Учетная политика казенного учреждения на 2017 год с приложениями

4502
Утвердить до 31 декабря 2016 года изменения учетной политики казенного учреждения, чтобы начать их применение с 1 января 2017 года – возможно, но только для целей налогового учета. Для целей бюджетного учета указанные сроки – не более, чем идеал.

Основания внести изменения

Жесткая регламентация корректировки учетной политики установлена статьей 313 Налогового кодекса РФ. Так, обязательное обновление предусмотрено для случаев:

  • Изменения законодательства РФ о налогах и сборах;
  • Осуществления учреждением новых видов деятельности.

Изменение методов учета вне рассмотренной пары оснований, допустимо фиксировать исключительно с начала налогового периода.

Цели бюджетного учета позволяют не устанавливать столь жесткие рамки. Так как казенные учреждения попадают под действие Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ), то основания изменений можно устанавливать согласно указанному закону. Конкретный перечень возможных изменений приведен в пункте 6 статьи 8 Закона № 402-ФЗ и он гораздо шире, чем в налоговом законодательстве. Пример: новые виды деятельности учреждения можно отнести к существенным изменениям условий деятельности, однако сами условия гораздо шире, чем просто виды деятельности.

Поскольку налоговый и бюджетный учет максимально сближены, то «методы учета» объектов налогообложения можно подвергнуть изменениям после внесения корректировок в бюджетный учет.

Самые распространенные основания для внесения изменений в учетную политику для целей как налогового, так и бухгалтерского учета – изменение законодательства РФ.

Состав законодательства о бюджетном учете, в отличие от законодательства о бухгалтерском учете ничем не регламентирован. В рамках материалов статьи мы используем этот термин в его самом широком понимании — для обозначения системы нормативных правовых актов (далее – НПА), включая не только законодательные, но и подзаконные НПА.

Изменения в законодательстве о бюджетном учете 2016 года, которые необходимо зафиксировать в учетной политике казенного учреждения на 2017 год с приложениями.

Бухгалтеру казенного учреждения необходимо отразить:

  • все произошедшие в 2016 году изменения структуры кодов бюджетной классификации;
  • необходимость исчисления срока полезного использования и, соответственно, определения амортизационных групп с учетом вступающей с 1 января 2017 года новой редакции Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008);
  • изменение в порядке государственной регистрации недвижимости (с забаланса на баланс недвижимость уже с 15 июля 2016 года переводят на основании выписки из Единого государственного реестра прав).

Свидетельство о государственной регистрации права собственности (оперативного управления) отменено новой редакцией пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Изменения внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ.

Готовую учетную политику придется менять в течение 2017 года из-за постепенного ввода Минфином России стандартов по учету и отчетности для государственных (муниципальных) учреждений (далее – Стандарты). Пока запланировано 30 Стандартов, часть из которых уже не первый год в виде проектов размещены на официальном сайте Минфина России. Разработка Стандартов была осуществлена на основе Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора. Скорее всего в 2017 году будут введены Стандарты по учету основных средств, аренде и обесценения активов.

Изменения в налоговом законодательстве 2016 года, которые необходимо зафиксировать в учетной политике

При корректировке для целей налогообложения необходимо учитывать, что практически все изменения законодательства, принятые в 2016 году:

  • частично уже вступили в силу;
  • вступят в силу с 1 января 2017 года.

В отношении НДФЛ необходимо отразить следующие изменения:

  • Состав и размер налоговых вычетов, предоставляемых работодателем;
  • Изменение сроков перечисления НДФЛ в бюджет.

Указанные изменения уже вступили в силу, поэтому подробно на них мы останавливаться не будем.

Изменения по налогам на добавленную стоимость и прибыль не затронули казенные учреждения. Все изменения по транспортному налогу вступили в силу в 2016 году и коснулись:

  • налогообложения дорогих автомобилей;
  • отсутствия необходимости уплаты транспортного налога за месяц, если автомобиль поставлен на учет после 15-го числа.

Поскольку транспортный налог – региональный, то исполнительные органы власти вполне могут изменить ставки, действующие в 2017 году. Это предположение относится также и к налогу на имущество, в отношении которого изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) также вступили в силу в 2016 году. При передаче имущества по кадастровой стоимости до 15-го числа, расчет и оплату за месяц, в котором была осуществлена передача должен осуществить прежний балансодержатель.

Порядок составления

Структура и форма учетной политики казенных учреждений, в зависимости от целей ее составления определена:

  • пунктом 6 инструкции по бухгалтерскому учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 декабря 2012 года № 157н (далее – Инструкция № 157н);
  • статьей 11 НК РФ.

Никаких изменений структуры за 2016 год не произошло. Учреждение может применять уже существующий порядок, утвержденный локальным актом самого учреждения без каких-либо ограничений.  Изменения порядка могут затронуть составление учетной политики для целей бюджетного учета после ввода, например, Стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора». Необходимо будет установить критерии существенности информации (далее – Критерии) на основании пункта 35 указанного Стандарта.

Новый раздел учетной политики, связанный с Критериями важен для того, чтобы:

  • Затраты, в том числе и трудовые на учет были соизмеримы с ценностью информации;
  • Информация, отраженная на счетах бюджетного учета не была избыточной.

Если после утверждения Стандарта критерии существенности не будут установлены в учетной политике, то проверяющие, обнаружив ошибки могут наложить административную ответственность за представление заведомо недостоверной годовой бюджетной отчетности.

В зависимости от потребностей главного распорядителя бюджетных средств (далее – ГРБС) учреждения не редко формируют третью учетную политику – для целей управленческого учета. Ее составление в целях управленческого учета должно быть регламентировано:

  • ГРБС в части формирования данных, представляющих интерес именно для ГРБС;
  • локальным актом самого учреждения при ведении управленческого учета для обоснования решений руководителя учреждения или нужд бухгалтерии.

При утверждении положений учетной политики для целей управленческого учета, не связанного с интересами ГРБС, необходимо особенно тщательно анализировать трудозатраты на ведение дополнительного управленческого учета.

Отражение бюджетной классификации в учетной политике

В течение 2016 года неоднократно происходило редактирование Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 65н (далее – Указания № 65).

Для учетной политики казенных учреждений наибольшее влияние оказали изменения в пункте 2 раздела V «Классификация операций сектора государственного управления» (далее – КОСГУ) Указаний № 65н. Изменения вступили в силу фактически задним числом – с 1 апреля 2016 года, в день утверждения Приказа Минфина России от 1 апреля 2016 года № 38н (далее – Приказ № 38н).

Как и другие государственные (муниципальные) учреждения казенные учреждения, благодаря Приказу № 38н получили возможность утвердить в своей учетной политике дополнительную детализацию операций по статьям КОСГУ 120-140, 180, 290, 310, 320, 340.

Не все из этих статей важны именно для казенных учреждений, но многие облегчили задачи учета, например:

  • сумм принудительного изъятия (КОСГУ 140);
  • прочих доходов (КОСГУ 180) и расходов (КОСГУ 290);
  • увеличение стоимости основных средств (КОСГУ 310), нематериальных активов (КОСГУ 320), непроизведенных активов (КОСГУ 330), материальных запасов (КОСГУ 340).

На начало 2016 года многие казенные учреждения удалили из своих учетных политик упоминание о КОСГУ. В лучшем случае КОСГУ были оставлены для целей управленческого учета, однако такой учет затрагивает исключительно забалансовые счета, что не всегда удобно. Учреждения, которые удалили упоминание о КОСГУ на 1 января 2016 года и по каким-либо причинам не смогли позднее внести необходимые изменения в документы, получили дополнительный шанс. Подготовка изменений, действующих с 1 января 2017 года, позволяет упомянуть КОСГУ, так как Инструкция № 157н изменений в этой части не претерпела. Времени достаточно даже на согласование обновленной учетной политики с ГРБС.

Особенности учетной политики казенного учреждения в целях бухучета

Не все бухгалтерские проводки, необходимые для отражения фактов хозяйственной жизни отражены в инструкциях по бюджетному учету. Такие проводки необходимо закрепить в учетной политике. Прежде всего, те проводки, которые рекомендованы в письмах Минфина России за 2016 год. В течение 2016 года рекомендации были даны в отношении бюджетного учета:

  • кредиторской задолженности по долгосрочным государственным контрактам (договорам) при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году (письмо Минфина России от 15 августа 2016 года № 02-07-10/4766);
  • уменьшения первоначальной стоимости основных средств на амортизацию, списания остаточной стоимости и начисления задолженности по возмещению ущерба в случае обнаружения недостачи (письмо Минфина России от 20 июля 2016 года № 02-07-10/42572);
  • реализации имущества по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа (письмо Минфина России от 15 июля 2016 года № 02-06-10/41837);
  • расчетов с субабонентами по возмещению затрат на электроэнергию (письмо Минфина России от 1 июля 2016 года № 02-07-10/38875);
  • списании ветеринарного имущества головным казенным учреждением, в штате которого – главный ветеринарный врач (Письмо Минфина России от 1 июля 2016 года № 02-07-10/38874);
  • формировании резервного фонда на очередные отпуска (письмо Минфина России от 1 июля 2016 года № 02-07-05/38558);
  • начисления зарплаты за время вынужденного прогула и страховых взносов на нее (письмо Минфина России от 17 июня 2016 года № 02-07-05/35315);
  • программного продукта, полученного в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии (письмо Минфина России от 18 марта 2016 года 02-07-10/15362, далее – Письмо № 02-07-10/15362).

Эти и другие разъяснения были даны и по причине грядущих изменений в инструкцию по бюджетному учету.

Если учреждение не имеет инструкций (рекомендаций) по отражению того или иного факта хозяйственной жизни, то перед тем как прописывать порядок в учетной политике, необходимо направить запрос ГРБС. Некоторые учреждения обращаются непосредственно в Минфин России. В отношении фактов хозяйственной жизни, связанных с закупками в рамках контрактной системы зачастую необходимо получить консультацию Минэкономразвития России.

Особенности учетной политики казенного учреждения в целях налогообложения

Как и по вопросам бюджетного учета при спорных ситуациях в налоговом учете казенным учреждениям необходимо брать за основу письма Минфина России. Аргументация, приведенная в таких письмах может быть зафиксирована в учетной политике для целей налогового учета. В 2016 году разъяснения были даны по различным налогам и ситуациям с налогообложением.

Из-за участившихся случаев реализации казенным учреждением товаров (выполнении работ, оказании услуг) вопросы начисления, в том числе, налога на прибыль разъяснены сразу в нескольких письмах Минфина России:

  • от 25 июля 2016 года № 03-07-11/43314;
  • от 1 июня 2016 года № 03-07-11/31666;
  • от 25 марта 2016 года № 03-03-05/16706

Особое внимание финансовое ведомство уделяет необходимости налогообложения металлолома. Этому вопросу посвящены отдельные письма Минфина России:

  • от 7 апреля 2016 года № 03-03-06/3/19798;
  • от 18 февраля 2016 № 03-03-05/8970.

НДС – налог, который исчисляется исключительно с реализации. Отметим, что начислять НДС в случае реализации металлолома, а также других видов лома и отходов не нужно. Так как такие доходы для целей налогообложения отнесены к внереализационным. Несмотря на параллели, которые проводят некоторые эксперты между ломом и неучтенными нефинансовыми активами, обнаруженные в ходе проверки или инвентаризации, последние отражать в налоговом учете не нужно. В учетной политике вполне можно упомянуть этот момент, основываясь, в том числе на письмо Минфина России от 4 марта 2016 года № 03-03-05/12532.

Управленческий учет в учетной политике казенного учреждения

Составление учетной политики для целей управленческого учета обычно зависит целиком от потребностей ГРБС. Повышенный интерес ГРБС к управленческому учету определен изменениями, которые внесены в бюджетное законодательство Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ.Так, часть 3 Раздела IX Бюджетного кодекса РФ о государственном (муниципальном) финансовом контроле определила внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль как неотъемлемую частью общей системы. Внутренний контроль невозможен без управленческого учета, данные которого позволяют получить ответы на два главных экономических вопроса о том, как:

  • изыскать возможность сэкономить выделенные средства;
  • лучше распорядиться сэкономленными средствами.

Система управленческого учета с точки зрения ГРБС необходима для информационной поддержки управленческих решений, направленных на организацию контроля за использованием всех видов ресурсов.

По отдельным фактам хозяйственной жизни управленческий учет необходим непосредственно самому учреждению. В любом случае такой учет должен быть организован за балансом. Об этом упомянуто в Письме Минфина России от 18 марта 2016 № 02-07-10/15362.

Для управленческого учета использования транспортных карт письмом Минфина России от 12 октября 2012 года № 02-06-10/4243 предложен забалансовый счет 03 «Бланки строгой отчетности». Для целей управленческого учета, казенные учреждения вправе предусмотреть в рамках своей учетной политики в рабочем плане счетов детализацию отдельных счетов бюджетного учета по соответствующим статьям КОСГУ. Такая возможность для счета 1 401 50 000 «Расходы будущих периодов» предусмотрена Письмом Минфина России от 18 марта 2016 г.  № 02-07-10/15362.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 20%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 60%
результаты

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров казенных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×