План счетов бюджетного учета на 2017 год

2208
У бухгалтеров казенных учреждений было достаточно времени на осмысление изменений в отношении плана счетов бюджетного учета (далее – План счетов), вступающих в силу с 1 января 2017 года. Особо важные, Минфин России, начиная с мая 2016 года, подробно разъяснил в своих письмах.

Кто применяет

В рамках единого порядка ведения бюджетного учета, План счетов применяют различные субъекты учета:

  • Главные распорядители бюджетных средств (далее – ГРБС);
  • Распорядители бюджетных средств (далее – РБС);
  • Получатели бюджетных средств (далее – ПБС).

ГРБС (РБС) представлены органами:

  • Государственной власти (государственными органами);
  • Местного самоуправления.

В рамках настоящей статьи, мы рассмотрим его применение только с точки зрения ПБС, причем исключительно казенных учреждений (далее – КУ). Особенности применения ГРБ (РБС) и другими государственными организациями рассмотрены не будут:

  • Из последней редакции буквально вычленили «казначейский» план счетов, отдельный от остальных субъектов учета – участников бюджетного процесса;
  • ГРБ (РБС), ПБС и некоторые другие участники бюджетного процесса применяют единый План счетов, однако состав и структура рабочего Плана счетов имеет особенности для каждого из видов субъектов бюджетного учета.

Причины различий обусловлены не только различиями в учитываемых фактах хозяйственной жизни. При централизованных поставках один и тот же факт хозяйственной жизни будут иметь разное содержание с точки зрения трех разных субъектов учета – грузоотправителя, заказчика и грузополучателя. КУ может выступать не только в качестве грузополучателя, но и заказчика (грузоотправителя) и тем самым получает полномочия, как минимум, РБС.

Структура плана счетов

Особенность структуры в том, что в ней отражены не только все объекты бюджетного учета, но и их изменение (уменьшение или увеличение). Непосредственную структуру составляют пять разделов. Два из них отражают активы:

  • Нефинансовые (некоторые из них многообразны - основные средства и материальные запасы, некоторые представлены в виде единственного объекта учета - непроизведенные активы), далее – Раздел 1 Плана счетов;
  • Финансовые (прежде всего денежные средства и, соответственно, касса, а также денежные документы и другие виды финансовых активов).

Третий раздел отражает разнообразные обязательства в отношении кредиторов и перед бюджетом. Отметим, что некоторые виды обязательств  в хозяйственной жизни КУ не возникают.

Еще два раздела отражают финансовый результат и санкционирование расходов бюджетов. Четвертый и пятый разделы Плана счетов также задействованы КУ не полностью. В структуру Плана счетов включены забалансовые счета. Данная часть может быть очень разветвленной, учитывая:

  • управленческие потребности;
  • строгую регламентацию учета на балансовых счетах бюджетного учета.

В отличие от балансовых, в отношении забаланса учреждения ограничений почти нет и учреждение может вводить дополнительное их количество, которое позволит полностью удовлетворить нужды управленческого учета.

Благодаря автоматизации бюджетного учета нередко вводят различные балансовые разделители учета. Если раньше к таким разделителям относили учреждение и баланс, и они использовались ГРБС, то сейчас понятие «разделитель» используют и КУ. Один из актуальных примеров необходимости ввода дополнительного разделителя в рабочий План счетов казенного учреждения на 2017 год – необходимость обособления в учете бюджетных инвестиций, а также средств, выделяемых из разных бюджетов учреждению,  в том числе, подведомственному МВД.

Счета, структура счетов

Все пять разделов и описание забалансовых счетов по сути содержат перечни и описание группировочных счетов на которых бухгалтеры отражают те или иные объекты учета. Счета принято разделят на:

  • Синтетические (содержат информацию только в денежном измерении);
  • Аналитические (для более детальной характеристики учитываемых объектов учета, в том числе в неденежном измерении).

Из-за приближения российских учетных процедур к международным требованиям, структура счетов бюджетного учета каждый год выглядит по-новому. Изменения связаны с расширением разрядности счета. В скором времени ожидаются масштабные изменения по нефинансовым активам.

Условно счет бюджетного учета разделен на два диапазона:

  • С 1-го по 4-й разряд охвачены коды раздела и подраздела расходов бюджета (указанный диапазон необходим при формировании остатков на начало года);
  •  С 5-го по 17-й разряд (предназначен для отражения целевого назначение средств, выделенных КУ). Учреждения применяют в указанном диапазоне нулевые значения.

Такое количество разрядов на практике делает невозможным организацию бюджетного учета на бумажных носителях. Даже для небольшого КУ необходимо полноценное программное обеспечение для ведения бюджетного учета. Однако, несмотря на компьютеризацию, при изменении структуры счетов, бухгалтеру приходится по старинке распечатывать сравнительные таблицы, которые оперативно составляет и размещает на своем сайте Минфин России.  Такое изучение необходимо, чтобы своевременно планировать и вносить все необходимые корректировки.

Особенности применения в 2017 году

Формирование и разработка рабочего Плана счетов на 2017 год целиком зависит от грядущих изменений в инструкцию по его применению. (далее – Инструкцию по применению). Весьма ожидаемы уже известные поправки в новом проекте раздела 1.

 Известно, что в неизменном виде останется учет:

  • Вложений в нефинансовые активы;
  • Нефинансовые активы в пути;
  • Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг.

Изменения неизбежны для счетов, исполняющих по отношению к разделу 1 Плана корреспондирующую роль, предназначенных для учета расходов экономического субъекта.

Номера всех упомянутых счетов не поменяют нулевые значения с 5-го по 17-ый разряды, если иное не будет предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств. При формировании операций по централизованному снабжению материальными ценностями, в соответствии с  рабочим  планом счетов казенного учреждения на 2017 год, в 1-17-м разрядах номера счета 0 304 04 000 будут отражаться показатели  соответствующие 4-20-му разрядам кода бюджетной классификации (КБК). Однако вполне может сложиться и обратная ситуация - нули в первых 17-ти разрядах.

Ясность пока присутствует только в одном: изменений плана счетов бюджетного учета в 2017 год году не избежать.

Инструкция по применению. Разъяснения чиновников

Так же как и план счетов бюджетного учета на 2017, инструкция по его применению устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета. Без обеспечения этого важного условия невозможно получить главный результат бюджетного учета – сопоставимую бюджетную отчетность. Именно по этой причине Инструкция по применению жестко регламентирует варианты учета фактов хозяйственной жизни. Вместе с тем, для получения информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бюджетной отчетности, допускает ввод дополнительных аналитических кодов в счета.

Другие особенности связаны со структурой Плана счетов. Так, при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающие изменение активов и обязательств, в очередные регистры бюджетного учета не переходят.
Постоянное совершенствование бюджетного процесса влияет на изменения в бюджетном учете. В каких направлениях будет изменена Инструкция по применению разъяснено в письмах  чиновников. В течение 2016 года наиболее известными стали письма Минфина России от:

  • 05.05.2016 № 02-07-10/25987;
  • 14.05.2016 № 02-07-10/28322;
  • 17.05.2016 № 02-07-10/28328.

Именно комментарии чиновников в этих трех письмах, вышедшие с небольшим разрывом во времени, заставляют бухгалтеров ожидать изменений в применении 1-17 и 4-20 разрядов счетов по учету нефинансовых активов.

Если ожидаемые поправки все же не будут приняты, то при формировании остатков на начало года в коде счета по учету нефинансовых активов должны быть оставлены только коды раздела и подраздела (1-4 разряды номера), а в 5-17 разрядах номера счета должны быть указаны нули.  Учитывая многолетнюю привычку финансового ведомства вносить изменения в Инструкцию по применению непосредственно под новогодние праздники, бухгалтерам придется уже в 2017 году:

  • Дополнять учетную политику;
  • Вносить изменения в План счетов.

Более того, высока вероятность, что изменения о которых Минфин России сообщил через свои письма еще в мае 2016 года необходимо будет применять задним числом, хотя фактически из-за длительной процедуры регистрации в Минюсте России они вступят в силу во втором квартале 2017 года.

Сложные ситуации применения плана счетов

Правильный выход из сложных ситуаций невозможен без подсказки Минфина России. За последнее время таких разъяснений было не мало. В рамках статьи мы рассмотрим только лишь незначительную их часть. План счетов бюджетного учета 2017 с пояснениями и проводками приведен в Инструкции № 162н, однако необходимость в большом количестве разъяснений связана с несовершенством Инструкции по применению. Почти в каждом письме-разъяснении завершающая фраза о том, что Минфином России подготовлены соответствующие изменения.

Письмо Минфина России от 1 августа 2016 года № 02-06-10/45133 содержит разъяснения по запросу об учете операций с:

  • Залоговыми платежами и задатками;
  • Обеспечениями заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе.

Суть проблемы – как отразить КБК в 15 - 17-м разрядах номера счета 221005000 «Расчеты с прочими дебиторами». Финансовое ведомство обосновало свое мнение о том, что в этом случае необходимо указывать один из двух аналитических кодов (в зависимости от факта хозяйственной жизни):

  • - 510 (при поступлении);
  • - 610 (при выбытии).

Мнение Минфина России отражено и в бухгалтерских записях в отношении соответствующих фактов хозяйственной жизни.

Ответ на вопрос о заполнении диапазона с 1-го по 17-й разряд номера счета дан в Письме Минфина России от 25 апреля 2016 года № 02-06-10/23859. Однако в этом случае речь идет сразу о двух корреспондирующих счетах:

  • 021006000 "Расчеты с учредителем";
  • 040110172 "Доходы от операций с активами".

Минфин сообщил, что в указанных разрядах номеров счетов необходимо отражать нули.

Письмо Минфина России от 26 мая 2016 № 02-05-10/30377 разъясняет порядок применения бюджетной классификации при выплатах увольняемым госслужащим (военнослужащим, работникам, сотрудникам) в результате организационно-штатных мероприятий. КУ должны применять следующие коды вида расходов (далее – КВР):

  • 111- для выходных (единовременных) пособий и компенсации, в том числе дополнительной компенсации (за расторжение контракта, договора до истечения срока);
  • 112 - для иных выплат персоналу, за исключением фонда оплаты труда.

Письмо Минфина России от 29 апреля 2016 года № 02-05-10/25485 посвящено реализации учреждением здравоохранения (его структурным подразделением) различных функций. Рассмотрено оказание стационарной и амбулаторной медпомощи. Расходы на обеспечение такой деятельности (функций) должны быть отражены по соответствующим подразделам раздела 0900 "Здравоохранение", а именно:

  • 0901 "Стационарная медпомощь";
  • 0902 "Амбулаторная помощь".

Перечень расходов при планировании на общехозяйственные нужды учреждение определяет самостоятельно с учетом состава нормативных затрат. Некоторые бюджетные ассигнования по расходам на общехозяйственные нужды невозможно отнести к конкретной функции учреждения (структурного подразделения).  В таких случаях проблему необходимо  устранять в рамках подраздела, по которому планируется наибольший объем бюджетных ассигнований в общем объеме ассигнований на обеспечение функционирования медицинского учреждения.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 17.39%
  • Нет 43.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 39.13%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
×