Государственное задание бюджетного учреждения на 2017 год

274
Традиция ежегодных изменений в самый напряженный период работы не обошла и 2016 год. По этой причине при формировании государственного задания, а также его финансового обеспечения вероятны различные недочеты, которые в дальнейшем потребуют проведения корректировок.

Формирование, изменение и контроль

Подготовку к выполнению государственных услуг (работ) можно разделить на два этапа, которые связаны с формированием:

  • Государственного задания (далее – ГЗ);
  • Финансового обеспечения выполнения ГЗ (далее – финобеспечение).

Процедуры в рамках указанных этапов с 1 января 2016 года обусловлены применением постановления Правительства РФ от 26 июня 2015 года № 640 (далее Положение № 640). Часть указанного постановления была предназначена для 2017 и 2018 годов. Во избежание ошибок про эту другую часть можно забыть, так как планируемые изменения претерпели серьезную корректировку и даже полностью исчезли из Положения № 640.

Новая редакция Положения № 640 действует уже с 11 октября 2016 года – даты вступления в силу большинства изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 6 октября 2016 года № 1006 (далее – Постановление № 1006).

Есть и хорошая новость. Благодаря изменениям появилась надежда, что необходимость корректировать госзадание будет возникать гораздо реже. Гибкость показателей теперь обеспечивает выбор из двух вариантов. В ГЗ можно установить:

  • Допустимые (возможные) отклонения, как сейчас (конкретный размер отклонений не указан);
  • Общее допустимое (возможное) отклонение в отношении госзадания, как в целом, так и частично.

Выбор варианта необходимо закрепить на весь текущий финансовый год, изменения выбора возможны лишь на очередной финансовый год.

Рассмотренные новации повлияли на все учреждения без исключения. Однако часть изменений, связанная с публичностью, применима лишь к тем учреждениям, у которых ГЗ не содержат сведений, составляющих государственную тайну. Принципы открытого государства предусматривают широкий доступ к разнообразным данным через интернет. Как очередной виток компьютеризации можно расценивать требования, которые невозможно выполнить без наличия интернета. Так стали строго обязательными:

  • Справочники (реестры, классификаторы), которые размещены в информационных системах сферы управления государственными финансами;
  • Электронная форма ГЗ;
  • ГИИС "Электронный бюджет", с учетом информационного взаимодействия с информационными же системами учредителей.

Учредители получили право самостоятельно устанавливать каким образом им контролировать выполнение ГЗ. Единственное ограничение такого права – необходимость

соблюдения единого предельного срока отчета об исполнении ГЗ. За 2016 год необходимо отчитаться не позднее 1 марта 2017 года, если ГЗ не установлен более ранний срок.

Особенности отдельных учреждений

Для федеральных бюджетных учреждений (далее – БУ), подведомственных Правительству РФ (далее – правительственные БУ) стандартный порядок – не обязателен, если в их уставе прописаны иные правила. А вот федеральные БУ, работающие в сфере здравоохранения приблизились к стандартному порядку. Однако произойдет это не уже сейчас, как у правительственных учреждений, а с 2018 года.

Новации станут обязательны для учреждений здравоохранения, если:

  • Финобеспечение таких учреждений предусмотрено за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС, ОМС, соответственно);
  • Произошел тот или иной особый случай, предусмотренный федеральными законами.

Учреждения здравоохранения смогут применять Положения № 640 не целиком, а за исключением его пунктов 44 - 46(1). Указанные пункты регламентируют:

  • Порядок заключения соглашения о выделении субсидии;
  • График перечисления субсидии;
  • Завершающие год перечисления.

Соглашения о порядке и об условиях предоставления субсидий из бюджета ФФОМС должны быть заключены в трехстороннем порядке. Кроме самого ФФОМС и учреждения необходима подпись учредителя учреждения. Форма Соглашения и порядок его заключения должен утвердить Минздрав России.

Пока не ясно повлияют ли изменения в отношении учреждений здравоохранения на включение рассмотренных государственных услуг в ведомственный перечень. В отношении услуг, финобеспечение которых происходит в рамках программ ОМС разъяснения приведены в письме Минфина России от 5 февраля 2016 года № 02-01-10/5876. Финансовое ведомство обосновало свой вывод о возникновении двойного финансирования если рассматриваемые услуги будут включены в:

  • Ведомственный перечень;
  • ГЗ учреждения здравоохранения.

Если следовать изменениям, то рассматриваемые услуги все же необходимо с 2018 года включать в госзадание.

Расширение и информирование

Применяемые в РФ принципы открытого государства позволяют общественности изучать большинство ГЗ на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. После подведения итогов за 2016 год там же необходимо будет дополнительно размещать отчет о выполнении ГЗ. Расширены рамки обязательной информации для учреждений, имеющих обособленные подразделения. От них ждут дополнительные сведения – о распределении показателей объема госуслуг (работ), указанных в ГЗ между своими подразделениями.

Коснулись изменения и публичного размещения соглашения с учредителем о предоставлении субсидий федеральному БУ (далее – Соглашение). Для удобства публичного изучения Соглашения предписано:

  • Применять типовую форму, утвержденную Минфином России;
  • Размещать в Реестре, порядок ведения которого утвержден Приказом Минфина России от 31 декабря 2015 года № 224н.

Как и в случае с ГЗ при публичном размещении Соглашения действуют ограничения, связанные с государственной тайной. В остальных случаях в ГИИС "Электронный бюджет" должны быть сформированы и подписаны сторонами не только сами Соглашения, но и все дополнения к ним.

Правительственные БУ вновь попадают под особый порядок. Соглашение с дополнениями должны быть сформированы и подписаны в стандартном порядке только при отсутствии иного порядка в уставах указанных учреждений.

Изменения по оплате труда и денежному довольствию

Важное для любого бухгалтера исключение упоминания об административно-управленческом персонале (далее – АУП) означает не только методологические правки. Отчасти это – результат реализации компании по сокращению общехозяйственных расходов в части выплат по заработной плате.

Из описания прямых затрат в принципе исчезло обобщенное упоминание о затратах на оплату труда. В обновленном варианте бывший раздел с такими затратами разделен на:

  • Оплату труда работников и начисления на нее;
  • Денежное довольствие военнослужащих.

Аналогичные изменения произошли и в отношении затрат на общехозяйственные нужды (подп. «ж» п. 20 Положения № 640). В отличии от прямых затрат нельзя говорить о сокращении перечня затрат, здесь  произошли скорее технические поправки. Ведь оплата труда АУП – составляющая часть затрат на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги. Причем в прежней редакции Положения № 640 было уточнено, что оплата труда таких работников, включает в себе и оплату труда АУП. Несмотря на исключение упоминания о стандартах государственных услуг, они по-прежнему предусматривают расходы на АУП.

Затраты, связанные с содержанием и восстановлением имущества

Новый пункт 34(1) Положения № 640 предусматривает, что затраты на содержание не используемого для выполнения госзадания имущества должны быть включены в объем финобеспечения только по решению учредителя. При отсутствии указанного решения учреждения могут быть лишены части субсидирования уже в 2017 году. По сути учредитель больше не обязан частично возмещать потребление электрической и тепловой энергии: 10% и 50%, соответственно от общего объема затрат. Все зависит только от его самоличного решения. Такие поправки нельзя назвать возникшими на пустом месте. Многие учредители давно проводят политику перехода на энергосберегающие контракты.

В пункт 20 Положения № 640 помимо корректировки подпункта «ж» были внесены и другие изменения, связанные с общехозяйственными затратами. В расчет можно включать затраты на содержание и аренду объектов особо ценного движимого имущества (далее – ОЦДИ), но только с 2018 год (то есть произошел сдвиг на один год). Также с 2018 года можно включать в затраты аналогичный резерв, но уже связанный с непосредственным:

  • Оказанием государственной услуги;
  • Выполнением государственных работ.

Оба резерва можно включать в затраты только по решению учредителя или соответствующего ФОИВ. Вполне допустимо, что решение о включение с 2017 года в затраты резерв на полное восстановление состава ОЦДИ все же будет принято. Такие предположения можно строить лишь в отношении ОЦДИ, необходимого для общехозяйственных нужд.

Территориальный и отраслевой корректирующие коэффициенты

Применять территориальный корректирующего коэффициента стало возможным, если использован особый гриф утверждения. Такой гриф должен содержать:

  • Наименование должности;
  • Подпись (расшифровку подписи);
  • Дату утверждения учредителем.

Иной порядок утверждения может установить только соответствующий ФОИВ.

В отношении утверждения значение отраслевого коэффициента особый порядок действует для федеральных государственных учреждений, обладающих следующими признаками:

  • Учредитель – ФОИВ (государственные органы);
  • Наличие военной и приравненной к ней службы.

Если рассмотренные признаки присутствуют, то определение и утверждение отраслевого коэффициента должен регламентировать порядок, который:

  • Утвержден соответствующими ФОИВ;
  • Согласован с Минфином России (ранее такое согласование не требовалось).

Начиная с 2017 года для правительственных БУ утверждение значений территориальных корректирующих коэффициентов будет происходить путем проставления грифа утверждения ФОИВ, который разработал иной порядок такого утверждения. Исключение составляют случаи утверждения значений территориальных корректирующих коэффициентов Правительством РФ.

Изменение нормативных затрат

Исчезла возможность уменьшить объем субсидии в течение срока выполнения ГЗ при условии его изменения. Вместо одного старого основания появилось сразу два новых. Одно из новых оснований довольно трудно связать с уменьшением субсидии. Это – изменение оплаты труда работников из-за обновления нормативных правовых актов РФ, которые:

  • Устанавливают размеры выплат работникам (отдельным категориям работников) федеральных БУ непосредственно связанных с оказанием государственной услуги (выполнением работы);
  • Приводят к изменению объема финансового обеспечения выполнения ГЗ.

Нормативно-правовые акты вряд ли будут предусматривать уменьшение размеру выплат зарплат, а об оптимизации персонала упоминаний нет. Поэтому сложно представить случаи уменьшения объема субсидий. Если рассматривать такое уже даже не новшество как эффективный контракт, то его применение не всегда приводит к повышению уровня оплаты труда.

Еще одно основание – досрочное прекращение выполнения ГЗ. Такая ситуация возможна по основаниям, установленным в госзадании. Для определения уменьшения неиспользованные остатки субсидии должны быть рассчитаны в пропорции к показателям, которые характеризуют недостигнутые объемы. После утверждения остатки должны быть перечислены в федеральный бюджет в обычном порядке. Бухгалтерские записи будут такими же, как для учета сумм возврата дебиторской задолженности.

Завершающая часть субсидии

Изменилось значение предварительного отчета о выполнении ГЗ. Если в таком отчете размер показателей объема указан меньше, чем у показателей, установленных  ГЗ с учетом допустимых (возможных) отклонений, то госзадание необходимо уточнить. То есть учредителю дано правовое основание для уменьшения объема ГЗ по факту неисполнения его части. Соответственно будет сокращена и субсидия. Именно учредитель, утвердив скорректированное задание, определяет, какая часть субсидии:

  • Должна быть возвращена в бюджет;
  • Не будет предоставлена учреждению в составе декабрьского перечисления (исключено упоминание о сроке перечисления декабрьского платежа учредителем).

Учитывая особенности закупочного процесса, который никак сложно запустить в конце года (учреждению попросту не хватит времени на проведение обязательных процедур), довольно сложно представить, как нововведения будут внедрены в практику. Постановление № 1006 ввело незначительное количество ограничений на применение учредителями указанных возможностей. Уменьшение субсидии, как и применение установленного максимального квартального размера субсидии, однозначно не затрагивают:

  • учреждения в процессе реорганизации (ликвидации);
  • выплат в рамках «майских указов» Президента РФ.

В ограничениях учтено также влияние сезонности услуг (работ) учреждения. Мало того, что воспользоваться признаком сезонности возможно только, если учредителем не установлено иное, нет и четкого определения сезонности. Например, работа образовательных учреждений явно привязана к началу осени, но можно и будет считать это признаком сезонности пока не ясно.

Расчет субсидии на 2018 год

Существует большая вероятность, что часть Постановления № 1006, рассчитанная на применение в 2018 году потеряет свою актуальность. Если исходить из утвержденного порядка, то в конце 2017 года учреждениям необходимо будет учесть изменение состава затрат на приобретение имущества. При выполнении государственных услуг к таким затратам будут относить не только уже упомянутый резерв на полное восстановление состава объектов ОЦДИ, но и такие виды, как:

  • Аренда основных средств и нематериальных активов, не отнесенных к ОЦДИ (далее – движимое имущество);
  • Приобретение материальных запасов и движимого имущества с учетом срока его полезного использования (далее – СПИ).

Нигде не указано, как учитывать СПИ иного движимого имущества при расчете нормативных затрат. Возможно, это потребует от учреждения подготовки и представления учредителю дополнительных аналитических сведений:

  • О составе основных средств и нематериальных активов, отнесенных к такому имуществу;
  • Об установленном СПИ;
  • Фактически прошедшем сроке эксплуатации.

Аналогичные изменения произошли и в отношении затрат при выполнении государственных работ. Также состав затрат будет дополнен затратами на аренду объектов ОЦДИ и имущества, необходимого для выполнения ГЗ.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 20%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 60%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×