Применение КОСГУ в 2017 году

4940
В конце прошлого года бухгалтеры гадали о том допустимо ли применять КОСГУ не только для целей управленческого учета. На пороге 2017 года уже ни у кого нет сомнений, что КОСГУ вновь прочно занял позиции в учете и отчетности.

Бюджетная классификация расходов на 2017 год КОСГУ

В 2016 году произошло немало корректировок текста Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России от 1 июля 2013 года № 65н (далее – Указания № 65н). Ни одно из обновлений не преследовало цель снизить роль КОСГУ. Анализ изменений показывает-роль КОСГУ только повышается. Так, более подробные особенности применения КОСГУ появились благодаря двум приказам Минфина России:

  • От 1 апреля 2016 года № 38н (далее – Приказ № 38н);
  • От 16 февраля 2016 года № 9н (далее – Приказ № 9н).

На детализацию учета по КОСГУ повлияла еще одна пара вступивших в силу в 2016 году приказов Минфина России:

  • От 1 декабря 2015 года № 190н (далее – Приказ № 190н);
  • От 20 июня 2016 года № 89н (далее - Приказ № 89н).

Изменения, связанные с КОСГУ, не миновали и отчетность: как бюджетную, так бухгалтерскую. Так, с 1 апреля 2016 года бюджетные и автономные учреждения (далее – БУ и АУ) представляют Отчет о движении денежных средств учреждения» (ф. 0503723). Этот отчет должен быть сформирован в разрезе КОСГУ, именно они обеспечивают полноту отражение фактов хозяйственной жизни. За счет использования КОСГУ можно детализировать в учете операции с денежными средствами в БУ и АУ по следующим направлениям:

  • Счета (специальные счета) в кредитной организации, в том числе в валюте и пути;
  • Главная касса;
  • Наличный оборот в расчетах с финансовым органом.

Компенсация учреждению затрат текущего года, отражаемая в ф. 0503723 невозможна без использования КОСГУ. В данном случае используется единственная статья КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)" (далее - 130 КОСГУ).  Под компенсацией понимают доходы от поступлений субсидий в рамках государственного (муниципального) задания (130 КОСГУ им присвоен Приказом № 190н). Также актуальны для заполнения ф. 0503723 и многие другие КОСГУ группы 100 и 600

На сайте Минфина России на момент размещения настоящего материала отсутствуют какие-либо сообщения о том, что применение КОСГУ будут подвергнуты корректировке с наступлением 2017 года. Поэтому рассмотрим только те изменения, которые уже произошли в 2016 году и с большой долей вероятности будут актуальны и для 2017 года.

Допустимые обновления учетной политики и новые КОСГУ на 2017 год

Приказ № 38н не только отменил право субъектов учета на дополнительную детализацию по статьям КОСГУ в рамках третьего разряда кода (далее - детализация), но и расширил возможности обновления учетной политики. Перечень статей КОСГУ, в которых можно задействовать детализацию в рамках бухгалтерского (бюджетного), а не управленческого учета были добавлены:

  • Доходы от собственности (статья 120);
  • Суммы принудительного изъятия (статья 140);
  • Увеличение стоимости непроизведенных активов (статья 330), а также акций и иных форм участия в капитале (статья 530).

Изменения внесенные Приказом № 190н, заставили бухгалтеров задуматься о детализации тех статей КОСГУ, которыми ранее пренебрегали, хотя и по ним была возможность задействовать третий разряд. Например, 130 КОСГУ. Эта статья, как уже отмечалось - основа для формирования отдельных показателей ф. 0503723. Возможно, по причине необходимости новых срезов отчетности Приказом № 190н в описание КОСГУ 130 дополнительно внесены доходы от поступлений субсидий в рамках государственного (муниципального) задания. Для сближения бухгалтерского и налогового учета проще новый доход детализировать. Ведь третий разряд - это всего лишь один клик мыши, а не отдельный регистр налогового учета или изменение уже утвержденной в учетной политике формы.

Обязательная детализация

Решение о детализация не во всех случаях зависит от учетной политики учреждения. Так, в обязательном порядке установлена детализация доходов от операций с активами. Посвященная указанным доходам статья 170 КОСГУ детализирована Приказом № 89н за счет четырех подстатей 171 - 174 КОСГУ. Хотя Приказ № 89н вступил в силу только 20 июня 2016 года (в день своего подписания, что фактически означает - задним числом), рекомендации о применении новых подстатей можно было найти в письмах Минфина России гораздо раньше. В разъяснениях на запрос об отражении в бюджетном учете операций по уменьшению на 50% суммы начисленного административного штрафа (письмо Минфина России от 18 апреля 2016 года № 02-07-10/2240).

В указанном письме министерство предложило решить вопрос в рамках управленческого учета. Было рекомендовано ввести детализацию в 170 КОСГУ. В качестве примера возможных действий третий разряд было предложено обозначить цифрой «4» и назвать образованную новую подстатью – «Выпадающие доходы». В этом же письме присутствует ставшая уже традиционной формулировка последнего абзаца. Как и во многих других своих письмах финансовое ведомство сообщило, что соответствующие изменения в Указания № 65н уже подготовлены.  И такие изменения, в том числе ввод подстатьи 174 "Выпадающие доходы" КОСГУ, не только появились, но и вступили в силу буквально через пару месяцев после подготовки рассмотренного письма.

Новые особенности применения

Под действие нового порядка, установленного Приказом № 9н, попали пользование постельными принадлежностями, обязательное страхование пассажиров, и многое другое.

Особенно подробно разработчики остановились на разного рода сборах, которые обычно взимают перевозчики. Такие сборы именуют комиссионными. Необходимость нести дополнительные расходы по оплате комиссионных сборов возникает при возврате билетов.

Особенности КОСГУ требуют разделения получателей средств от учреждений: - Подотчетные лица (состоят с учреждением в трудовых отношениях, включая такие специфические, как госслужба); -физические лица, получающих средства, сходные по назначению с подотчетными суммами не могут быть направлены в командировку по причине отсутствия трудовых отношений, но имеют право на возмещение расходов в рамках общественно-значимых поездок.

Выплаты подотчетникам кодируются подстатьей 212 "Прочие выплаты" КОСГУ (далее – 212 КОСГУ), выплаты второй группы проходят по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ (далее – 290 КОСГУ).

Единственное, что вызывает вопросы – исключение из числа подотчетных лиц тренеров: их объединили почему-то во второй группе получателей со студентами и спортсменами. Остается предположить, что эти тренеры, приравненные к категориям, чьи выплаты классифицированы по 290 КОСГУ, тоже не состоят в трудовых отношениях. Например, тренеры могут работать на общественных началах. В Указаниях № 65н нет указания о том, что выплаты тренерам в рамках командировок не попадают под 290 КОСГУ.

Апрельская корректировка 2016 года особенностей применения КОСГУ понадобилось не в последнюю очередь из-за внесенных Приказом № 190н и, соответственно, вступивших с 1 января 2016 года, изменений по 212 КОСГУ. Некоторые правки носили технический характер. Например, упоминание работников уточнили наличием сотрудников. Кардинальные изменения принесли новые абзацы с подробным перечнем возмещений указанным работникам (сотрудникам) в рамках расходов по служебным командировкам. Нашлось в довольно внушительном перечне место и для иных расходов. Чтобы не расширять список возмещений частичной расшифровкой иных расходов и сгладить некоторые нестыковки финансовое ведомство, видимо, решило поместить в Указание № 65н описание особенностей применения спорных статей КОСГУ.

Сложности КОСГУ, связанных с командировками

КОСГУ, связанные с направлением работников (сотрудников) в командировки, рассмотрены в Указаниях № 65н очень широко. Это не только 212 КОСГУ, но и другие подстатьи группы 200, в описании которых Приказом № 190н подчеркнута связь с закупочной деятельностью. Услуги по гражданско-правовым договорам (далее – ГПД) упомянуты в обновленных с 1 января 2016 года подстатьях по транспортным (222 КОСГУ) и прочим услугам и работам (226 КОСГУ).  К обеим подстатьям  отнесены услуги (работы) в рамках ГПД, соответственно:

  • Связанные с доставкой работника (сотрудника) к местам прохождения командировки (постоянной работы);
  • Найма жилого помещения. Вне рамок закупочной деятельности, когда подотчетное лицо оплачивает расходы как обычное физическое лицо, а не как представитель учреждения, необходимо использовать 212 КОСГУ.

С 1 января 2016 года вышла на первый план не проблема выбора КОСГУ, а отнесение затрат по кодам видов расходов (далее – КВР) с увязкой КВР к статьям и подстатьям КОСГУ. Частично эта задача облегчена новыми сопоставительными таблицами на 2017 год:

  • Сопоставительная таблица изменений КВР на 2017 год (информация Минфина России от 22 июля 2016 года);
  • Таблица соответствия видов расходов кодам КОСГУ на 2017 год (информация Минфина России от 22 июля 2016 года).

При отражении расходов, связанных с выплатами физическим лицам, важным является их разграничение между двумя КВР:

  • 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда" (далее КВР 112);
  • 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" (далее – КВР 244).

При выплате суточных и оплате проезда работников учреждения используют пару КВР 112 и 212 КОСГУ, при оплате проживания в гостинице – КВР 224 и 226 КОСГУ.

Главный спор 2016 года

Неправильное использование КОСГУ и дальше можно будет рассматривать, как нецелевое использование бюджетных средств. Окончательную точку в этом вопросе поставили сразу несколько Постановлений ВС РФ от 7 октября 2016 года:

  • № 304-АД16-12510 по делу № А45-20766/2015;
  • № 304-АД16-12507 по делу № А45-20749/2015;
  • № 304-АД16-12506 по делу № А45-20738/2015;
  • № 304-АД16-12503 по делу № А45-20744/2015;
  • №304-АД16-12502 по делу № А45-20733/2015;
  • № 304-АД16-12498 по делу № А45-20767/2015;
  • № 304-АД16-12486 по делу № А45-20754/2015;
  • № 304-АД16-12485 по делу № А45-20772/2015.

ВС РФ отказали в удовлетворении требований об отмене постановлений о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ (за нецелевое использование бюджетных средств). Основания идентичны – средства, полученные по одной статье (подстатье) КОСГУ, были израсходованы на операции, финансируемые по другой статье (подстатье).

И это не единственные обращения в ВС РФ в 2016 году. По некоторым делам учреждениям удавалось отстаивать свою правоту. Так, Определением ВС РФ от 25 апреля 2016 года № 302-КГ16-2970 надзорному органу было отказано в передаче дела Судебную коллегию по экономическим спорам указанного суда для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.

Причиной обращения надзорного органа стало Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 декабря 2015 года № Ф02-6035/2015 по делу № А74-1777/2015. Орган внутренних дел (далее – ОВД) требовал в суде признать незаконными пункты предписания, в которых на ОВД была возложена обязанность:

  • возместить причиненный ущерб;
  • устранить нарушения порядка ведения бухгалтерского учета.

В ходе судебного расследования было выяснено, что ОВД правомерно оплачивал за счет бюджетных средств расходы на приобретение цветов и относил эти расходы на 290 КОСГУ.

Проверки КОСГУ за прошлые годы

Всплеск активности ВС РФ связан не в последнюю очередь с ужесточением проверок сектора госуправления. Как и в деле с цветами ОВД, получатели бюджетных средств (далее – ПБС) доказывают свою правоту не редко. Об этом свидетельствует Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 11 апреля 2016 года № Ф02-1360/16 по делу № А33-8677/2015.

При подведении итогов проверки ПБС было указано, что оплата услуг образовательного учреждения по повышению квалификации сотрудника – нецелевое использование средств федерального бюджета. В обосновании было указано, что оплата подобных услуг предусмотрена действующими на тот момент оплаты указаниями о применении бюджетной классификации РФ (далее – Указания № 171н) по:

  • Разделу 0700 "Образование";
  • Подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" целевой статьи 428 01 00 "Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих".

Вместе с тем учреждение получило израсходованные средства по КБК 052.0406.0011500.244.226.

Защита учреждения была выстроена на КОСГУ, разъяснив, что в соответствии с Указаниями № 171н группа 200 "Расходы" детализирована статьями 210 - 260, 290 КОСГУ, в рамках которых группируются операции, относящиеся к расходам:

  • Статья 220 "Оплата работ, услуг" детализирована подстатьями 221 - 226.;
  • На подстатью 226 "Прочие работы, услуги" статьи 220 КОСГУ относятся расходы, в том числе на услуги по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов.

Требование учреждения было удовлетворено, поскольку пункт оспариваемого представления был признан не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы ПБС.

Централизация не всегда защищает от спорных ситуаций

В последние годы происходит активное возрождение централизованных бухгалтерий, которые позволяют создать мощную команду высококвалифицированных бухгалтеров, так как по отдельности каждому ПБС порой трудно найти не только главного бухгалтера, но и обычного бухгалтера.

Как показывает судебная практика, централизованные бухгалтерии допускают меньше ошибок при использовании КОСГУ, чем бухгалтерии обычных ПБС. Судебное решение не в пользу ПБС свидетельствует о недочетах работы юристов, например, пропуске срока для жалобы. Именно такую ситуацию иллюстрирует Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 января 2016 года № Ф08-10431/2015 по делу № А15-1052/2015.

В ходе проверки местной администрации (далее – администрация) было указано на несоблюдение бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджета муниципального района, нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств. Централизованной бухгалтерией администрации кассовые расходы были проведены по правильным КОСГУ в:

  • Сметах общеобразовательных учреждений;
  • Договорах о бухгалтерском обслуживании.

Ни акт проверки, ни оспоренное представление не содержат конкретные ссылки, какие бюджетные средства по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации на 2013 год, использованы не по целевому назначению.

В удовлетворении требования администрации было отказано. Основание – пропуск установленного ст. 198 АПК РФ процессуального срока.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 20%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 60%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×