Учетная политика бюджетного учреждения на 2017 год с приложениями

7067
Минфин России выпустит немало изменений на стыке 2016 и 2017 годов. Частично отредактировать учетную политику не только для целей налогового учета можно уже сейчас.

Основания внести изменения

Вне зависимости от того, для каких целей разработана учетная политика основаниями для корректировки ее положений всегда служат произошедшие изменения, как внутри учреждения, так и по объективным обстоятельствам. Например, изменения законодательства, а для целей бухгалтерского учета дополнительно к законодательству – изменения федеральных (отраслевых) стандартов. Указанные основания, а также изменения видов деятельности бюджетного учреждения не имеют привязки к началу:

  • Налогового периода;
  • Отчетного года.

Под законодательством для целей налогового учета понимают только законодательство о налогах и сборах, а бухгалтерское состоит из целого ряда федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов (далее – НПА).

Еще один тонкий момент применения оснований для целей бухгалтерского учета – федеральные и (или) отраслевые стандарты. При их отсутствии учреждениям необходимо применять правила ведения бухгалтерского учета. Под определение правил попадают инструкции, регулирующие бухгалтерский учет.

До начала 2017 года необходимо успеть внести только изменение методов учета в целях налогообложения. В бухгалтерском учете жестких рамок нет. Во внимание могут быть приняты различные обстоятельства, позволяющие ввести изменения в течение 2017 года. Так перейти на облачную бухгалтерию или, наоборот на использование деревянных счет можно в течение года, а не с его начала.

Если к налоговой учетной политике учредитель интерес не проявляет, то внося изменения, затрагивающие бухучет, учреждение всегда может убедиться, что основания изменений выбраны верно. В противном случае согласие учредителя на применение изменений получено не будет.

Изменения в законодательстве о бухучете 2016 года, которые необходимо зафиксировать в учетной политике бюджетного учреждения на 2017 год.

В 2016 году произошло единственное изменение федерального законодательства, которое повлияло на учетную политику бюджетных учреждений. Изменение затрагивает проблему отражения недвижимости на балансе, которая время от времени возникает у каждого бюджетного учреждения. Соответственно всем учреждениям необходимо отразить изменение документа, служащего основанием для постановки недвижимости на баланс.

С забаланса на баланс недвижимость уже с 15 июля 2016 года переводят по-прежнему на основании бухгалтерской справки. А вот основание для формирования справки для подтверждения факта хозяйственной жизни необходимо требовать выписку из Единого государственного реестра прав вместо правоудостоверяющего документа. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ.

Отметим, что большинство НПА разрабатывают не на федеральном, а на региональном и местных уровнях. К таким НПА можно отнести различные порядки согласования сделок и списания имущества.

В учетной политике каждого учреждения перечислены все законодательные акты и подзаконные НПА, которые учреждение применяет в бухгалтерском учете. В конце 2016 года необходимо провести своеобразную инвентаризацию указанных актов, так как изменения на региональном или местном уровне вполне могли пройти мимо внимания бухгалтера. При необходимости необходимо откорректировать учетную политику.

Изменения в налоговом законодательстве 2016 года, которые необходимо зафиксировать в учетной политике

Бесконечные реформы бухгалтерского законодательства частично компенсированы тем, что Налоговый кодекс РФ изменения не затронули. Такой вывод следует из опубликованного Минфином России 5 октября 2016 года проекта Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 годы.

Несмотря на отсутствие кардинальных изменений 2017 год простым быть не обещает из-за изменений, связанных с наличной выручкой и, соответственно - с приносящей доход деятельностью (далее – ПДД).

Для большинства учреждений ПДД означает оказание услуг населению. Дилемма обусловлена вводом в действие так называемых онлайн касс. Обычные кассы перестанут регистрировать уже с 1 февраля 2017 года, а полностью перейти на онлайн кассы необходимо с 1 июля 2017 года.

Учитывая политику минимизации наличного денежного оборота, учреждения вынуждены принимать наличные только из-за того, чтобы потребители могли осуществить право выбора формы расчета. Речь может идти исключительно об оказании услуг населению, а значит о применении бланков строгой отчетности (далее – БСО). В этом случае переход на онлайн кассы может быть отложен до 1 июля 2018 года.

Ранее бюджетные учреждения отказывались от БСО в пользу контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) из-за громоздкого учета бланков, изготавливаемых типографским способом. В настоящее время есть возможность применять автоматизированные системы для БСО (далее – АС БСО), созданные на базе ККТ, но без дорогостоящей электронной кассовой ленты защищенной (ЭКЛЗ).

АС БСО также отнесены к онлайн ККТ, однако вплоть до 1 июля 2018 их модернизация не обязательна. Следовательно, учреждения могут использовать отсрочку в один год, за который будет отлажена не только система онлайн регистрации платежей, но и появятся обученные специалисты.

Для того, чтобы воспользоваться преимуществами получения наличной оплаты исключительно за услуги населению, все моменты, связанные с БСО необходимо отразить в учетной политике.

Также не лишним будет подробно расписать основания для признания ПДД услугами населению. Сложность в том, что с 1 января 2017 года Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) прекращает свое действие. На смену ему подготовлен пока лишь один проект правительственного постановления с перечнем кодов видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам. Информацию по остальным услугам населению Правительство РФ пока не обнародовало.

Порядок составления

Учетная политика может быть составлена в виде единого документа, который может включать в себя несколько больших разделов для разных целей. При необходимости может быть включен и управленческий учет.

Обычно учреждения составляют учетную политику в виде пакета организационно-распорядительных документов (ОРД), которые зависят, в том числе от необходимости реализации управленческих задач.

ОРД представляют собой положения, распоряжения, перечни. Помимо особенностей учета на балансовых и забалансовых счетах в отдельных ОРД могут быть закреплены правила (порядок):

  • Проведения инвентаризации;
  • Присвоения инвентарных номеров объектам учета с перечислением основных средств, на которые не наносятся инвентарные номера;
  • Раздельного учета;

Ведения кассовых операций.

Относительное новое ОРД - перечень мероприятий внутреннего финансового контроля. Некоторые бюджетные учреждения могут быть получателями бюджетных средств (далее – ПБС). Например, в виде бюджетных инвестиций для строительства или приобретения недвижимости.

В своих ОРД такие учреждений отражают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части исполнения полномочий ПБС.

Обязательно в составе учетной политики для целей бухгалтерского учета должен быть утвержден график документооборота. Выписки из графика раздают всем сотрудникам, которые задействованы в документообороте учреждения. Таким образом, бухгалтерия:

  • Обеспечит своевременное поступление первичных документов;
  • Своевременно произведет регистрацию фактов хозяйственной жизни.

Структура учетной политики в виде пакета ОРД преследует ту же цель, что и график документооборота – удобство пользователей. Проще снять копию отдельного ОРД и вручить его непосредственным исполнителям для применения на практике, чем изготавливать выписку. При необходимости внесения изменений удобнее изменить ОРД, а не многостраничный документ единой учетной политики.

Отражение бюджетной классификации в учетной политике

Общие вопросы организации бухгалтерского учета всегда содержат упоминание о бюджетной классификации. В подразделе об организации бухгалтерского учета в учреждении указано, что такая организация должна обеспечивать контроль, в том числе, в разрезе кодов бюджетной классификации (далее – КБК) за правильным и рациональным использованием:

  • Полученных бюджетных субсидий;
  • Средств, поступивших от ПДД.

В Перечне мероприятий внутреннего контроля, который стал неизменным приложением к учетной политике большинства учреждений упомянуто, что при визировании счетов на оплату необходимо проверять правильное применение КБК.

Более детально моменты по КБК раскрыты непосредственно в указаниях "О порядке применения бюджетной классификации РФ", утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 года № 65н (далее – Указания № 65н). Некоторые упоминания об учетной политике внесены в 2016 году.

С 1 апреля 2016 года разрешено предусматривать дополнительную детализацию для операций по ряду статей (п. 2 разд. V Указаний № 65н). Такое допущение распространили на коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), отражающие:

  • Доходы от собственности;
  • Доходы от оказания платных услуг (работ) (далее – КОСГУ 130);
  • Суммы принудительного изъятия;
  • Прочие доходы (далее – КОСГУ 180);
  • Прочие расходы;
  • Увеличение стоимости основных средств (нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов, акций и иных форм участия в капитале).

Детализация допустима в рамках третьего разряда КОСГУ. Бюджетное учреждение должно определить по какой статье отражать свои операции в качестве налогоплательщиков по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) и налогу на прибыль организаций. Выбор предоставлен между КОСГУ 130 и 180.

Особенности учетной политики бюджетного учреждения на 2017 год в целях бухучета

Последние изменения в инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденную Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 года № 174н (далее – Инструкция № 174н) были внесены 31 декабря 2015 года. С большой долей вероятности так же Минфин России поступит и в этом году или внесет изменения непосредственно в начале 2017 года. Об этом министерство не раз сообщало в своих письмах с разъяснениями по бухгалтерскому учету.

Все вышедшие в 2016 году письма необходимо проанализировать и внести дополнения в свою учетную политику, так как:

  • Рекомендации отнесены документам, регулирующим бухгалтерский учет;
  • не существует ограничения на дополнения учетной политики в отличие от ее изменения.

К наиболее интересным разъяснениям, выпущенным в 2016 году можно отнести письма Минфина России:

  • От 15 июля 2016 года № 02-05-10/41796 (приобретение горюче-смазочных материалов в рамках закупки или командированным работником в рамках иных расходов на проезд до места командирования и обратно на служебном автотранспорте);
  • От 15 июля 2016 года № 02-05-10/41780, от 1 июля 2016 года № 02-06-10/38856 (далее – Письмо № 02-06-10/38856) – о применении кода бюджетной классификации в номере счета бухучета при отражении операций с нефинансовым активом.

В письме № 02-06-10/38856 отражены вопросы бухгалтерского учета операций с НДС:

  • С доходов от аренды имущества;
  • Со средствами грантов физических лиц;
  • С долговыми обязательствами.

Также необходимо обратить внимание и на другие письма Минфина России:

  • От 1 июля 2016 года № 02-07-10/38580 (о недвижимом имуществе, находящегося на праве оперативного управления);
  • От 21 июля 2016 года № 02-07-05/36038 (оплата кредиторской задолженности);
  • От 25 апреля 2016 года № 02-06-10/23859 (определение аналитической группы подвида доходов бюджета по счету 021006000 «Расчеты с учредителем»);
  • От 19 апреля 2016 года № 02-07-10/22438 (списание кредиторской задолженности перед бюджетом);
  • От 25 марта 2016 года № 02-07-10/17036 (о медикаментах).

Рекомендации по бухгалтерскому учету операций по обязательствам при изменении существенных условий контракта при его исполнении даны в письме Минфина России от 20 января 2016 года № 02-07-10/1659.

Особенности учетной политики бюджетного учреждения на 2017 год в целях налогообложения

Учитывая отсутствие проектов, можно не опасаться изменений Налогового кодекса РФ, вступающих в силу с 1 января 2017 года. Бухгалтерам имеет смысл изучить разъяснения Минфина России обнародованные в 2016 году и, при необходимости внести дополнения в учетную политику в отношении федеральных налогов на:

  • Добавленную стоимость (далее – НДС);
  • Прибыль организаций;

Наиболее полезными для дополнения учетной политики могут быть письма Минфина России:

  • От 13 октября 2016 года № 03-03-10/59757, от 22 июня 2016 года № 03-03-06/3/36253 (учет бюджетным учреждением, получающим субсидии, расходов при исчислении налога на прибыль).
  • От 7 июля 2016 года № 03-07-14/39827 (НДС при приобретении услуг по аренде муниципального имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления).

В конце года можно ожидать увеличения ставок и, наоборот, получения льгот по двум региональным налогам, это:

  • налог на имущество;
  • транспортный налог.

Изменения ставок по региональным налогам на 2017 год возможны, однако на налоговый учет они не повлияют. Также не повлияет на налоговый учет передача налоговым органам функций администрирования страховых взносов и некоторые изменения по налогу на доходы физических лиц.

В отношении единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД), который тоже отнесен к региональным, изменения возможны. Тем бюджетным учреждениям, которые с 2017 года станут плательщиками ЕНВД формировать учетную политику необходимо после ознакомления с разъяснениями по ЕНВД при реализации товаров бюджетным учреждениям по:

  • Договорам розничной купли-продажи (поставки);
  • Государственным (муниципальным) контрактам.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 20%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 60%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×