, способствовать применению установленного Инструкцией № 157н упрощенного варианта организации такого  учета. Земельные участки в составе имущества казны учитываются  по кадастровой стоимости.

Соответствующие активы имущества казны учитываются на балансах органов, осуществляющих управление государственным (муниципальным)  имуществом.

Органами власти, уполномоченными государством и на этом основании определяющими порядок, способ и цели использования имущества в составе казны, являются:

•          федеральный орган исполнительной власти – Росимущество;

•          региональные и муниципальные органы власти.

Полномочиями в сфере функциональной деятельности эти органы власти наделяются на основании соответствующих нормативных правовых   актов.

Одновременно указанные органы власти несут ответственность за полноту и законность принятых решений в отношении этого имущества.

Полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в соответствии с пунктом 5.3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432.

Соответственно, бюджетный учет имущества казны Российской Федерации должен вестись территориальными управлениями Росимущества, осуществляющими полномочия собственника в отношении указанного имущества.

Необходимость ведения бюджетного учета имущества казны на балансе соответствующих органов, осуществляющих управление государственным и (или) муниципальным имуществом подтверждена также сложившейся судебной практикой (решение Верховного Суда РФ от 10.11.2008  №  ГКПИ08-1879).

В случае когда за органами государственной власти или органами местного самоуправления право государственной или муниципальной собственности на объекты недвижимости не за- регистрировано, их учет необходимо вести на счете 0 10611 000

«Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения» – при строительстве или приобретении объектов недвижимости или на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» – при получении недвижимого имущества от юридических и физических лиц.

Особенности учета имущества казны

В отношении порядка отражения имущества казны в учете прямых указаний немного. Существенных отличий от других видов нефинансовых активов три:

1)         для имущества казны разрешено ведение общесуммового учета без аналитики по объектам (пункт 143 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование в рамках положения о бюджетном учете имущества казны может (но не обязано) определить инвентарный или аналитический учет данного имущества (пункт 145 Инструкции № 157н).

Такая норма логически обоснована, поскольку все имущество казны в любом случае должно быть учтено пообъектно в реестре имущества публично­правового образования. По аналогичным соображениям в учете, как правило, не отражается пообъектно библиотечный фонд. Учет в любом случае ведется в самой библиотеке;

2)         на объекты имущества казны в общем случае амортизация не начисляется. Амортизацию за весь период нахождения имущества в казне единовременно начисляет учреждение, получившее имущество в оперативное управление из казны (пункт 94 Инструкции № 157н). Но любое публично­правовое образование в рамках положения о бюджетном учете имущества казны может определить необходимость начисления амортизации имущества казны либо по всему имуществу, либо по группам, либо по единичным объектам.

Это положение логически вытекает из предыдущего. Поскольку в бюджетном учете может не быть данных по отдельным объектам имущества казны, не будет и данных для начисления амортизации;

3)         для формирования полного номера счета бюджетного учета со счетами имущества казны 1 10800 000 предусмотрено использование кода типа гКБК (код главы по БК), в 4–17 разрядах номера счета указываются нули (приложение № 2 к Инструкции № 162н).

В целом различия между порядком учета имущества казны и иных видов нефинансовых активов можно свести к следующему:

1

2

Ведется аналитический (инвентарный) учет (материальные запасы по номен­ клатуре)

Аналитический (инвентарный) учет не обязателен, т. к. предполагается его ведение в рамках реестра имущества

Амортизация  начисляется

Начисление амортизации необязательно, напри­ мер в случае отсутствия инвентарного учета для начисления амортизации не будет  данных

Для формирования полного номера счета применяется КРБ, определяемое целями использования объекта

Для формирования полного номера счета применяется гКБК

В части основных средств облагаются налогом на имущество*

Налогом на имущество не облагаются (письмо Минфина России от 22.04.2009 № 03­05­04­01/17)

* За исключением движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств (подпункт 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ).

Хотя для имущества казны инвентарный или аналитический учет не обязателен, это не исключает для учреждения, уполномоченного на ведение бюджетного учета таких активов, необходимости проводить его инвентаризацию в порядке, предусмотренном соответствующим положением о бюджетном учете имущества казны публично-правового образования.

В отличие от иных нефинансовых активов, при инвентаризации имущества казны, очевидно, необходимо не только проверить соответствие учетных и фактических данных, но и сопоставить данные бюджетного учета и реестра имущества. При отсутствии инвентарного учета в рамках бюджетного учета, исходными данными для проведения инвентаризации будут именно данные реестра имущества.

Как и у иных нефинансовых активов, при инвентаризации имущества казны следует проверять не только фактическое наличие имущества, но и его состояние, а также наличие всей документации.

В зависимости от того, установлен ли для имущества казны (или какой­либо его части) инвентарный учет, меняются и другие параметры организации  учета:

Инвентарный учет имущества казны

в рамках бюджетного учета не предусмотрен

Инвентарный учет имущества казны в бюджетном учете предусмотрен

Амортизация не начисляется (нет данных)

Амортизация  может начисляться

Инвентарные карточки не ведутся (нет данных)

Инвентарные карточки должны вестись по общим правилам

Движение имущества казны отражается

в бюджетном учете на основании выписок из реестра имущества с установленной периодичностью, но не реже 1 раза в месяц. Форма вы­ писки как первичного документа должна быть установлена с учетом требований пункта 7 Инструкции № 157н

Движение имущества казны отражается в бюджетном учете на основании первичных документов, предусмотренных Инструкцией № 162н для отражения в учете операций с соответствующим видом не­ финансовых активов (основные средства, нематериальные активы, непроизведен­ ные активы, материальные запасы)

Инвентаризация имущества казны производится в соответствии со специально определен­ ным порядком

Инвентаризация имущества казны производится в общем порядке инвентариза­ ции нефинансовых активов

Для учета операций с объектами имущества казны применяются следующие счета:

  • 0 10851 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;
  • 0 10852 000 «Движимое имущество, составляющее казну»;
  • 0 10853 000 «Драгоценные металлы и драгоценные камни;
  • 0 10854 000 «Нематериальные активы, составляющие казну»;
  • 0 10855 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;
  • 0 10856 000 «Материальные запасы, составляющие  казну».

Отражение амортизации

Амортизация имущества казны отражается на счетах:

0 10451 000 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны»; 0 10458 000 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»; 0 10459 000 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны».

Учету в составе имущества казны также подлежат драгоценные металлы и драгоценные камни, т. е. ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации. При этом никаких разъяснений по порядку пере- вода указанных нефинансовых активов из основных средств  в имущество казны в нормативных или методических доку- ментах Минфина России не приведено.

Порядок отражения в бюджетном учете операций с имуществом казны определен в пункте 38 Инструкции № 162н. При этом перечень описанных хозяйственных опе­ раций весьма ограничен:

•          безвозмездное поступление объектов в состав имущества казны от других уч­ реждений и организаций, а также от физических лиц (проводки приведены без использования счета 0 10600 000);

•          безвозмездная передача объектов имущества казны учреждениям, организа­ циям и физическим лицам;

•          списание сумм начисленной амортизации при выбытии объектов имущества казны, их списании, реализации, вложении в уставный капитал (фонд) орга­ низаций;

•          передача имущества казны управляющим компаниям в доверительное управление.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль