Внутренний контроль в казенном учреждении

265
Чиновники разработали единый подход к проведению внутреннего финансового контроля для главных администраторов бюджетных средств. Теперь при внутренних проверках нужно применять риск-ориентированный подход. В статье расскажем, как определиться с бюджетными рисками, сформировать карту внутреннего финансового контроля (ВФК) и отчитаться по итогам проверок.

Кого и что проверить

Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля утверждены приказом Минфина России от 7 сентября 2016 г. № 356. Главный администратор проводит внутренний финансовый контроль в отношении себя, подведомственных распорядителей, администраторов и получателей бюджетных средств (ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ).

Субъектами контроля могут быть как руководитель учреждения и его заместитель, так и рядовые сотрудники. Главное условие – они должны участвовать в процессе составления и исполнения бюджета, вести учет или формировать бухгалтерскую отчетность.

Контролируйте бюджетные процедуры с наибольшим уровнем вероятности нарушений. Ряд таких процедур приведен в таблице.

Бюджетные риски

Анализ риска должен дать ответы на два основных вопроса:

  • что плохого может произойти (вероятность);
  • какие могут быть последствия (последствия).

Первый критерий – вероятность, с его помощью прогнозируйте негативные события. Причины ожидания таких событий могут быть разные. Например:

  • порядок выполнения бюджетной процедуры четко не регламентируется законодательством;
  • программные продукты не позволяют эффективно автоматизировать подготовку документов;
  • штат уполномоченных подразделений не укомплектован.

Второй критерий – последствия. По нему оценивайте возможный ущерб, потерю репутации и санкции за нарушение бюджетного законодательства. Степень риска бюджетных операций определяйте по матрице. Если риск нарушений и негативных последствий значительный, операцию включите в карту внутреннего финансового контроля.

Рассмотрим алгоритм обоснования бюджетных рисков.

Пример

Администрация муниципального района сформировала перечень операций по внутреннему финансовому контролю (см. образец 1).

1. Процесс: Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований (ОБАС) на закупку товаров, работ, услуг для нужд муниципального района.

Операция: Получение от ПБС (структурных подразделений администрации, подведомственных учреждений) ОБАС по закупкам, планов закупок, их проверка и анализ.

1.1. Риски несоблюдения бюджетного законодательства высокие.

Критерий «вероятность»– 50 процентов* . Обоснование: при планировании бюджетных ассигнований на 2016 год администрация как ГАБС уже нарушала сроки представления ОБАС в региональный Минфин и допускала ошибки при заполнении формы ОБАС; штат отдела, ответственного за формирование ОБАС, не укомплектован.

Критерий «последствия» – высокий. Обоснование: в результате повторного нарушения порядка составления местного бюджета будет нанесен урон деловой репутации ГАБС.

1.2. Риски несоблюдения принципа эффективности высокие.

Критерий «вероятность» – 50 процентов. Обоснование: в штате отдела, ответственного за формирование ОБАС, нет специалистов по планированию закупок; КСП МО выявила ошибки при планировании закупок на 2016 год.

Критерий «последствия» – высокий. Обоснование: возможен ущерб местному бюджету в результате завышения НМЦК; административная ответственность за ошибки при планировании закупок.

2.Процесс: Формирование муниципального задания.

2.1.Операция: Оценка достоверности ведомственного перечня муниципальных услуг.

Риски несоблюдение бюджетного законодательства высокие.

Критерий «вероятность»– 50 процентов. Обоснование: КСП МО выявила ошибки при формировании муниципального задания на 2016 год: были учтены услуги, которых нет в уставных видах деятельности учреждений.

Критерий «последствия» – высокий. Обоснование: риски административной ответственности за нарушение порядка формирования муниципального задания.

2.2.Операция: Формирование показателей качества и объема муниципальных услуг.

Риски несоблюдение бюджетного законодательства высокие.

Критерий «вероятность»– 50 процентов. Обоснование: КСП МО выявила ошибки при формировании показателей муниципального задания на 2016 год: по некоторым услугам качественные показатели не формировались.

Критерий «последствия» – высокий. Обоснование: риски административной ответственности за нарушение порядка формирования муниципального задания.

* Здесь и далее по тексту – процент по критерию «вероятность» учреждение определило самостоятельно.

Образец 1. Перечень операций (фрагмент)

Внутренний контроль в казенном учреждении

Образец 2. Карта внутреннего финансового контроля (фрагмент)

Внутренний контроль в казенном учреждении

Карта внутреннего финансового контроля

Карта внутреннего контроля – это документ планирования контрольных мероприятий. Включите в нее информацию:

  • о предмете проверки;
  • должностных лицах, ответственных за выполнение бюджетных операций;
  • сроках операций;
  • проверяющих;
  • видах, методах и способах контроля.

Зафиксируйте в порядке проведения внутреннего финансового контроля, как сформировать, утвердить и актуализировать карту.

Также укажите, когда и как применять:

  • сплошной и выборочный способы проверок;
  • визуальные, автоматические, смешанные контрольные действия;

самоконтроль, контроль по подчиненности (подведомственности), смежный контроль.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 20%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 60%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×