Применение КОСГУ 226 и 225 в 2017 году

1997
Правильный выбор из подстатей 226 «Прочие расходы и услуги»и 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (далее – КОСГУ 226 и КОСГУ 225, соответственно) – своеобразный пробный камень профессионализма бухгалтера. Рассмотрим особенности применения в наиболее спорных ситуациях.

Отраслевые особенности министерств и ведомств

Профильные министерства и ведомства утверждают для своих подведомственных учреждений отраслевые особенности бухгалтерского учета. На федеральном уровне лишь бывший Минздравсоцразвития России утвердил 9 июня 2007 года и 19 февраля 2008 года упоминающие КОСГУ отраслевые особенности (далее - Отраслевые особенности Минздравсоцразвития России) для:

  • Сферы здравоохранения;
  • Социально-трудовой сферы.

Отраслевые особенности Минздравсоцразвития России не претерпели ни одного изменения после вступления в силу Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 года № 65н (далее – Указания № 65н). Учреждения, применяющие Отраслевые особенности Минздравсоцразвития России должны понимать, что большинство их положений уже потеряли актуальность.

Отраслевые особенности Минздравсоцразвития России предписывают оплачивать по 225 КОСГУ не только договоры на составление проектно-сметной документации по капитальному ремонту, но и на проведение экспертизы такой документации. При этом, если расходы на экспертизу входят в сводный сметный расчет капитального ремонта.

Указаниями № 65н прямо предусмотрены отнесение расходов на проведение государственной экспертизы проектной документации на 226 КОСГУ.

В  таблице соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов (далее – КВР) и статей (подстатей) КОСГУ (Приложение 5 к Указаниям № 65н) применение 226 КОСГУ предусмотрено с одновременной увязкой КВР 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества".

Ответы в утвержденных расчетно-нормативных затратах

Приказы, утверждающие расчетно-нормативные затраты более актуальны, чем  Отраслевые особенности. В некоторых из них подведомственные учреждения могут найти однозначные разъяснения и рекомендации по использованию КОСГУ. В Приложении № 15 к Приказу Росреестра от 29 декабря 2014 года № П/650 в редакции от 27 ноября 2015 года (далее – Приложение № 15) детализированы затраты на информационные технологии.

Такие затраты Приложение № 15 регламентирует отражать как КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» в увязке с КОСГУ 226. Также сообщено, что перечень таких затрат состоит из оплаты:

  • приобретения простых (неисключительных) лицензий на его использование;
  • услуг по сопровождению программного обеспечения.

Услуги по сопровождению программного обеспечения могут быть детализированы в зависимости от обслуживаемого программного обеспечения с выделением:

  • бухгалтерских программ;
  • справочно-правовых систем;
  • систем электронной отчетности.

Актуальность Приложения № 15 подтверждена одним из последних разъяснений о необходимости применения КОСГУ 226 в рассмотренной ситуации (Письмо Минфина России от 18 марта 2016 года № 02-07-10/15362). В указанном письме приведена прямая цитата из Указаний № 65н. Также к области информационных технологий отнесены и лицензионные права на программное обеспечение.

Нецелевое использование бюджетных средств

Неправильное применение подстатей КОСГУ, даже тех, чей третий разряд отличим только на единицу, как в случае с 225 и 226 КОСГУ – будет расценено проверяющими как нецелевое использование средств. Административные штрафы за это нарушение нередко накладывают на главных бухгалтеров.

В свою защиту экономисты и бухгалтеры приводят пункт 14.1 введенный постановлением Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 года № 1 в постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 года №23. Указанный пункт допускает существование ситуаций, когда невозможно с очевидностью установить, на какую подстатью КОСГУ необходимо отнести те или иные расходы. Под такой ситуацией высшие арбитры подразумевают случаи, когда расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи (подстатьи) КОСГУ. Только в этом случае нарушение как такое не признается и нецелевое использование бюджетных средств отсутствует.

Применить мнение ВАС РФ к ситуации, когда вместо 225 КОСГУ использован 226 КОСГУ практически невозможно, из-за подробной детализации статей. Как показывает практика, проблемы возникают из-за того, что ответственные за учет учреждения лица не до конца понимают сути тех или иных фактов хозяйственной жизни. Рассмотрим несколько наиболее типичных ошибок.

Экспертиза нефинансовых активов

Комиссии учреждений по списанию основных средств не всегда имеют в своем составе членов, обладающих познаниями экспертов в технических областях. Если в штате учреждения нет подходящих сотрудников, то приходится заказывать экспертизу у сторонних организаций.

Нормативно-правовыми актами многих регионов и муниципалитетов, стороння экспертиза – обязательное условие для списания. Часто возникает вопрос какой КОСГУ использовать для услуг по экспертизе: 225 или 226.

Выбор 226 КОСГУ нередко мотивирован тем, что экспертиза не связана с эксплуатацией нефинансового актива. В актуальной редакции 225 КОСГУ упомянута такая цель, как определение возможности дальнейшей эксплуатации.

Работы по опломбированию

В Указаниях № 65н к 225 КОСГУ отнесена «государственная поверка, паспортизация, клеймение средств измерений», а также перечислено в отношении каких нефинансовых активов указанные действия могут быть произведены. Перечислим те из них, которые не имеют ограничений по сферам деятельности и могут быть практически в каждом учреждении:

  • Весовое хозяйство;
  • Приборы учета.

Проблемы возникают не из-за того, что перечень нефинансовых активов – закрытый. Не все понимают, что опломбирование приборов учета (различных счетчиков) нужно относить к клеймению. Это следует из утвержденных приказом Минпромторга России от 2 июля 2015 года № 1815 (далее – Приказ № 1815):

  • Порядка проведения поверки средств измерений;
  • Требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке.

Приказ № 1815 действует не только в сфере торговли, он издан во исполнение Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". В данном случае Минпромторг России выступил как ФОИВ, осуществляющим функции по:

  • Выработке государственной политики;
  • Нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Вполне возможно неправильное применения подстатей КОСГУ будет обнаружено в периоде до вступления Приказа № 1815 в силу (20 сентября 2015 года). В этом случае проверяющие сошлются на приказы Госстандарта России, отмененные Приказом №1815.

Расходы на хранение арестованного имущества

Несмотря на обширную судебную практику, где учреждения выступают в качестве ответчиков, факты хозяйственной жизни, связанные с судебными разбирательствами нельзя назвать типичными. В письме Минфина России от 22 апреля 2016 года № 02-06-10/23392 разъяснено как должны быть учтены обязательства, которые возникают из:

  • Претензионных требований;
  • Судебных исков.

Разъяснения затрагивают и досудебные (внесудебные) рассмотрения. Разъяснено, что расходы на хранение имущества должны быть отражены как КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" с увязкой в целях бюджетного учета с 226 КОСГУ.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 20%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 60%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×