Оказание платных услуг в учреждении

589
Приносящая доход деятельность это возможность оказывать услуги или выполнять работы за определенную плату. Она должна отвечать целям создания учреждения.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) гласит, что бюджетные и казенные учреждения могут заниматься платными услугами. Автономное учреждение тоже может по своему усмотрению заниматься платными услугами (Федеральный закон от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ).

Платные услуги в казенном учреждении оказывать можно. Главное, что такое предусматривалось в учредительных документах. Средства в полном объеме перечисляются в доход соответствующего бюджета.

Приносящая доход деятельность может признаваться законной, если она:

  • помогает достигать цели, ради которых создается учреждение и соответствует им;
  • прописывается в учредительных документах учреждения.

Цели и виды деятельности

Цели создания отражаются в уставе учреждения. Эти цели позволяют разработать исчерпывающий список видов деятельности, который также должен приводиться в уставе.

Пример 1. Рассмотрим устав муниципального бюджетного учреждения «Центр культуры»

Учреждение создавалось с целью организовать досуг и приобщить жителей муниципального образования к  творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому искусству и ремеслам и содержательного досуга всех групп населения. Такая цель бюджетного учреждения позволяет осуществлять следующие виды деятельности:

  • организовывать деятельность клубных формирований;
  • предоставлять консультационные и методические услуги;
  • обеспечивать административное сопровождение деятельности организаций;
  • организовывать концерты и т.д.

Обоснование платных услуг

Чтобы обосновать, что платные услуги служат цели, ради которой учреждение создавалось, нужно соблюдать следующие условия:

  1. Утвердить устав бюджетного учреждения у собственника.
  2. Прибыль от платных услуг можно тратить только на цели, определенные у  уставе.

Рассмотрим, как учреждение отстаивала свои права за то, что они законно предоставляют услугу за плату (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2012 г. № 09АП-36803/2012-АК по делу № А40-98860/12-92-911).

ФАС возбудила дело против федерального бюджетного учреждения «Служба морской безопасности». Они нарушили ч. 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). По мнению проверяющих учреждение взимали плату за экспертизу с хозяйствующих субъектов, которая не предусматривалась законодательством. Она должна была предоставляться бесплатно. Они исключили экспертизу из перечня услуг по основным видам деятельности и поместили информацию на сайте учреждения.

Служба обратилась в суд в ответ заявлениям ФАС. Они считали, что ФАС нарушают их права и законные интересы.

Бюджетное учреждение исходили из того, что экспертиза не входит в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными (Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 № 352). Экспертиза не является госуслугой по Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Поэтому бюджетные денежные средства на экспертизу они не получает.

Когда учреждение проводит экспертизу, они платят сотрудникам зарплату за то, что они изучают и проверяют документы. Поэтому они взимают денежные средства с потребителей.

Суд принял во внимание и то, что данный вид деятельности не включался в ведомственный перечень государственных услуг и не устанавливался в  госзадании (п. 3 ст. 9.2  Закона № 7-ФЗ). Поэтому субсидия учреждению не предусматривалась (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

В уставе Службы морской безопасности прописали, что экспертиза относится к основным видам деятельности учреждения и осуществляется за плату. Их обязанность проводить такую экспертизу определяется распоряжением учредителя (Росморречфлот). Методика расчета размера платы  тоже определяется учредителем. Перечень услуг за плату утверждают приказом руководителя. Право Росморречфлота передать учреждению полномочия оказывать  данные услуги определяется приказом Минтранса.

В бюджетном учреждении разработали процедуру, по которой проводят работы в области охраны судов, согласно которой экспертиза производится после оформления гражданских правовых отношений. Поэтому суд посчитал неправомерным вывод ФАС о наличии в действиях Службы морской безопасности нарушений Закона № 135-ФЗ

Перечень услуг

Перечень формируется по видам деятельности бюджетного учреждения, закрепленные в уставе. Выполнять работы и оказывать платные услуги - конкретное проявление определенного вида деятельности.

Пример 2. Рассмотрим государственное бюджетное образовательное учреждение «Российская гимназия»

Один из видов деятельности учреждения -  реализация общеобразовательной программы начального общего образования . Тогда состав работ и услуг  будет следующий:

  • обучение по дополнительным образовательным программам;
  • преподавание специальных курсов и  циклов дисциплин;
  • репетиторство с обучающимися других учреждений;
  • ведение кружков и секций;
  • организация групп по укреплению здоровья и т.д.

Не нужно оформлять отдельный нормативный документ, чтобы закрепить перечень.

Виды платных услуг

Платные услуги могут быть как основные, так и неосновные.

Основные платные услуги относятся к основным видам деятельности, которые закрепляются уставом учреждения. Такие услуги они имеют право оказывать сверх госзадания. Чтобы основная платная услуга включалась в госзадание бюджетного или автономного учреждения, необходимо чтобы федеральный закон прямо указал на это.

Статья 46 закона РФ от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основ законодательства РФ о культуре» гласит, что учредитель организации культуры осуществляет финансовое обеспечение деятельности для потребителя бесплатно или частично за плату.

Пример 3. Районное дорожно-эксплуатационное управление имеет муниципальное задание.

Муниципальное задание для данного учреждения может включать в себя следующие виды услуг, которые она может оказать:

  • содержание автомобильных дорог местного значения,
  • содержание тротуаров, содержание остановочных площадок общественного транспорта,
  • ремонт дорог,
  • ремонт дорог методом фрезерования,
  • ремонт тротуаров и т.д.

Неосновные платные услуги не относятся уставом к основным видам деятельности. Бюджетное учреждение вправе их оказывать только для достижения целей, ради которых они создавались.

Пример 4. Рассмотрим бюджетное учреждение «Центр культуры».

Одна из основных целей создания и предметом деятельности бюджетного учреждения -  организовать досуг и приобщить население к творчеству. Однако  в перечень неосновных платных услуг может входить:

  • создание и организация работы любительских творческих коллективов, кружков и пр.;
  • проведение праздников, представлений, смотров, фестивалей, конкурсов и т.д.
  • проведение спектаклей, концертов и других мероприятий;
  • организация работы лекториев, народных университетов, школ и курсов по различным отраслям знаний и пр.

Плата за неосновные платные услуги бюджетные и автономные учреждения обычно устанавливают самостоятельно.

Кто определяет размер платы за услуги

В Письме от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036 Минфин РФ приводит примеры норм федеральных законов, который указывает на конкретные субъекты, кто может определять размер платы:

– статья 52 закона РФ от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основ законодательства РФ о культуре». Цены на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно;

– статья 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Каким способом рассчитывать плату за услугу, устанавливается нормативным правовым актом соответствующего высшего органа;

– статья 84 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством РФ. Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг  утверждали Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006. Органы, которые осуществляют функции и полномочия их учредителя, устанавливают порядок определения цен на медицинские услуги.

Когда бюджетное учреждение определяет плату за основные платные услуги, по Закону № 7-ФЗ должны оказывать на тех же условиях, что и госуслуги. Руководитель может предоставлять льготы различным категориям клиентов при условии, что они не противоречат законодательству. Требование оказывать услуги на одинаковых условиях относятся и к их стоимости.

Рассмотрим Решение Арбитражного суда Свердловской области от 7 мая 2013 г. по делу № А60-3087/2013.

ФАС возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства муниципальными бюджетными учреждениями (далее – МБУ). Учреждения принимали и размещали снег на снегоприемных полигонах по разным ценам.

МБУ установили различные тарифы на одни и те же услуги. Это нарушение ч. 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.  Стоимость услуги по размещению снега составлял 120 руб. за тонну. Однако для некоторых организаций этот тариф снижался на 10 руб. за тонну, а для других предоставлялись безвозмездно.

Что учитывать при формировании цен на услуги

Когда учреждение формирует цену на платные услуги, они учитывают фактические финансовые затраты на единицу услуг по калькуляционным статьям расходов:

  • заработная плата и начисления на нее;
  • материальные затраты;
  • коммунальные, командировочные, транспортные расходы;
  • расходы на горюче-смазочные материалы и др.

Такие расходы составляют себестоимость платной услуги. Когда специалисты устанавливают стоимость услуги, они учитывают накладные расходы и рентабельность. Это примерно 20 процентов к сумме прямых затрат. А рентабельность - в размере до 10 процентов к сумме прямых затрат и накладных расходов.

Как распоряжаться прибылью

Прибыль, которую получают автономные и бюджетные учреждения от приносящей доход деятельности, поступает в самостоятельное распоряжение (ст. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ). План ФХД – документ, по которому учреждения должны расходовать поступления. Как потратить эти средства, они определяют самостоятельно. Ни один нормативный документ не определяет порядок расходования средств от приносящей доход деятельности.

Крупная сделка – сделка, оплата которой превышает 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, которая определяется по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Исключение составит, если уставом учреждения не предусматривается меньший размер крупной сделки. Руководителям нужно помнить, что крупную сделку или сделку с заинтересованностью можно совершать только с предварительного согласия его учредителя.

Пример 5. Больница Москвы приобретает оборудование, стоимость которого по предварительным расчетам, составляет 12 млн руб.

Бухгалтерия ведет учет балансовой стоимости активов медучреждения, которая равна 100 млн руб.  Чтобы посчитать какой процент от балансовой стоимости составляет сделка нужно:

12 млн руб. : 100 млн руб. × 100% = 12 %.

То есть это более 10%. Поэтому согласно п. 13 статьи 9.2 «Закона № 7-ФЗ» чтобы совершить такую сделку необходимо согласие учредителя бюджетного учреждения.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 20%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 60%
результаты

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Наш портал содержит материалы об организации платной деятельности в учреждении

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×