Особенности учета земельных участков в учреждениях

10
Рассмотрим подробнее вопрос учета земельных участков как наиболее распространенного вида непроизведенных активов.

Счет 0 10301 000

На счете 0 10301 000 согласно Инструкции № 157н отражаются две различные категории объектов:

  • земельные участки;
  • капитальные расходы по улучшению земель.

Это очень важное обстоятельство, т. к. данные категории имеют разную нормативно-правовую базу.
Земельный участок – часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 ЗК РФ).
Порядок местоположения границ земельного участка определен статьей 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ.
Федеральным законом от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введено понятие искусственного земельного участка, который представляет собой сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.
Правовые вопросы, касающиеся земельных участков, регламентируются:

  • ГК РФ (глава 17, а также отдельные положения статей 129, 209, 214–216);
  • ЗК РФ;
  • Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В отношении прав на землю государственное (муниципальное) учреждение может выступать в качестве:

  • собственника – на основании документов, устанавливающих право собственности (пункт 3 статьи 5 ЗК РФ);
  • землепользователя – на основании документов, устанавливающих право постоянного (бессрочного) пользования (статьи 268, 269 ГК РФ).

Правовые основы

В соответствии с пунктом 2 статьи 214 и пунктом 2 статьи 215 ГК РФ права собственников государственного и муниципального имущества осуществляют соответствующие уполномоченные учреждения.
Землепользователем может быть государственное и муниципальное учреждение, которому собственник предоставит право постоянного (бессрочного) пользования. В соответствии с нормами ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования подлежит государственной регистрации. Непроизведенные активы, которые собственник государственного или муниципального уровня не передал в постоянное (бессрочное) пользование, должны быть учтены в составе имущества казны соответствующего публично-правового образования.
Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, а землепользователь распоряжаться земельным участком права не имеет. При этом ни ГК РФ, ни ЗК РФ не содержат определения состава права «распоряжаться» в отношении земельных участков. Это один из пробелов законодательства.
Однако имеются определения и прецеденты арбитражных судов. Так, Пленум ВАС РФ в постановлении от 24.03.2005 № 11 (адресованном не всем государственным (муниципальным) учреждениям, а только арбитражным судам как руководство для работы) в пункте 24 определил, что юридическое лицо, владеющее и пользующееся земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не имеет права передавать участок в аренду или в безвозмездное срочное пользование даже при наличии согласия собственника.
В пункте 5 статьи 1 ЗК РФ закреплен важный принцип «единства судьбы» земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статья 27 ЗК РФ определяет ограничения оборотоспособности земельных участков:

  • земли, изъятые из оборота, которые не могут переходить в частную собственность и быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством;
  • земли, ограниченные в обороте, которые не могут переходить в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

К изъятым из оборота относятся, в частности, земли, занятые находящимися в федеральной собственности (полный перечень см. в ЗК РФ):

  • объектами Вооруженных сил РФ, ФСБ, ФСИН, военных судов, органов государственной охраны, инженерно-техническими сооружениями для защиты государственной границы;
  • объектами атомной энергетики, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • гражданскими и воинскими захоронениями.

К ограниченным в обороте относятся, в частности, земли, занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности объектами (полный перечень см. в ЗК РФ):

  • предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, кроме изъятых из оборота земель;
  • в пределах особо охраняемых природных территорий, кроме изъятых из оборота земель;
  • из состава земель лесного фонда;
  • в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического  наследия;
  • предоставленные для нужд связи;
  • занятые объектами космической инфраструктуры;
  • предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств.

Таким образом, в отношении вопроса принятия земельных участков к учету в соответствии с требованиями пункта 70 Инструкции № 157н не хватает четких однозначных законодательных определений (на уровне законов либо приказов) двух понятий:

  • что такое «вовлечение в хозяйственный (экономический) оборот»;
  • что подразумевается под понятием «право распоряжаться земельным участком».

В этих условиях правовой неопределенности следует принять решение на уровне учетной политики ведомства или учреждения о порядке принятия к учету земельных участков. Можно предложить минимум три варианта.

1. Применить метод аналогии по сравнению с объектами недвижимого имущества, например, с дорогами, которые по многим параметрам схожи с земельными участками:

Дороги

Земельные участки

Имеется большое количество дорог (особенно в черте земель поселений), которые еще не оформлены в собственность

Имеется большое количество земель, собственность на которые еще не разграничена, а также земельных участков, особенно под сооружениями, которые еще не оформлены в собственность

До оформления в собственность в учете не могут быть отражены. Могут учитываться на дополнительном (сверх предусмотренных Инструкцией № 157н) забалансовом счете

в условной оценке

До оформления в собственность в учете не могут быть отражены. Могут учитываться на дополнительном (сверх предусмотренных Инструкцией № 157н) забалансовом счете

в условной оценке

После оформления в собственность и до передачи в оперативное управление учреждениям учитываются в составе имущества казны, отражаются на счете 0 10851 000

в уполномоченном органе по управлению имуществом

После оформления в собственность и до передачи в постоянное (бессрочное) пользование учреждениям учесть в составе имущества казны, отразить на счете 0 10855 000 в уполномоченном органе по управлению имуще- ством

После оформления в собственность и передачи в оперативное управление учреждениям учитываются в составе основных средств (сооружений), отражаются на счете 0 10103 000

После оформления в собственность и передачи в постоянное (бессрочное) пользование учреждениям учесть в составе непроизведенных активов, отразить на счете 0 10301 000

2. В некоторых консультационных материалах по методологии бухгалтерского (бюджетного) учета встречаются рекомендации, заключающиеся в том, чтобы не принимать земельные участки к учету сразу после первой регистрации права собственности или постоянного (бессрочного) пользования, а учитывать только тогда, когда возникнет необходимость этот участок передать в собственность или пользование (в т. ч. в аренду).
3. Не принимать земельные участки к учету ввиду неопределенности законодательства. При необходимости вести учет на дополнительном (сверх предусмотренных Инструкцией № 157н) забалансовом счете в условной оценке.
Земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества подлежат государственному кадастровому учету.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.
В составе земельных участков не учитываются здания и сооружения, построенные на земле, а также насаждения.
В составе счета 0 10301 000 кроме учета земельных участков также предусмотрен учет в качестве отдельных объектов непроизведеных активов неотделимых капитальных расходов по улучшению земель. Очевидно, что это положение предназначено для ситуаций, когда земельный участок по каким-то причинам в учете не отражен, а расходы по его улучшению производятся.
Это положение противоречит пункту 70 Инструкции № 157н, где определено, что на объекты непроизведенных активов для их отражения в учете должно быть оформлено право собственности. Так как право собственности – это вещное право, а «капитальные расходы» вещью не являются, то на них и не может быть права собственности, и в соответствии с требованиями пункта 70 Инструкции № 157н расходы не могут быть отражены в учете в составе непроизведенных активов.
Аналогичная ситуация с сооружениями (дорогами, памятниками). Если на них еще не оформлено право собственности, но проводятся работы по их реконструкции, суммы расходов на эти цели не создают отдельных объектов основных средств.
Из этой противоречивой ситуации может быть два выхода:

  • в соответствии с требованиями пункта 70 Инструкции № 157н не принимать к учету капитальные расходы по улучшению земель как отдельные объекты непроизведенных активов, учитывать их на счете 0 10603 000 до момента принятия земельного участка к учету и тогда увеличить его балансовую стоимость за счет капитальных расходов или до момента передачи участка и произвести передачу сумм расходов;
  • в соответствии с требованиями пункта 79 Инструкции № 157н принять к учету капитальные расходы по улучшению земель как отдельные объекты непроизведенных активов. Если произойдет принятие к учету самого земельного участка, списать объект «Капитальные расходы по улучшению участка» и за счет его балансовой стоимости увеличить балансовую стоимость самого земельного участка.

Первоначально учет вложений по улучшению земельных участков, неотделимых от этих объектов, ведется на балансовом счете 0 10603 000 «Вложения в непроизведенные активы» в разрезе мероприятий (планировки земельных участков, корчевки площадей под пашню, расчистки зарослей, очистки водоемов и др.) с отражением в регистрах учета объемов работ (площади и др.) и стоимости выполненных работ по каждому мероприятию.
По результатам выполненных работ осуществленные капитальные вложения от- носятся на увеличение балансовой стоимости соответствующего земельного участка или формируют отдельный объект учета непроизведенных активов (если принят та- кой вариант учета) (проводки одинаковые для казенных и бюджетных учреждений):

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерская запись

дебет счета

кредит счета

1

Отражение затрат по улучшению земельных участков по договорам с подрядными и иными организациями

0 10603 330

0 30233 730

2

Отражение затрат по улучшению земельных участков собственными силами

0 10603 330

0 30200 730

0 10500 440

3

Принятие работ по улучшению земельных участков

с отнесением затрат на увеличение стоимости земельного участка или формированием отдельного объекта учета непроизведенных активов

0 10301 330

0 10603 430



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 17.39%
  • Нет 43.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 39.13%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×