Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

22726
С 2017 года в Инструкцию № 157н внесены изменения. О том, насколько изменился Единый план счетов для бюджетных, казенных и автономных учреждений, - читайте в статье.
Из статьи вы узнаете

  1. Об особенностях применения Инструкции № 157н по бухгалтерскому и бюджетному учету
  2. Об изменениях, внесенных приказом Минфина России № 209н
  3. О сложных ситуациях применения Единого плана счетов 
  4. Как оптимизировать расходы
Скачать инструкцию
 

Кто и как применяет приказ Минфина 157н

Под действие положений Инструкции № 157н попадают все субъекты учета государственного сектора:

  • учреждения всех трех типов;
  • органы власти;
  • финансовые органы;
  • органы, осуществляющие кассовое обслуживание
  • внебюджетные фонды.

Полный перечень субъектов учета, ее применяющих приведен в пункте 1 самой рассматриваемой инструкции.

Образец заполнения единого расчета по страховым взносам

С 2017 года расчет и уплату страховых взносов контролируют налоговые инспекции. Форма расчета новая. Она утверждена приказом ФНС России от 10 октября 2016 № ММВ-7-11/551.

Скачать образец

  • из-за такого разнообразия субъектов учета порядок учета, установленный Инструкцией № 157н детализирован в ряде дополнительных инструкций, учитывающих:
  • тип учреждений;
  • особенности участников бюджетного процесса, осуществляющих процедуры, формирующие бюджетный учет.

Субъекты учета государственного сектора управления должны прежде всего применять Инструкцию № 157н. Особенно в тех случаях, когда Минфин России не успел привести в соответствии с ней другие свои инструкции. И если не прошли соответствующую редакцию инструкции ведомственные.

Над Инструкцией № 157н имеет приоритет Бюджетный кодекс РФ (далее – БК РФ). 

Структура Единого плана счетов

Инструкция 157н – это всегда схема учета и распределения фактов хозяйственной жизни по группам активов и пассивов. На сегодняшний день план счетов, утвержденный Инструкцией № 157н по бюджетному и бухгалтерскому учету, именуется Единым планом счетов и представляет собой таблицу, содержащую кодировку и названия:

  • синтетических счетов (счета первого порядка, группировочные счета);
  • субсчетов второго порядка, используемых для аналитического учета.

Группировочные счета из которых собственно и образуют структурную решетку Единого плана счетов как раз синтетические. Он имеет иерархическую, то есть многоуровневую структуру.

Балансовые счета сгруппированы в пять разделов, отражающие все многообразие активов и обязательств, в том числе бюджетных. Забалансовые счета представлены просто в виде перечня.

Если говорить про бюджетный учет инструкция № 157 имеет приоритетное значение, как и для бухгалтерского учета.

Для того, чтобы лучше понять приказ Минфина 157н и утвержденного им Единого плана счетов, советуем обратить внимание на баланс. Структура выстроена с учетом того, что счета могут быть как активные (в активе баланса), так и пассивные – соответственно, в пассиве баланса. Некоторые счета носят активно-пассивный характер, но их немного, как и забалансовых.

Как и баланс, Инструкция 157н - Единый план счетов начинается разделами с нефинансовыми и финансовыми активами, то с того, во что вложены средства. 

Отличительная особенность активных счетов в регистрации операций. Те из них, которые соответствуют:

  • приходу средств, должны быть зарегистрированы в дебете счета;
  • расходу – в кредите.

Сальдо активного счета расположено в дебете. Если оно имеет отрицательное значение, то в балансе его указывают со знаком минус.

У пассивных счетов всё с точностью до наоборот. Так называемые 500-е счета (р. 5 ЕПС) условно нередко называют внебалансовыми, так как по завершении месяца они должны быть закрыты и на балансовые показатели не влияют.

Обзор изменений, внесенных Приказом № 209н

Часть изменений, внесенных Приказом № 209н в 157н носит редакционный и технический характер. Также финансовое ведомство уточнило применение ряда балансовых, так и забалансовых счетов. Некоторые изменения необходимо внимательно изучить, так их необходимо применять уже при составлении отчетности за 2016 год. В частности, бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений необходимо учесть, что в Единый план счетов введены новые:

  • счет 0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным»;
  • забалансовый счет 42 «Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями»;
  • названия забалансовых счетов (счет 17 теперь называется «Поступления денежных средств», счет 18 – соответственно, «Выбытия денежных средств»)

Приказом № 209н уточнены правила бухгалтерского документооборота в государственных (муниципальных) учреждениях, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов. В частности утверждать график документооборота необходимо с учетом технологии обработки (представления (обмена) учетной информации. График документооборота должен быть установлен в порядке, предусмотренном договором (соглашением) при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления на его основе отчетности по договору (соглашению):

  • иным учреждением;
  • организацией (централизованной бухгалтерией).

Очевидно, что это правило введено в связи с наметившейся тенденцией по централизации учетных процессов на всех уровнях бюджетов.

Проведение инвентаризации стало обязательно в следующих случаях:

  • установление фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей
  • стихийные бедствия (пожары, аварии) или другие чрезвычайные ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • смена материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • передача имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользовании, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • ситуации, предусмотренные законодательством РФ или иными нормативными правовыми актами РФ.

Результаты инвентаризации должны быть учтены в том месяце, в котором была закончена инвентаризация.

Вообще изменения 157н связаны с необходимостью реформирования учета в учреждениях.

Приказом № 209н уточнено применение счетов 0 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» (далее – счет 0 504 00 000) и 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» (далее – счет 0 507 00 000) . Так, счет 0 504 00 000 необходимо применять для учета бюджетными (автономными) учреждениями сумм, утвержденных на соответствующие финансовые годы сметных (плановых) назначений по:

  • доходам (поступлениям);
  • расходам (выплатам), суммам внесенных изменений в показатели сметных (плановых) назначений, утвержденных в установленном порядке.

Для учета данных по прогнозным (плановым) показателям доходов (поступлений) бюджетов на соответствующий финансовый год (их изменениям) используют счет 0 504 00 000 главные администраторы:

  • доходов бюджетов;
  • источников финансирования дефицита бюджетов.

Счет 0 507 00 000 также необходим, как бюджетными (автономными) учреждениям, так и перечисленным главным администраторам (далее – Главные администраторы). Учреждения используют его для учета:

  • сумм, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения на соответствующие финансовые годы;
  • сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) (внесенных в установленном порядке в течение текущего финансового года изменений).

Главные администраторы используют счет 0 507 00 000 для обобщения информации о суммах денежных средств, предусмотренных в пределах прогнозируемых показателей по доходам (поступлениям) бюджета.

Инструкция по применению. Разъяснения чиновников

Как уже отмечалось выше, если говорить про бюджетный учет инструкция № 157 имеет приоритетное значение, как и для бухгалтерского учета. Выше только бюджетный кодекс. Поэтому, обнаружив какую-либо нестыковку в нормах права, особенно если речь идет о крупных суммах, бухгалтеры понимают, что без разъяснений чиновников не обойтись.

Например, потребовалось отдельное разъяснение Минфина России о том, что после прекращения права оперативного управления имущества не нужно учитывать ни на балансе, ни за балансом. В разъясняющем письме Минфина России от 17 августа 2016 года № 02-07-10/48185 упомянута не только Инструкция № 157н, но и БК РФ. Чиновники забыли разъяснить, как разрешить ситуацию, когда принимающая сторона затягивает приемку имущества, где такое имущество учитывать пока не будет подписан акт приемки-передачи и другие документы.

Единственный вывод, который можно сделать из подобных писем – чего делать нельзя. В данном случае – какие счета бухгалтерского учета (балансовые и забалансовые) использовать не стоит. При этом финансовое ведомство никогда не запрещало вести управленческий учет, открывая дополнительные забалансовые счета.

Отправляя запрос в Минфин России, учреждению следовало предложить свою схему учета с использованием забалансовых счетов управленческого учета. Тогда и ответ был бы более приближен к практике.

Сложные ситуации применения Единого плана счетов

Благодаря автоматизации учета бухгалтеры во многом полагаются на разработчиков программного обеспечения. В результате о том, что в ряде случаев рабочий план счетов, разработанный на основе Единого плана счетов был применен неправильно, бухгалтер узнает уже из акта проверки.

Основная сложность – изменение организации учета. Бухгалтеры работают не «от проводки», а «от документа». То есть главной задачей стало «вбить» реквизиты первичного документа в бухгалтерскую программу, автоматическую контировку (создание бухгалтерской записи). Многие бухгалтеры не проверяют и не представляют, как та или иная запись повлияет на балансовые показатели.

Наиболее яркое дело, связанное с проверкой балансовых показателей, рассматривалось в суде в отношении одной из региональных налоговых инспекций. Были установлены следующие нарушения при заполнении строк баланса (ф. 0503130) на 1 января 2015 года:

  • занижена балансовая стоимость основных средств (стр. 010 ф. 0503130), материальных запасов (стр. 080 ф. 0503130)
  • занижена сумма амортизации (стр. 020 ф. 0503130);
  • завышена балансовая стоимость материальных запасов основных средств (стр. 080 ф. 0503130).

Некоторые нарушения были вызваны неправильным применением именно плана счетов. Бухгалтер налоговой инспекции не знал, что в первоначальную стоимость основных фондов необходимо включать входной налог на добавленную стоимость по отдельным элементам:

  • пожарной сигнализации;
  • системы локально-вычислительной сети.

В результате были неправильно сформированы и показатели амортизации по указанным основным средствам.

Похожие ситуации стала причиной и других судебных решений (Решение ВС Республики Марий Эл от 15 января 2016 года по делу № 7р-10/2016, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 января 2016 года № Ф04-29252/15 по делу № А45-10398/2015).

Исправление ошибок

До начала проверки бухгалтер может исправить любую ошибку. И в этом ему поможет не только Закон "О бухгалтерском учете", но и, в том числе – Инструкция № 157н. Ее 18 пункт регламентирует исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета. Способы поправки зависят от:

  • момента обнаружения субъектом учета (до или после представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности);
  • необходимости внесения изменения данных в регистры бухгалтерского учета.

В зависимости от того, как соотносятся друг к другу указанные обстоятельства бухгалтер:

  • зачеркивает тонкой чертой неправильные суммы (текст) так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое;
  • делает верную надпись над зачеркнутым фрагментом бухгалтерского регистра с одновременной пометкой напротив – на полях надпись "Исправлено", заверенная подписью главного бухгалтера;
  • последним днем отчетного периода вносит исправление бухгалтерской записью, оформленной по способу "Красное сторно", а верную информацию – дополнительной бухгалтерской записью.

Правильное исправление ошибок помогло учреждению здравоохранения в судебном разбирательстве с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС). Так, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 26 февраля 2016 года № Ф06-6171/16 по делу № А55-10292/2015 отмечено, что ошибка исправлена согласно Инструкции № 157н, деньги на счете ТФОМС восстановлены и соответственно все притязания фонда выльются в то, что фактически он незаконно получит двойную сумму возмещения.

Судебная тяжба была длительной и окончилась лишь определением Верховного Суда РФ от 19 мая 2016 года № 306-КГ16-4659 по делу № А55-10292/2015. ТФОМС было отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Правильное исправление ошибки до начала проверки помогло детскому саду добиться в суде признания недействительным предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства. Требование истца было удовлетворено в части, которая относилась к исправленной ошибке (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 октября 2015 года по делу № А60-28438/2015). Ошибка была допущена в рамках приносящей доход деятельности. Суд отметил, что проверка использования учреждением денежных средств, полученных не из бюджетных источников, не входит в полномочия финансового органа, вмененные нарушения не являются нарушениями бюджетного законодательства.

Оптимизация с помощью Инструкции № 157н

Единый план счетов помогает снизить тепловые тарифы.

В осенне-зимний период вопрос об оплате отопления – один из самых злободневных. Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2016 года № 66-АПГ15-1 продемонстрировало, как ссылка на Инструкцию № 157н может повлиять на размер тарифов за тепловую энергию. В суде рассматривалась легитимность приказа Службы по тарифам Иркутской области от 12 декабря 2014 года 643-СПР (далее – Приказ № 643-СПР). Приказ был принят для установления долгосрочных тарифов на тепловую энергию.

Тепло поставляла потребителям коммерческая структура, получившая в субаренду соответствующее муниципальное имущество. По мнению субарендатора, Служба по тарифам Иркутской области необоснованно исключила из расчетов расходы по амортизации.

По мнению судей, ошибки в расчетах не было. Такое мнение было сформировано и на основании пункта 94 Инструкции № 157н. Амортизация на переданные объекты могла быть начислена только если бы такая обязанность была установлена соответствующим нормативным правовым актом (далее – НПА) по бюджетному учету казны. Такой НПА администрацией района принят не был.

Был упомянут на суде и ЕПС, в соответствии с которым недвижимое и движимое имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, является нефинансовыми активами и к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится. Поэтому администрация района начисление амортизации на производственные объекты не производила.

Окончательной точкой стало то, что субарендатор не представил доказательств начисления амортизации на имущество в порядке пункта 85 Инструкции № 157н и последующее ее возмещение собственнику недвижимого имущества. Аналогичные выводы содержит также определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 66-АПГ15-34.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
×
Подписка на электронный журнал 
открыта на 3 дня!
Мы заметили, что Вам нравятся наши статьи, поэтому открыли Вам доступ ко всем материалам нашего журнала!
Активировать!