Применение КОСГУ и КВР в 2017 году

3523
Таблица соответствия КВР и КОСГУ выпущена Минфином в конце 2015 года. Но на практике применение учреждениями КВР вызвало много вопросов. Часть из них останется и в 2017 году.

Изменения в бюджетную классификацию (указания) в 2016 году

Не все обновления Указаний № 65н, принятые в 2016 году успели пройти государственную регистрацию. Однако вряд ли юстиция будет возражать против того, чтобы, например, сократить или изменить перечень прочих расходов, списываемых по статье 290 классификации операций сектора государственного управления (далее-КОСГУ). Особенно, если необходимо только исключить расходы на выплаты стипендий безработным гражданам, обучающимся по направлению службы занятости.

Сотрудники Минфина России не раз поясняли как проходят согласования изменений в бухгалтерском учете, связанные с:

  •  Бюджетной классификацией расходов;
  •  номерами счетов и разрядностью в них.

Минюст России такие моменты критике не подвергает. Поэтому все что выпущено Минфином России по таким вопросам можно смело применять не дожидаясь заключения Минюста России. Часть изменений затрагивает исключительно КВР. Так, в соответствии с приказом Минфина России от 20 июня 2016 года № 89н (далее – Приказ № 89н) учтены отличия между разновидностями:

  • выходных пособий;
  • других выплат при увольнении.

От того какая выплата произведена, зависит выбор КВР. В Указаниях № 65н приведен примерный перечень ситуаций, в которых можно использовать 121 КВР или 112 КВР.

Указанный перечень нельзя считать закрытым, благодаря включению в него слова «иные». Минфин России отдает себе отчет о разнообразии мероприятий, возникающих в процессе оптимизации штата.

Не менее подробно регламентированы и различные компенсационные выплаты по 831 и 853 КВР.

Отметим, что на вопросы о выплатах физическим лицам финансовое ведомство давало похожие ответы еще за несколько месяцев до выхода утверждения Приказа № 89н. Так, в письме Минфина России от 26 мая 2016 года № 02-05-10/30377 разъяснены вопросы применения КВР в отношении выплат при увольнениях, которые произошли в результате организационных мероприятий по оптимизации штатной численности госсектора. Минфином России было рекомендовано использовать КВР в зависимости от вида субъекта бюджетного учета:

  • 111, 112 (государственные учреждения);
  • 121, 122,133 (государственные органы);
  • 141 (фонды).

Огромный пласт изменений, связанных и с КОСГУ и с КВР внесены приказами Минфина России от 1 апреля 2016 года № 38н (далее – Приказ № 38н) и от 16 февраля 2016 г. № 9н. Рассмотреть все изменения, внесенные этими двумя приказами, довольно сложно, но благодаря прошедшему времени все они уже учтены разработчиками программного обеспечения для бухгалтеров.

Бюджетная классификация расходов на 2017 год КОСГУ

Требование оплачивать расходы учреждения по КВР в конце 2015 года имело эффект разорвавшейся бомбы. Бухгалтеры слабо представляли себе как можно обходится без КОСГУ и решили больше времени уделять управленческому учету. Однако позже стало ясно, что отмены КОСГУ не будет. Применение указанных кодов по-прежнему необходимо не только и не столько для удобства работы бухгалтерии, а уже потому, что расшифровка по КОСГУ сохранена в некоторых формах бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

По сравнению с 2015 годом, сейчас уже можно говорить о том, что учреждениям в 2016 году оставлена некоторая свобода в отношении применения КОСГУ. Так для того, чтобы применять изменения по КОСГУ внесенные Приказом № 38н учреждения должны обновить свою учетную политику. Если раньше дополнительную детализацию операций можно было предусмотреть по небольшому количеству статей 130, 180, 290, 310, 320 и 340 КОСГУ, то с 1 апреля 2016 года этот перечень расширен. В рамках третьего разряда КОСГУ можно констатировать возможность детализации по статьям 120-140, 290, 310-340 и 530.

Отметим, что уже упомянутая статья 290 КОСГУ подвергалась неоднократным изменениям в течение 2016 года. Если расходы сотрудникам РАН вряд ли заинтересуют ещё кого-либо, кроме самой академии, то расходы спортсменов и студентов, направленных на различные мероприятия, злободневны для многих учреждений. Поэтому в данном случае расширение перечня расходов, относимых на статью 290 КОСГУ можно расценить как долгожданное. С 1 апреля 2016 года состав таких расходов ничем не отличается от выплат командированным сотрудникам. То есть помимо суточных на 290 КОСГУ можно относить оплату проезда и ночлега.

Сложные вопросы применения КОСГУ

Разъяснения применения КОСГУ всегда были востребованы бухгалтерами. Не изменилась ситуация и сейчас. Так, без разъяснений чиновников не возможно было принять решение и выбрать верный КОСГУ при получении учреждением в рамках агентского договора:

  • жилищно-коммунальных платежей;
  • вознаграждения агента.

Разъяснения даны в письме Минфина России от 22 июля 2016 г. N 02-05-11/43045. Указано, что увеличению (уменьшению) остатков денежных средств учреждений соответствуют две статьи КОСГУ: 510 и 610. Первая, соответственно отражает поступления, а вторая – выбытие. Уточнение, что указанные действия рассмотрены в отношении

«счетов бюджетов» бухгалтера, по мнению финансового ведомства, смущать не должны. Важна суть КОСГУ, а не его название. Также Минфин России напомнил, что для бухгалтерского учета доходов от оказания платных услуг (работ) предназначена статья 130 КОСГУ.

Так как вопросов, по которым даны разъяснения много, просто перечислим некоторые из писем Минфина России:

  • от 2 августа 2016 года № 02-05-10/45222 (о денежной компенсации работникам по судебным решениям);
  • от 20 июля 2016 года № 02-05-10/42470 (о суммах выкупа земельных участков, изымаемых для государственных нужд с целью строительства объекта капитального строительства);
  • от 15 июля 2016 года № 02-05-11/41800 (о дополнительных работах по капитальному ремонту).

Сложные ситуации с применением КОСГУ могут возникать не только при оплате. Так, в Письме Минфина России от 1 июля 2016 года № 02-06-10/38930 даны разъяснения об учете:

  • нефинансовых активов в 2016 году;
  • дебетовых остатков субсидий на государственное (муниципальное) задание;
  • дебиторской задолженности прошлых лет.

В указанном письме даны пояснения в отношении формирования отчетности 0503169 и 0503162.

Обязательное применение КВР

Что ставить в 15 - 17 разрядах, выделенных под КВР в структуре номера счета: нули или числа? Не нарушат ли нули методологию бухгалтерского учета при обязательном отражении КВР в Плане ФХД? Ответить на эти вопросы помогает анализ Указаний № 65н и понимание, что виды расходов детализируют направление финансового обеспечения расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов.

К существенным требованиями утвержденной структуры видов расходов отнесены разграничения выплат физическим лицам по различным признакам. Так, помимо денежных выплат может быть и натуральная оплата. Сейчас не 90-е годы прошлого столетия, однако учитывая, что наличный оборот всячески снижается, а проблема недофинансирования остается – натуральная оплата вместо денежной еще не потеряла своей актуальности.

Еще один признак – тип получателей:

  • действующие или бывшие работники (служащие);
  • иные категории граждан.

Как видим, снова благодаря слову «иные» категории типов получателей по сути ничем не ограничены.

Следующий существенный признак – совершение получателями,

определенных полномочий в соответствии с законодательством РФ, не предусматривающим с ним отношений в рамках трудового или гражданского законодательства. В отношении отражения расходов, связанных с командированием работников (служащих) казенных учреждений к существенным требованиям отнесен подотчет в виде:

  • выдачи наличных денежных средств из кассы учреждения;
  • перечисления на банковскую карту, которая может принадлежать как учреждению, так и работнику.

Не менее существенны и другие оплаты, которые актуальны при командировках. К ним отнесены:

  • приобретение билетов для проезда к месту командировки и обратно;
  • найм жилых помещений для командируемых работников по договорам (контрактам).

Кроме выплат физическим лицам существенные требования затрагивают отражение некоторых других расходов, например, на приобретение объектов, которые представляют собой:

  • аналоги объектов из сферы информационно-коммуникационных технологий;
  • предмет закупки в рамках бюджетных инвестиций;

Еще одна пара расходов связана с оплатой:

  • договоров на пересылку (доставку) получателям выплат, относящихся к публичным нормативным (публичным) обязательствам;
  • задолженности (недоимки) по налогам (включаемым в состав расходов) и сборам, в том числе организацией-правопреемником.

Другими словами, в 15-17 разрядах необходимо указывать расходы бюджета, если они связаны с использованием денежных средств (кассовые поступления, выбытия). При этом акцент сделан на строго определенных видах затрат (оплат, уплат) и приобретений.

Когда КВР указывать не обязательно

В случаях, не ограниченных существенными требованиями, КВР в номере счета не указывают. К таким случаям относятся расчеты учреждения и учредителя (письмо Минфина от 25 апреля 2016 года № 02-06-10/23859).

Так же есть случаи, когда указание КВР в номере счета спорно и требует разъяснений Минфина. Таких случаев гораздо больше, чем типовых проводок. Типовые проводки могут использоваться и с разными КВР в зависимости от условий финансирования и расходования выделенных конкретному учреждению бюджетных средств. Поэтому указание того или иного КВР всегда требует от бухгалтера дополнительных размышлений, необходимость запросов и консультаций.

Частично эта задача облегчена новыми сопоставительными таблицами на 2017 год:

  • Сопоставительная таблица изменений КВР на 2017 год (информация Минфина России от 22 июля 2016 года);
  • Таблица соответствия видов расходов кодам КОСГУ на 2017 год (информация Минфина России от 22 июля 2016 года).

По мнению автора, если однозначно КВР определить затруднительно, то лучше указывать нули.

Сложные вопросы применения КВР

За 2016 год выпущено много разъяснений чиновников о применении КВР. Рассмотрим некоторые из них. В письме Минфина России от 1 августа 2016 г. N 02-06-10/45133 даны разъяснения об отражении в бухучете учреждения операций с залоговыми платежами, задатками, обеспечениями заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе. Министерство сообщило, что операции с указанными средствами должны быть отражены такими бухгалтерскими записями:

N операции

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

2

3

4

1.

Перечисление залоговых платежей, задатков, обеспечения заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе

0 00 00000 00 0000 510

2 210 05 560

00 00 000000 0000 610

2 201 11 610

Одновременно

увеличение

забалансового счета 18

2 (вид ФО)/

00 00 00000 00000 610

(АнКВИ(выбытия)/

610 (КОСГУ)

2.

Возврат на расчетный счет учреждения залоговых платежей, задатков, обеспечения заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе

00 00 000000 0000 510

2 201 11 510

Одновременно

увеличение

забалансового счета 17

2 (вид ФО)/

00 00 00000 00000 510 (АнКВИ (поступления)/

510 (КОСГУ)

0 00 00000 00 0000 610

2 210 05 660

Некоторые разъяснения о применении КВР имеют узкую направленность. В отношении расходов казенного медицинского учреждения даны разъяснения в Письме Минфина России от 29 апреля 2016 г. Как и в случае КОСГУ многие разъяснения в основном затрагивают непосредственно учет, а не оплату. Применение КВР в бухгалтерском учете автономных учреждений операций по перечислению части денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности, в доход федерального бюджета (Письмо Минфина России от 15 августа 2016 года № 02-05-10/47664).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 17.39%
  • Нет 43.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 39.13%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×