Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

1123
Минфин России в последние месяцы не размещал никаких проектов изменения Инструкции № 157н на своем официальном сайте. Также не были обнародованы и сообщений о том, что на замену Инструкции № 157н подготовлена какая-либо новая инструкция.

Кто и как применяет

Под действие положений Инструкции № 157н попадают все субъекты учета государственного сектора:

  • Учреждения всех трех типов;
  • Органы власти;
  • Финансовые органы;
  • Органы, осуществляющие кассовое обслуживание
  • Внебюджетные фонды.

Полный перечень субъектов учета, применяющих Инструкцию № 157н приведен в пункте 1 самой рассматриваемой инструкции.

из-за такого разнообразия субъектов учета порядок учета, установленный Инструкцией № 157н детализирован в ряде дополнительных инструкций, учитывающих:

  • тип учреждений;
  • особенности участников бюджетного процесса, осуществляющих процедуры, формирующие бюджетный учет.

Субъекты учета государственного сектора управления должны прежде всего применять Инструкцию № 157н. Особенно в тех случаях, когда Минфин России не успел привести в соответствие с ней другие свои инструкции. И если не прошли соответствующую редакцию инструкции ведомственные.

Над Инструкцией № 157н имеет приоритет Бюджетный кодекс РФ (далее – БК РФ). Казенные учреждения, рассматривая возможность передачи учета на аутсорсинг (п. 5 Инструкции № 157н), не должны забывать ограничения, накладываемые бюджетным законодательством. В качестве аутсорсера в данном случае согласно РФ может выступать исключительно государственное (муниципальное) учреждение (централизованная бухгалтерия). Тип учреждения не обозначен. Трактовка требований статьи 162 БК гораздо уже, чем допущения пункта 5 Инструкции № 157н.

Структура Единого плана счетов

План счетов – это всегда схема учета и распределения фактов хозяйственной жизни по группам активов и пассивов. На сегодняшний день план счетов, утвержденный Инструкцией № 157н именуется Единым планом счетов (далее – ЕПС) и представляет собой таблицу, содержащую кодировку и названия:

  • Синтетических счетов (счета первого порядка, группировочные счета);
  • Субсчетов второго порядка, используемых для аналитического учета.

Группировочные счета из которых собственно и образуют структурную решетку ЕПС как раз синтетические. ЕПС имеет иерархическую, то есть многоуровневую структуру.

Балансовые счета сгруппированы в пять разделов, отражающие все многообразие активов и обязательств, в том числе бюджетных. Забалансовые счета представлены просто в виде перечня.

Для того, чтобы лучше понять структуру ЕПС, советуем обратить внимание на баланс. Структура выстроена с учетом того, что счета могут быть как активные (в активе баланса), так и пассивные – соответственно, в пассиве баланса. Некоторые счета носят активно-пассивный характер, но их немного, как и забалансовых.

Как и баланс, ЕПС начинается разделами с нефинансовыми и финансовыми активами, то с того, во что вложены средства.

Отличительная особенность активных счетов в регистрации операций. Те из них, которые соответствуют:

  • приходу средств, должны быть зарегистрированы в дебете счета;
  • расходу – в кредите.

Сальдо активного счета расположено в дебете. Если оно имеет отрицательное значение, то в балансе его указывают со знаком минус.

У пассивных счетов всё с точностью до наоборот. Так называемые 500-е счета (р. 5 ЕПС) условно нередко называют внебалансовыми, так как по завершении месяца они должны быть закрыты и на балансовые показатели не влияют.

Особенности применения в 2017 году

Приказ Минфина РФ от 1 марта 2016 года № 16н утвердил последние изменения в Инструкцию № 157н в 2017 году, введение новых счетов:

  • балансового (0 206 11 000 "Расчеты по оплате труда");
  • забалансового (40"Активы в управляющих компаниях).

Указанными изменениями произведены поправки:

  • структуры номера счета;
  • правил учета сумм дебиторской задолженности.

Если указанные изменения уже внесены в учетную политику субъекта учета, то делать еще что-либо в целях ее обновления с 1 января 2017 года пока не нужно. Пока Минфин России не внесет очередные изменения, как это повелось в последние годы – задним числом.

Применение ЕПС в 2017 году никаких особенностей не предусматривает,  всё остается как прежде: ЕПС необходим для разработки рабочего плана счетов. Уникальная структура ЕПС позволяет формировать для:

  • казенных учреждений (далее – КУ) – план счетов бюджетного учета;
  • для бюджетных и автономных учреждений (далее – БУ и АУ, соответственно) – план счетов бухгалтерского учета.

При том, что с 1 января 2016 году порядок включения бюджетной классификации в номер счета бухгалтерского учета необходимо было применять с учетом типа учреждения – КУ или БУ (АУ). Для простоты сразу обозначим результат применения указанного порядка – Классификационные признаки счетов (далее – КПС).

КПС, то есть аналитического кода по классификационному признаку поступлений и выбытий:

  • Занимает разряды 1 - 17 номера счета бюджетного учета;
  • Идентичен 4 - 20 разряд кода классификации доходов бюджетов (расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов), не редко в 5-17 разрядах необходимо указывать нули.

Код главы по бюджетной классификации в КПС не включают. Для КОСГУ оставлены 24 - 26 разряды номера счета. В Рабочем плане счетов КОСГУ обязательно для:

  • КУ и БУ;
  • организаций, осуществляющих полномочия получателя бюджетных средств (далее – ПБС).

БУ и АУ с 1 января 2016 года обязаны вести учет расходов в соответствии с классификацией видов расходов (далее – КВР). Причем не только по 500-ым счетам и 17(18) забалансовым, но и по отдельным счетам из практически всех разделов ЕПС.

БУ (АУ) с 1 января 2017 в 1 - 4 разрядах номера обязательно должны отражать коды раздела и подраздела расходов бюджета. Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета БУ (АУ) могут установить в своей учетной политике. Можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.

Многообразные изменения, произошедшие в 2016 году еще раз доказали уникальность структуры ЕПС. Любые субъекты учета, перечисленные в пункте 1 Инструкции № 157н, имеют возможность формировать рабочие планы счетов, отвечающие любым изменениям в учете и бюджетном процессе.

Инструкция по применению. Разъяснения чиновников

Как уже отмечалось выше, Инструкция № 157 имеет приоритетное значение и для бухгалтерского, и для бюджетного учета. Выше только бюджетный кодекс. Поэтому, обнаружив какую-либо нестыковку в нормах права, особенно если речь идет о крупных суммах, бухгалтеры понимают, что без разъяснений чиновников не обойтись.

Например, потребовалось отдельное разъяснение Минфина России о том, что после прекращения права оперативного управления имущества не нужно учитывать ни на балансе, ни за балансом. В разъясняющем письме Минфина России от 17 августа 2016 года № 02-07-10/48185 упомянута не только Инструкция № 157н, но и БК РФ. Чиновники забыли разъяснить, как разрешить ситуацию, когда принимающая сторона затягивает приемку имущества, где такое имущество учитывать пока не будет подписан акт приемки-передачи и другие документы.

Единственный вывод, который можно сделать из подобных писем – чего делать нельзя. В данном случае – какие счета бухгалтерского учета (балансовые и забалансовые) использовать не стоит. При этом финансовое ведомство никогда не запрещало вести управленческий учет, открывая дополнительные забалансовые счета.

Отправляя запрос в Минфин России, учреждению следовало предложить свою схему учета с использованием забалансовых счетов управленческого учета. Тогда и ответ был бы более приближен к практике.

Сложные ситуации применения ЕПС

Благодаря автоматизации учета бухгалтеры во многом полагаются на разработчиков программного обеспечения. В результате- о том, что в ряде случаев рабочий план счетов, разработанный на основе ЕПС был применен неправильно, бухгалтер узнает уже из акта проверки.

Основная сложность – изменение организации учета. Бухгалтеры работают не «от проводки», а «от документа». То есть главной задачей стало «вбить» реквизиты первичного документа в бухгалтерскую программу, автоматическую контировку (создание бухгалтерской записи). Многие бухгалтеры не проверяют и не представляют, как та или иная запись повлияет на балансовые показатели.

Наиболее яркое дело, связанное с проверкой балансовых показателей, рассматривалось в суде в отношении одной из региональных налоговых инспекций. Были установлены следующие нарушения при заполнении строк баланса (ф. 0503130) на 1 января 2015 года:

  • занижена балансовая стоимость основных средств (стр. 010 ф. 0503130), материальных запасов (стр. 080 ф. 0503130)
  • занижена сумма амортизации (стр. 020 ф. 0503130);
  • завышена балансовая стоимость материальных запасов основных средств (стр. 080 ф. 0503130).

Некоторые нарушения были вызваны неправильным применением именно плана счетов. Бухгалтер налоговой инспекции не знал, что в первоначальную стоимость основных фондов необходимо включать входной налог на добавленную стоимость по отдельным элементам:

  • Пожарной сигнализации;
  • Системы локально-вычислительной сети.

В результате были неправильно сформированы и показатели амортизации по указанным основным средствам.

Похожие ситуации стала причиной и других судебных решений (Решение ВС Республики Марий Эл от 15 января 2016 года по делу № 7р-10/2016, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 января 2016 года № Ф04-29252/15 по делу № А45-10398/2015).

Исправление ошибок

До начала проверки бухгалтер может исправить любую ошибку. И в этом ему поможет не только Закон "О бухгалтерском учете", но и, в том числе – Инструкция № 157н. Пункт 18 Инструкции № 157н регламентирует исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета. Способы поправки зависят от:

  • Момента обнаружения субъектом учета (до или после представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности);
  • Необходимости внесения изменения данных в регистры бухгалтерского учета.

В зависимости от того, как соотносятся друг к другу указанные обстоятельства бухгалтер:

  • Зачеркивает тонкой чертой неправильные суммы (текст) так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое;
  • Делает верную надпись над зачеркнутым фрагментом бухгалтерского регистра с одновременной пометкой напротив – на полях надпись "Исправлено", заверенная подписью главного бухгалтера;
  • Последним днем отчетного периода вносит исправление бухгалтерской записью, оформленной по способу "Красное сторно", а верную информацию – дополнительной бухгалтерской записью.

Правильное исправление ошибок помогло учреждению здравоохранения в судебном разбирательстве с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС). Так, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 26 февраля 2016 года № Ф06-6171/16 по делу № А55-10292/2015 отмечено, что ошибка исправлена согласно Инструкции № 157н, деньги на счете ТФОМС восстановлены и соответственно все притязания фонда выльются в то, что фактически он незаконно получит двойную сумму возмещения.

Судебная тяжба была длительной и окончилась лишь определением Верховного Суда РФ от 19 мая 2016 года № 306-КГ16-4659 по делу № А55-10292/2015. ТФОМС было отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Правильное исправление ошибки до начала проверки помогло детскому саду добиться в суде признания недействительным предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства. Требование истца было удовлетворено в части, которая относилась к исправленной ошибке (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 октября 2015 года по делу № А60-28438/2015). Ошибка была допущена в рамках приносящей доход деятельности. Суд отметил, что проверка использования учреждением денежных средств, полученных не из бюджетных источников, не входит в полномочия финансового органа, вмененные нарушения не являются нарушениями бюджетного законодательства.

Инструкция № 157н помогает снизить тепловые тарифы.

В осенне-зимний период вопрос об оплате отопления – один из самых злободневных. Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2016 года № 66-АПГ15-1 продемонстрировало, как ссылка на Инструкцию № 157н может повлиять на размер тарифов за тепловую энергию. В суде рассматривалась легитимность приказа Службы по тарифам Иркутской области от 12 декабря 2014 года 643-СПР (далее – Приказ № 643-СПР). Приказ был принят для установления долгосрочных тарифов на тепловую энергию.

Тепло поставляла потребителям коммерческая структура, получившая в субаренду соответствующее муниципальное имущество. По мнению субарендатора, Служба по тарифам Иркутской области необоснованно исключила из расчетов расходы по амортизации.

По мнению судей, ошибки в расчетах не было. Такое мнение было сформировано и на основании пункта 94 Инструкции № 157н. Амортизация на переданные объекты могла быть начислена только если бы такая обязанность была установлена соответствующим нормативным правовым актом (далее – НПА) по бюджетному учету казны. Такой НПА администрацией района принят не был.

Был упомянут на суде и ЕПС, в соответствии с которым недвижимое и движимое имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, является нефинансовыми активами и к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится. Поэтому администрация района начисление амортизации на производственные объекты не производила.

Окончательной точкой стало то, что субарендатор не представил доказательств начисления амортизации на имущество в порядке пункта 85 Инструкции № 157н и последующее ее возмещение собственнику недвижимого имущества. Аналогичные выводы содержит также определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 66-АПГ15-34.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 20%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 60%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×