Санкционирование расходов казенным учреждением

9
Казенные учреждения (равно как и другие ПБС) принимают бюджетные обязательства в пределах доведенных до них ЛБО и (или) бюджетных ассигнований (статья 162, пункт 3 статьи 219 БК РФ).

Бюджетные обязательства

Согласно пункту 2 статьи 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает:

  • принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств;
  • санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств.

Казенные учреждения (равно как и другие ПБС) принимают бюджетные обязательства в пределах доведенных до них ЛБО и (или) бюджетных ассигнований (статья 162, пункт 3 статьи 219 БК РФ).
Нарушение казенным учреждением порядка учета бюджетных обязательств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей (статья 15.15.7 КоАП  РФ).
Согласно статье 219 БК РФ, а также нормативным документам, устанавливающим порядок доведения бюджетных ассигнований и ЛБО, порядок кассового обслуживания бюджетов, последовательность операций по утверждению (доведению) бюджетных ассигнований и ЛБО следующая:

  1. финансовый орган ставит на учет показатели сводной бюджетной росписи и росписи ЛБО. В частности, на федеральном уровне Минфин России доводит до Федерального казначейства бюджетные данные в соответствии с Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденным приказом Минфина России от  30.11.2015 № 187н (пункт 2.1 приказа Минфина России от 30.09.2008 № 104н);
  2. финансовый орган доводит до ГРБС и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств Казначейским уведомлением (ф. 0531721) (подпункт «в» пункта 2.5 приказа Минфина России от 30.09.2008 № 104н);
  3. ГРБС доводит бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до подведомственных распорядителей и ПБС Расходным расписанием (ф. 0531722) (пункт 3.1 приказа Минфина России от 30.09.2008 № 104н (см. письмо Минфина России от 01.07.2014 № 02-03-09/31806));
  4. распорядитель бюджетных средств отражает полученные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств. При этом в части лимитируемых расходов Федеральное казначейство доводит только лимиты бюджетных обязательств, по нелимитируемым расходам и источникам финансирования дефицита бюджета – ассигнования. Для этого используется Расходное расписание (ф. 0531722) (пункт 3.1 приказа Минфина России от 30.09.2008 № 104н);
  5. ГРБС (РБС), ПБС отражают полученные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на основании Расходного расписания (ф. 0531722) (пункт 6.3 приказа Минфина России от 30.09.2008 № 104н);
  6. получатель бюджетных средств отражает принятые бюджетные обязательства (пункт 6.3 приказа Минфина России от 30.09.2008 № 104н).

ГРБС (РБС) вправе формировать Расходные расписания (ф. 0531722) как отдельными документами, так и в виде Реестров расходных обязательств (ф. 0531723).

Оплата денежных обязательств

Оплата денежных обязательств осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств ЛБО. В то же время оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до ПБС бюджетных ассигнований (пункт 5 статьи 219 БК РФ).
Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей (статья 15.15.10 КоАП РФ).

Согласно Инструкции № 162н для учета санкционирования расходов казенные учреждения используют счета:

  • 1 50103 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» – отражаются объем прав в денежном выражении на принятие учреждением бюджетных обязательств, их исполнение, а также суммы внесенных изменений;
  • 1 50105 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» – отражаются суммы полученных ЛБО и суммы внесенных изменений;
  • 1 50200 000 «Обязательства» – отражаются показатели принятых (принимаемых, отложенных) обязательств соответствующего финансового года и внесенных изменений;
  • 1 50303 000 «Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам» – отражаются утвержденные и доведенные суммы бюджетных ассигнований и суммы внесенных изменений;
  • 1 50305 000 «Полученные бюджетные ассигнования» – отражаются полученные суммы бюджетных ассигнований и суммы внесенных изменений.

Санкционирование расходов осуществляется в разрезе финансовых периодов, при этом Инструкцией № 157н предусмотрена соответствующая аналитика для указанных счетов:

  • 0 50010 000 «Санкционирование по текущему финансовому году»;
  • 0 50020 000 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)»;
  • 0 50030 000 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)»;
  • 0 50040 000 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным»;
  • 0 50090 000 «Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода) ».

Необходимость учета санкционирования расходов заключается в том, чтобы организовать работу по исполнению бюджета на этапах принятия бюджетных обязательств и подтверждения денежных обязательств учреждениями. Это производится путем сопоставления учтенных на соответствующих счетах сумм:

  • доведенных до казенного учреждения ЛБО (ассигнований);
  • принятых бюджетных и денежных обязательств.

Бухгалтерский учет ЛБО

Бухгалтерский учет ЛБО производятся на основании Уведомления о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822), иных документов, утвержденных финансовым органом соответствующего бюджета (абзац третий пункта 129, пункт 131 Инструкции № 162н). При этом корреспонденция счетов по учету ЛБО установлена Инструкцией № 162н в приложении № 1.
Сопоставление учетной информации в разрезе определенных кодов бюджетной классификации позволяет должностным лицам казенного учреждения в режиме реального времени оценить объем прав ПБС на принятие обязательств.

Пример

10 марта 2015 г. работник написал заявление на получение денежных средств под отчет в сумме 10 000 руб. в целях осуществления расходов на хозяйственные нужды учреждения. Согласно утвержденному графику документооборота указанное заявление поступило в обработку бухгалтеру, непосредственно отвечающему за ведение учета по санкционированию расходов.
По данным бюджетного учета остаток, числящийся по кредиту счета 1 50113 340 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по приобретению материальных запасов», составляет 7000 руб. (данный показатель равен объему прав учреждения на принятие новых бюджетных обязательств). Соответствующая отметка сделана бухгалтером на заявлении, которое в установленном порядке передано руководителю казенного учреждения. 12 марта 2015 г. руководителем было принято решение о выдаче аванса в сумме 6000 руб., операции по учету которой в бухгалтерском учете оформлены следующими записями:

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерская запись

Сумма, руб.

дебет счета

кредит счета

1

На основании заявления

с резолюцией руководителя приняты к учету бюджетные обязательства

КРБ 1 50113 340

КРБ 1 50211 340

6000,00

2

Денежные средства выданы под отчет по расходному кассовому ордеру

КРБ 1 20834 560

КИФ 1 20134 610*

6000,00

3

Учтены денежные обязательства в сумме выданного аванса

КРБ 1 50211 340

КРБ 1 50212 340

6000,00

* Одновременно сделана запись по забалансовому счету 18

Кредитовый остаток по счету 1 50113 340 будет составлять 1000 руб. То есть на эту сумму казенное учреждение сможет принять дополнительные обязательства, связанные с приобретением материальных запасов.
Работа по учету принятых бюджетных обязательств и контролю непревышения их суммы соответствующим лимитам (ассигнованиям) наряду с ПБС ведется органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов (прежде всего органами Федерального казначейства). Так, например, на федеральном уровне подобная деятельность осуществляется в соответствии с Порядком учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 19.09.2008 № 98н (далее – Порядок № 98н).
При санкционировании оплаты денежных обязательств финансовые органы проверяют не только наличие документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, но и непревышение сумм планируемых кассовых расходов над суммами неисполненных бюджетных обязательств (пункт 11 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 01.09.2008 № 87н).

Как было указано выше, ПБС принимают бюджетные обязательства в пределах доведенных до них ЛБО и (или) бюджетных ассигнований (статья 162, пункт 3 статьи 219 БК РФ). Однако на практике не являются исключениями случаи, когда в учете казенных учреждений обоснованно могут отражаться бюджетные обязательства в сумме, превышающей доведенные до такого учреждения объемы ЛБО.

Пример

В конце года сотрудник казенного учреждения направляется в командировку и получает подотчетную сумму, за счет которой он должен осуществить в т. ч. расходы на проживание и оплатить стоимость проезда.  Расчет  размера аванса  производится исходя из планируемого объема затрат. По возвращению из командировки работник представил Авансовый отчет (ф. 0504505), согласно которому стоимость найма жилого помещения меньше плановой, а стоимость проезда превысила таковую. При этом происходит превышение объема прав учреждения на принятие обязательств по оплате стоимости проезда – сумма фактических обязательств учреждения превышает сумму лимитов текущего финансового года, доведенных по соответствующему коду бюджетной классификации.
В данном случае просматривается несоответствие положений действующего бюджетного и трудового законодательства. Независимо от того, каким образом должностные лица учреждения подходят к решению данной проблемы, у контролирующих органов в подобных ситуациях нередко возникают претензии.
В этой связи при организации расчетов с подотчетными лицами в учреждении целесообразно применять следующие правила:

  • необходимо строго соблюдать те нормы действующего законодательства, нарушение которых легко может быть оспорено заинтересованными лицами в суде;
  • нормы, практика применения которых не сформировалась, следует соблюдать в той мере, в которой подобные действия не вступают в противоречие с положениями вышеуказанного пункта.

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (статья 167 ТК РФ).
Следовательно, если обязательства по оплате командировочных расходов возникли у учреждения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, основания отказывать работнику в возмещении расходов (части расходов) согласно представленному Авансовому отчету (ф. 0504505) отсутствуют даже в том случае, если учреждением не предусмотрены для этого соответствующие лимиты бюджетных обязательств. Более того, подобный отказ может быть оспорен работником в суде.
С другой стороны, одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации, в т. ч. и о принятых учреждением обязательствах, и формирование на основании такой информации бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним и внешним пользователям (пункт 4 Инструкции № 157н). Таким образом, если в соответствии с действующим законодательством у учреждения возникают определенные обязательства перед физическими лицами, то основания не учитывать их на каких-либо счетах бюджетного учета (в т. ч. на счетах по учету санкционирования расходов экономического субъекта) отсутствуют.
Исходя из понятий «обязательства участника бюджетного процесса», «денежные обязательства», приведенных в статье 6 БК РФ, пункте 308 Инструкции № 157н, можно сделать вывод, что после представления сотрудником Авансового отчета (ф. 0504505), по которому полагается выплатить перерасход, у учреждения на основании трудового законодательства возникают как денежные, так и бюджетные обязательства.
В данном случае норма пункта 3 статьи 219 БК РФ, в соответствии с которой получатель бюджетных средств может принимать бюджетные обязательства только в пределах доведенных до него ЛБО, применима при рассмотрении положений БК РФ в системной взаимосвязи с нормами ТК РФ.
Если перерасход средств, ранее выданных под отчет по определенному коду бюджетной классификации, обусловлен превышением командированным сотрудником полномочий по расходованию денежных средств, то в возмещении данных сумм может быть отказано, и увеличение объема обязательств учреждения будет неправомерным. Данный подход будет обоснован и в том случае, если, например, сотрудник без согласования с работодателем купил билет для проезда в вагоне повышенной комфортности без весомых причин, обусловленных характером служебного задания.
Положения действующих нормативных правовых актов не определяют срок, в течение которого учреждение должно рассчитаться с подотчетным лицом по суммам перерасхода. Следовательно, организация вправе самостоятельно утвердить такие сроки в учетной политике. При этом срок погашения перерасхода должен быть разумным, т. к. в случае неисполнения учреждением своих обязательств перед сотрудником последний может обратиться с судебным иском о погашении долга и выплате денежной компенсации за задержку его погашения.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 17.39%
  • Нет 43.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 39.13%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×