Инструкция 191н по бюджетной отчетности в 2017 году с изменениями

783
Инструкция № 191н может быть использована различными субъектами учета. Ее применение зависит, в том числе, от этапа совершенствования бюджетного процесса. По этой причине стандартные формы могут быть дополнены по усмотрению главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (далее – ГРБС и РБС, соответственно).

Порядок представления годовой бюджетной отчетности за 2016 год

Изменения в приказ № 191н на 01.01.2017 для бюджетных учреждений вряд ли затронут алгоритм, привычный бухгалтерам. По-прежнему большинство субъектов учета представят так называемую бумажную отчетность. К распечаткам будут приложены электронные файлы, записанных на носитель типа флешка. Такой способ сдачи, по мнению некоторых бухгалтеров, позволяет на начальном этапе приемки устранить погрешности и недочеты.

Отметим, что электронные файлы, до их передачи по телекоммуникационным каналам связи также проходят предпроверочную обработку. Такая обработка позволяет внести необходимые поправки, устранить погрешности и недочеты до ее отправки. Субъекту учета не нужно тратить различные ресурсы, в том числе связанные с транспортными расходами. Если выбор пал на бумажный вариант, то главному бухгалтеру необходимо лично отвезти годовой отчет и сдать его, отсидев в очереди.

Если все же принято решение сдавать бумажный вариант, то для разгрузки главного бухгалтера может быть назначено лицо, способное выполнить не только функции курьера. В обязанности такого лица входит и проверка обязательных требований, предъявляемых к распечаткам на бумаге:

  • страницы необходимо сброшюровать (принимающие отчетность просят сразу подшить ее в отдельную канцелярскую папку);
  • каждая из страниц должна быть пронумерована, а сама отчетность иметь оглавление.

Большое внимание необходимо уделить сопроводительному письму, в котором при приемке отчетности будет проставлена отметка. Чтобы иметь возможность получить такую отметку обязательно оформить два экземпляра письма.

Подписывают отчетность три должностных лица. Помимо руководителя субъекта учета, это руководители:

  • бухгалтерской службы;
  • финансово-экономической службы.

Роспись последнего должностного лица необходима исключительно на формах, которые содержат плановые (прогнозные) и аналитические показатели. Заверяемые главным бухгалтером показатели по-прежнему представляют собой итоговые данные регистров бухгалтерского учета и, прежде всего – Главной книги.

Так называемые нулевые формы заполнять не нужно. Инструкция № 191н не содержит требования предоставлять формы с прочерками. Если показатель имеет числовое значение продолжают действовать следующие правила:

  • знак "минус" вместо круглых скобок для обозначения отрицательного значения показателя;
  • показатели формируют по нарастающей, отсчет – начало года;
  • значения показателей учитывают копейки (так как единица измерения рубли, то копейки обозначены двумя знаками после запятой).

Сроки представления определяет ГРБС. Крайний срок представления в налоговый орган по месту нахождения отчитывающегося – 31 марта 2017 года.

Действующие изменения в Инструкцию № 191н

При подготовке к завершению 2016 года, можно уверенно предполагать неизменность положений, вступивших в силу после отмены КОСГУ в отчетности. Отметим, что в дополнительных формах, установленных ГРБС, детализация по КОСГУ допустима.

В основные формы отчетности введено много дополнительных признаков детализации. Усложнение форм связано с процессами, направленными на оптимизацию сумм так называемых дебиторки и кредиторки. Успешность действий субъекта учета по указанным направлениям будет оценена после анализа отчетности такой характеристики задолженности как:

  • детализация показателей по уменьшению (увеличению) размера задолженности, в том числе в неденежном измерении;
  • аналитика о движении просроченной задолженности.

ПБС обязаны разделять как дебиторскую, так и кредиторскую задолженность между:

  • бюджетной деятельностью;
  • средствами во временном распоряжении.

Для расширенной характеристики сумм отложенных обязательств введена дополнительная строка. В нее вносят обязательства финансовых годов, следующие за текущим (отчетным) финансовым годом. При проверках показатели новой строки особенно тщательно проверяют на достоверность. Чтобы выдержать такую проверку, бухгалтерам необходимо перед годовым отчетом провести анализ отложенных обязательств (резервов). После такого анализа бухгалтеры проводят корректировку обнаруженных в учете сумм расхождений.

Состав годовой бюджетной отчетности за 2016 год

Разные формы предназначены для совершенно разных субъектов учета. Только баланс представлен в 6-ти видах. Большинству субъектов учета необходимо заполнять баланс, в названии которого указана их форма участия в бюджетном процессе – ГРБС (РБС), ПБС и прочие. Процесс реорганизации бюджетной сети уравнивают всех. Вне зависимости от статуса составителя при участии в бюджетном процессе предусмотрен разделительный (ликвидационный) баланс.
Остальные формы зависят от роли в бюджетном процессе. Например, существуют 4 формы справок, связанные как с заключением счетов, так и с консолидацией (суммированием показателей отчетности). Не только справки, но и сами отчеты представлены в обычном и консолидированном виде. Отчетность можно разделить на несколько групп, в которых отражены:

  • исполнение бюджета;
  • движение денежных средств;
  • принятые бюджетные обязательства;
  • финансовые результаты деятельности;
  • поступления и выбытия.

Все не представленные по причине отсутствия числовых показателей формы необходимо перечислить в Пояснительной записке.

Кроме обязательных форм Инструкции № 191н ГРБС может предусмотреть дополнительную отчетность. Такая отчетность, утвержденная приказом Минфина России от 1 марта 2016 года № 15н направлена на расшифровку дебиторской задолженности. Для расшифровки могут быть выбраны направления, указанные в формах 0503191 – 0503193, соответственно:

  • Расчеты по выданным авансам;
  • Контрактные обязательства;
  • Субсидии организациям.

Федеральные субсидии ГРБС разделяет по получателям, выделяя предоставляемые:

  • бюджетным и автономным учреждениям (при размере субсидии на 1 января 2017 года более 300 млн. рублей);
  • остальным юридическим лицам - вне зависимости от размера задолженности.

Еще одна форма дополнительной отчетности, в том числе для ПБС представлена сведениями об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества (ф. 0503190).

Отчет ф. 0503191

Отчет обобщает результаты инвентаризации дебиторской задолженности, в том числе по выданным авансам р. 1. ф. Прежде всего это – размер авансовых платежей. Причем не только в денежном выражении, но и в процентном от цены контракта (договорной цены). Необходима детализация по счетам аналитического учета с применением довольно широкого диапазона. Крайние значения показателей составляют:

  • менее 30%;
  • свыше 80%.

Привычная аналитика представлена кодом счета бюджетного учета 020600000 «Расчеты по выданным авансам» (120611000 - 120691000). По каждому из наименований указанного диапазона на отчетную дату должны быть отражены остатки расчетов по дебиторской задолженности.

В разделе 1 должны быть указаны и другие показатели, на конец отчетного периода. От общей суммы до детализации просроченной дебиторской задолженности. Необходима группировка сроков неисполнения (просрочки) обязательств в четырех диапазонах:

  • минимальный шаг – до 1 месяца включительно;
  • максимальный шаг – свыше 3 лет.

Формулировки остальных трех суммирующих показателей рассматриваемого раздела несколько громоздки. По этой причине рассмотрим их более подробно. Первый показатель характеризует насколько обеспечено исполнение поставщиком своих обязательств. При этом рассматривают только те обязательства, которые:

  • стали причиной образования просроченной дебиторской задолженности;
  • были предоставлены в соответствии с контрактным законодательством.

Контрактное законодательство предусматривает денежный залог и банковскую гарантию. Если денежный залог – факт не требующий дополнительной проверки, то банковскую гарантию в условиях активного отзыва лицензий лучше проверить. Не только на срок ее действия, но и на предмет того, продолжает ли функционировать банк, ее выдавший.

Следующий показатель – просроченная задолженность, связанная с судебными разбирательствами. Для подведения итогов за 2016 год необходимо подсчитать суммы, по которым на 1 января 2017 года:

  • поданы судебные иски;
  • направленные на взыскание в принудительном порядке по принятым судебным решениям.

Последний показатель - сумма исков, по которым:

  • взыскание приостановлено в установленном законодательством порядке;
  • возвращен исполнительный лист по причине невозможности взыскания (неизвестен адрес должника, место нахождения его имущества и прочее).

Показатели раздела 2 «Сроки погашения дебиторской задолженности» ф. 0503191 формируются в зависимости от сроков погашения с детализацией по кодам счетов бюджетного учета. Будут ли влиять на показатели события после отчетной даты – пока не ясно.

Отчет ф. 0503192

Бюджетные обязательства, возникшие из государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд необходимо рассматривать в рамках дополнительной отчетности, если остаток дебиторской задолженности на 1 января 2017 года – более 300 млн. рублей. В форме 0502192 необходимо отражать сведения не по всей задолженности, а только задолженности по авансам, оплаченных, например, за:

  • услуги связи (транспортные и коммунальные услуги);
  • аренду имущества.

Некоторые услуги объединены с работами на счетах расчета по авансам в оплату:

  • работ, услуг по содержанию имущества (счет 1 20625 000);
  • прочих работ, услуг (счет 1 20626 000).

Для дополнительной отчетности необходима информация по авансам, оплаченным в рамках приобретения различных нефинансовых активов. Из рассматриваемого отчета выпадают только авансы, выплаченные в рамках трудовых отношений.

Отчет ф. 0503123

Уже два раза, с июля 2016 года ПБС наряду с другими участниками бюджетного процесса отчитывается о движении денежных средств. Кроме ежеквартальной периодичности указанный отчет имеет и годовую.

Для его заполнения детализация КОСГУ все же необходима. Необходимы данные по видам поступлений и выбытий, с учетом возвратов текущего финансового периода. При заполнении отчета необходимо использовать счета расчетов:

  • с финансовым органом по платежам в бюджет (счет 0 21002 000), по наличным денежным средствам (счет 0 21003 000);
  • по поступлениям с органами казначейства (счет 0 21004 000);
  • по платежам из бюджета с финансовым органом (счет 0 30405 000);
  • забалансовые счета 17 и 18, открытые к счетам 0 20100 000 "Денежные средства учреждения (за исключением счета 0 20135 000 "Денежные документы".

Также в структуру рассматриваемого отчета заложена информация:

  • об увеличении (уменьшение) остатков денежных средств по текущим инвестиционным, финансовым операциям;
  • в части выбытий по текущим операциям и инвестиционным операциям, детализированная по аналитическим кодам бюджетной классификации.

При этом отсутствует необходимость учитывать операции по движению денежных средств между:

  • счетами самого субъекта учета;
  • счетами и кассой.

Обратите внимание! Начиная с квартальной отчетности 2017 года в рассмотренных разделах 1-3 необходимо заполнять графу 5. Она предназначена для отражения показателей движения денежных средств за аналогичный период прошлого года.

В разделе 4 «Аналитическая информация по выбытиям» Отчета ф. 0503123 графа 5 по-прежнему будет использована для отражения суммы выбытий по соответствующему коду. Также указанный раздел имеет особенности в части заполнения графы 3 по строкам:

  • 980 «Показатель возврата дебиторской задолженности прошлых лет»;
  • 990 «Операции с денежными обеспечениями».

Указанные строки не предназначены для отражения КОСГУ.

Административная ответственность

ГРБС (РБС) составляют консолидированную отчетность на основании отчетов, представленных подведомственными субъектами. Неправильная консолидация или предоставление неверных отчетных данных для консолидации приводит к административной ответственности. Наложить административный штраф могут и на главного бухгалтера. Как, например, в решении Московского городского суда от 16 февраля 2016 года № 7-895/16. В свое оправдание главный бухгалтер заявил, что годовой отчет за 2013 год был оформлен, подписан и сдан ГРБС другим сотрудником. Причина того, что указанные действия были произведены не главным бухгалтером (далее – истица) – в отсутствии на службе в связи с прохождением лечения в госпитале МВД России. Амбулаторное лечение длилось с 24 сентября 2013 года по 27 февраля 2014года. Из-за его длительности 6 февраля 2014 года приказом начальника учреждения главный бухгалтер была освобождена от должности. Во время рассмотрения дела судом первой инстанции истица вновь находилась на больничном, о чем она сообщила суду по телефону.

В судебное заседание Московского городского суда истица явилась, доводы полностью поддержала и пояснила, что административный штраф принудительно был исполнен в декабре 2014 года – с ее личного счета списаны деньги. Суд вновь подтвердил, что в действиях должностного лица, подписавшее постановление об административном штрафе и районного суда нарушений не было. Для наложения штрафа оказалось достаточно приказа о назначении на должность главбухом и должностной инструкции. Истица не привела никаких доводов в свое оправдание в момент составления протокола – 21 марта 2014 года, в ее личном присутствии.

Копии листков нетрудоспособности в деле не имели реквизитов, придающих им юридическую силу, Какие именно реквизиты отсутствовали в листках нетрудоспособности в рассматриваемом решении не перечислено. На практике к наиболее юридически значимым реквизитам, которые должны быть вписаны (впечатаны) в листок нетрудоспособности относят:

  • наименование организации;
  • дату документа;
  • подпись и печать учреждения здравоохранения.

Истица была извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения поданной жалобы в Лефортовском районном суде Москвы, в суд без уважительных причин не явилась, ходатайств об отложении дела не подавала. Таким образом телефонный звонок к подаче ходатайства приравнен не был.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 20%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 60%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×