Инструкция 33н по бухгалтерской отчетности с изменениями в 2017 году

1181
Самостоятельно установленный вариант инвентаризации активов (обязательств) в конце года – не единственное послабление 2016 года. Главная новость – введение стандартов отчетности перенесено на 2018 год.

Стандарт отчетности

Главное событие, которое могло изменить порядок представления отчетности уже в 2017 году вновь отложено. Запуск стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – Стандарт отчетности), а с ним и еще четырех стандартов перенесен с 2017 на 2018 год.

Пока речь идет лишь об изменении сроков в проекте приказа о стандартах № 64н. Однако перенос многих сроков в уже действующей Программе разработки стандартов тоже говорит о многом. Стандарты, ввод в действие которых перенесен с 2017 на 2018 год запланировано утвердить в декабре 2016 года.

Если такое утверждение произойдет, то у бухгалтеров будет, как минимум, год на изучение приближенного к международной практике стандарта. Его внедрение не означает лишь изменение отчетных форм, придется изменять и правила бухгалтерского учета – основы для составления отчетности.

Речь о стандартах идет не первый год. Поэтому, учитывая, что рассматриваемый стандарт – не единственный, чью разработку должны завершить в декабре 2016 года, то ознакомление с его окончательным вариантом вновь могут отложить. Привычный порядок представления отчетности вполне может быть изменен, если учитывать, что последнее изменение Инструкции № 33н произошло как раз в конце года – 17 декабря 2015 года.

Порядок представления годовой бухгалтерской отчетности за 2016 год

Утвержденный Приказом Минфина № 33н порядок при сдаче годового отчета за 2016 год по-прежнему применяют два типа учреждений (бюджетные и автономные).

Если учреждение сменило свой тип с казенного на бюджетное в течение 2016 года, то по формам, утвержденным к Инструкции № 33н оно будет отчитываться не полностью за весь год. Период отчетности такого учреждения необходимо исчислять с момента государственной регистрации изменения типа. Как и в других случаях, отчетность должна быть составлена:

  • На 1 января 2017 года;
  • Нарастающим итогом с 1 января 2016 года;
  • В рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Предоставляют годовую отчетность учреждения двух указанных типов:

Своему учредителю;

  • Непосредственно в финансовый орган публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия (далее – финансовый орган), если указанный орган примет такое решение);
  • В налоговую инспекцию по местонахождению учреждения (головного учреждения).
  • От представления так называемого обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики освобождены все организации госсектора.

Бухгалтер учреждения должен установить на своем календаре два, а не три срока (если не считать еще публикацию отчетности). Бывает сроки значительно не совпадают между собой, так как установлены разными получателями отчетности:

  • Учредителем (финансовым органом);
  • Налоговым законодательством (не позднее трех месяцев после окончания отчетного года).

В налоговый орган по месту нахождения учреждения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность представляют позже, чем учредителю (финансовому органу). Так, в отношении бухгалтерской отчетности за 2016 год крайний срок представления в налоговую инспекцию – 31 марта 2017 года. Учредитель (финансовый орган) должны до этой даты не только принять отчетность от учреждения, но и включить ее в консолидированную.

На текущую дату состав годовой бухгалтерской отчетности включает в себя две группы форм, имеющих:

  • квартальную и годовую периодичность;
  • исключительно годовую периодичность.

В рамках настоящей статьи мы рассмотрим только формы, которые отличны от годовой отчетности за 2015 год квартальной отчетности за 2016 год.

Отчет об исполнении учреждением плана его ФХД (ф. 0503737)

Отчет ф. 0503737 имеет и квартальную, и годовую периодичность. Поэтому возможность ознакомления с указанным отчетом уже была –

в ходе квартальной отчетности. Отличий годовой формы от квартальной почти нет. Так показатели на 1 января года, следующего за отчетным, должны быть отражены без учета результата заключительных операций по закрытию счетов, которые:

  • Обязательны при завершении финансового года;
  • Будут датированы 31 декабря 2016 года.

Действующая редакция Инструкции № 33н по бюджетному учету и сам Отчет ф. 0503737 не содержат детальных указаний:

  • Нужно ли нумеровать строки;
  • По какому принципу группировать данные.

В 2015 году учреждения не только указывали поступления и выбытия по КОСГУ 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», но и приводили расшифровку по соответствующим подстатьям 211-213, отражающим:

  • Заработную плату;
  • Прочие выплаты;
  • Начисления на выплаты по оплате труда.

Исходя из решения управленческих задач довести до учреждений необходимую детализацию и группировку должны были получатели отчетности – учредитель или финансовый орган. Если подобных указаний в течение 2016 года не поступило, это не означает, что их не будет и дальше.

Если при планировании годовой отчетности учредитель (финансовый орган) вспомнит о целях, которые требуют более детальной (расширенной) аналитики по поступлениям (выбытиям), чем той, что присутствует в Плане ФХД. Следующий шаг – акт учредителя (финансового органа) о введении дополнительных подстроки.

Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723)

До сих пор учреждения сдавали Отчет о движении денежных средств учреждения по форме 0503723 (далее – Отчет ф. 0503723) ежеквартально, поскольку сама форма была впервые введена с 1 апреля 2016 года. Годовой Отчет ф. 0503723 за 2016 год учреждения будут сдавать впервые.

Назначение Отчета ф. 0503723 – аккумулировать данные о движении денежных средств как на рублевых (валютных) счетах, так и:

  • В кассе учреждения;
  • Во временном распоряжении.

Отчет ф. 0503723 содержит более подробную по сравнению с Отчетом ф. 0503737 аналитическую информацию, однако в нем невозможно:

  • Указать некассовые операции;
  • Разделить средства по источникам финансирования.

Эта особенность особенно усложняет жизнь тем бюджетным (автономным) учреждениям, которые наделены полномочиями получателей бюджетных средств. Ведь из-за необходимости представления не только бухгалтерской, но и бюджетной отчетности такие учреждения будут заполнять два отчета о движении денежных средств. В бюджетной отчетности - Отчет ф.0503123. Его заполнение аналогично заполнению Отчета ф.0503723. Однако невозможность разделения средств по источникам финансирования усложнит бухгалтеру сверку показателей отчетности и сделает невозможной разработку контрольных соотношений.

Годовые формы

Желающие всегда могли заранее ознакомится с проектами изменений в отчетности на сайте финансового ведомства – Минфин России / Деятельность / Бюджет / Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора / Бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора. В начале ноября 2016 года последнее обновление указанного раздела сайта Минфина России было произведено 28 сентября 2016 года – в отношении отчетности за 9 месяцев 2016 года. Методический кабинет министерства никаких проектов также не содержит.

Учитывая, что последними изменениями в Инструкцию № 33н была введена только одна новая форма – Отчет ф.0503723 и впереди переход на Стандарт отчетности, есть вероятность, что годовая отчетность будет сдана в том составе, в котором она фигурирует в действующей редакции Инструкции № 33н. В этом случае помимо уже упомянутых Отчетов ф. 0503737 и ф. 0503723 в составе годовой отчетности за 2016 год необходимо представить формы:

  • 0503730 "Баланс государственного (муниципального) учреждения"
  • 0503725 "Справка по консолидируемым расчетам учреждения"
  • 0503710 "Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года"
  • 0503737 "Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности"
  • 0503738 "Отчет об обязательствах, принятых учреждением"
  • 0503721 "Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения"
  • 0503760 "Пояснительная записка к Балансу учреждения"

При необходимости должна быть представлена форма 0503830 "Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения"

Электронная отчетность

До сих пор учреждения формируют бухгалтерскую отчетность для того, чтобы лично предоставить ее получателям на бумажных носителях. Если всё же бухгалтер и выгрузит отчетность в виде электронного документа, то все равно едет отчитываться лично, с представлением такого документа на электронных носителях.

Электронный документ совсем не обязательно загружать на флешку или того хуже – на дискету.

Большинство учредителей и, тем более, финансовых органов вполне могут получить отчетность по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС). Однако передача по таким каналам зависит не только от желания (возможностей) учреждения. Многое зависит и от получателя. Ведь именно учредитель (финансовый орган) определяет особенности представления необходимых им документов.

Если установленные требования предусматривают электронный вид отчетности, то именно учредитель (финансовый орган) должен предусмотреть и обязательные требования к:

  • Электронным форматам;
  • Способам электронной передачи такой отчетности.

В 2016 году при сдаче квартальной бухгалтерской отчетности в электронном виде применяли требования к форматам и способам передачи в электронном виде бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. Указанные требования доступны для общего пользования на сайте Росказны – Федеральное казначейство / Главная / ГИС.

Одна из последних доступных версий – 8.0. Она разработана для отчетности, начиная с 1 июля 2016 года и вряд ли предусматривает годовые формы (за исключением тех, которые имеют и годовую и квартальную периодичность).

Формат отчетности и особенности ее передачи по ТКС должны заботить не бухгалтера, а IT-специалистов и оператора, через канал которого учреждение передает свою отчетность. Однако, как показывает практика, знание номера последнего обновления того или иного программного продукта может сразу подсказать бухгалтеру почему возникли затруднения при передаче отчетности по ТКС.

Квартальная отчетность 2017 года

Все показатели Отчетов ф.0503123 и ф. 0503723 до сих пор были заполнены только по графе 4 «За отчетный период». Изменения произойдут, начиная даже не с годовой отчетности за 2016 год, а квартальной – за 2017 год.

В обеих формах указанных отчетов необходимо будет отражать динамику показателей графы 5 первых трех разделов. Для сравнения будут использованы показатели за аналогичный период 2016 года. Также в составе квартальной бухгалтерской отчетности 2017 года (при отсутствии изменений в Инструкции № 33) необходимо будет сдавать:

  • Справку по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
  • Пояснительную записку к Балансу учреждения (ф. 0503760), с перечислением, в том числе, всех форм для заполнения которых учреждение не имеет данных (так называемая нулевая отчетность), сами незаполненные формы в состав отчетности включать не нужно.

Помимо уже упомянутых Отчетов ф. 0503737 и ф. 0503723 в составе квартальной отчетности 2017 года учреждения будут сдавать также Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738).

Административная ответственность

Так как отчетность в рамках исполнения требования Инструкции № 33н – бухгалтерская, то ответственность за нарушение сроков ее представления – административная (ч. 1 ст. 15.6 КоАП). Сумма административного штрафа, подлежащая взысканию в этом случае, - от трехсот до пятисот рублей.

Чаще всего штраф накладывают на руководителя учреждения, обосновывая такой подход тем, что нет четкого разграничения, позволяющего определить:

  • Круг должностных обязанностей;
  • Пределы ответственности каждого должностного лица.

Проверяющие ссылаются на ч. 1 ст. 7 Закона "О бухгалтерском учете". Однако, если руководитель учреждения обратится в суд, то от административной ответственности его могут освободить. Наличие в штате должности главного бухгалтера и подписи главного бухгалтера на должностной инструкции суды рассматривают как доказательство того, что руководитель:

  • Не допустил неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей, так как возложил на главного бухгалтера обязанность по представлению в установленный законодательством срок бухгалтерской отчетности;
  • Организовал ведение бухгалтерского учета.

При это судьи лишь указывают, что виноват главный бухгалтер, а не руководитель. Для привлечения главного бухгалтера к ответственности у суда нет ни протокола, ни решения о привлечении к административной ответственности. К тому же срок привлечения к административной ответственности к моменту суда уже истекает.

Налоговая ответственность

Днем совершения правонарушения налоговики признают день, следующий за днем окончания срока подачи документов (п. 1 ст. 126 НК РФ). То есть и за непредставление бухгалтерской (финансовой) отчетности, и за опоздание действует одна и та же санкция – 200 руб. за каждый не представленный в срок документ.

Общий размер штрафа зависит от типа учреждения. Отметим, что налоговые органы штрафуют по максимуму, рассчитывая штраф, исходя из полного комплекта годовой бухгалтерской отчетности. Такой порядок рекомендован письмом ФНС России от 21 ноября 2012 года № АС-4-2/19575@.

Обычно при расчете штрафа налоговые органы подсчитывают количество отчетов не по Инструкции по бюджетному учету № 33н, а на основании Письма Минфина РФ от 28 марта 2013 г. N 02-06-07/9937. В отношении бюджетных (автономных) учреждений в указанном письме упомянуты пять форм отчетности. Соответственно штраф за непредставленную отчетность составляет 1 тысячу рублей (5 отчетов Х 200 руб.).

Обратите внимание, что привлечение учреждения к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц от административной (п. 4 ст. 108 НК РФ).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 20%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 60%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
×