Расчет нормативных затрат на оказание муниципальных услуг на 2017 год

304
Новации постановления Правительства РФ от 6 октября 2016 года № 1006 (далее – Постановление № 1006) начиная с формирования показателей на 2017 год изменили не только сам расчет нормативных затрат, но и их состав.

Основные принципы

Изменение деталей расчета нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (далее – НЗ), а также их состава не повлияло на основные принципы осуществления непосредственного расчета. Собственно как таковой расчет НЗ в методологии отдельно не рассмотрен. По своей сути указанный расчет представляет собой алгоритм (часть формулы) более объемного расчета. То есть под расчетом НЗ подразумевают определение финансового обеспечения выполнения государственного задания (далее – финобеспечение и ГЗ, соответственно). С единственным исключением: в рамках настоящей статьи не будет рассмотрена часть, связанная с выполнением государственных (муниципальных) работ из-за обширности произошедших изменений.

Однако основной принцип неизменен: НЗ для финобеспечения по-прежнему рассчитывают на единицу объема оказания услуги. Объем установлен ГЗ. Основа проведения расчета также не изменилась, ее составляют:

  • Базовый перечень НЗ, скорректированный при помощи коэффициентов к нему;
  • Общие требования к определению НЗ (далее – Общие требования).

Значения НЗ для подведомственных Правительству РФ учреждений (далее – правительственные учреждения) утверждает федеральный орган исполнительной власти (далее – ФОИВ), который осуществляет в соответствующих сферах деятельности функции по:

  • Выработке государственной политики;
  • Нормативно правовому регулированию.

В других случаях необходимо применять значения НЗ, которые утвердили:

  • Учредители бюджетных и автономных учреждений (далее БУ и АУ, соответственно);
  • Главные распорядители бюджетных средств (далее – ГРБС) казенных учреждений.

Учредители, и ГРБС утверждая значения НЗ должны учитывать Общие требования. Причем утверждение указанных требований также имеют особенности.

Кто утверждает Общие требования

Порядок зависит от того, для какого уровня (федеральный, региональный, местный) необходимо утверждение. Причем ФОИВ не только утверждает, но и вправе принять решение о строгой обязанности согласования Общих требований с Минфином России.

На региональном и местном уровне Общие требования утверждают, соответственно:

  • Высшие исполнительные органами госвласти субъектов РФ;
  • Местные администрации.

Наиболее распространенное решение, принимаемое указанными органами и администрациями – поэтапное внедрение отдельных НЗ. Переходный период, устанавливаемый для этой цели, захватывает и 2017 год. Наиболее полный вариант, влияющий на НЗ региональных (муниципальных) учреждений будет адаптирован при подготовке к формированию ГЗ на 2018 год.

Самое актуальное требование к определению состава НЗ введено Постановлением № 1006. Оно состоит в обязательном использовании только тех справочных и прочих материалов, необходимых для расчета, которые размещены на официальных сайтах. Базовый (отраслевой) перечень государственных (муниципальных) услуг (далее – Базовый перечень) можно найти здесь – bus.gov.ru/pub/services.

Особенности применения Базового перечня

Официальный сайт bus.gov.ru упомянут не случайно. Постановление № 1006 расширило рамки применения интернета. Все расчеты необходимо вести при помощи методических материалов и нормативно-правовых актов (далее – НПА), размещенных на официальных сайтах. Связано такое требование с мейнстримовым направлением скорейшего перехода на абсолютно безбумажные технологии. Обновить сайт гораздо проще, чем сделать рассылку всем заинтересованным пользователям.

Нормативные затраты на оказание муниципальных услуг на 2017 год  всегда будет можно определить на основании самой свежей редакции Базового перечня. Если на bus.gov открыть соответствующую закладку, то можно найти такие единицы измерения услуг как:

  • Количество предметов;
  • Число посетителей (человек);
  • Количество выданных копий из фильмофонда.

Однако до сих пор единицы измерений установлены не для всех услуг. Отсутствуют они для услуги «Формирование, ведение баз данных, в том числе интернет-ресурсов в сфере туризма» и ряда других.

Вне зависимости от того получилось ли найти нужную услугу в Базовом перечне, НЗ должны быть рассчитаны так, чтобы их применение не привело к превышению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете. Такой подход означает, что по-прежнему, какими бы ни были НЗ, в случае нехватки лимитов финансирование будет сокращено.

Нормативы и нормы

Определение базового НЗ связано с применением нормы в натуральных показателях. Это требование затрагивает нормирование таких ресурсов как трудовые и энергетические. Также сюда относят:

  • Материальные запасы;
  • Особо ценное движимое имущество (далее – ОЦДИ).

Необходимые нормы приведены в стандарте оказания услуги, а более детальную информацию содержат в себе:

  • НПА и муниципальные правовые акты;
  • Межгосударственные, национальные (государственные) стандарты РФ;
  • Строительные нормы и правила;
  • Санитарные нормы и правила;
  • Стандарты, порядки и регламенты оказания государственной (муниципальной) услуги в соответствующей сфере деятельности.

Отсутствие необходимых для расчета НЗ составляющих, делает необходимым выбор для расчета одного из методов, предусматривающих:

  • использование показателей наиболее эффективного учреждения в соответствующей сфере деятельности (далее – эффективное учреждение);
  • определение медианы, то есть уровня показателя, который разделяет сгруппированную выборку по нескольким учреждениям соответствующей сферы на две равные половины особым образом (все значения одной половины меньше медианы, а другой – больше).

Эффективность учреждения для применения первого метода оценивают в отношении единицы услуги, по которой необходимо рассчитать НЗ. Такое учреждение должно:

  • Иметь минимальный объем затрат;
  • Выполнять определенные требования к качеству.

Информация о натуральных нормах, необходимых для определения базового НЗ для федерального учреждения должна быть представлена по форме, утвержденной соответствующим ФОИВ.

Для учреждений иных уровней при отсутствии натуральных норм, соответствующие органы власти (местные администрации) могут использовать один из рассмотренных методов, но  и вправе установить иные правила и разработать другие методы.

Корректирующие коэффициенты

Для уточнения величины Базовых НЗ в соответствии с современными реалиями используют две группы корректирующих коэффициентов:

  • Территориальный (далее – Кт);
  • Отраслевой (далее – Ко)

В состав Кт входят коэффициенты для увеличения (уменьшения) затрат по следующим направлениям:

  • Оплата труда и начисления на нее;
  • Коммунальные услуги;
  • Содержание недвижимости.

Значение Кт утверждают учредители и ГРБС, учитывая, что Постановлением № 1006 скорректирован перечень необходимых условий, отражающих:

  • Территориальные особенности;
  • Состав имущественного комплекса, необходимого для выполнения ГЗ;
  • Территориальное расположение учреждений, их обособленных подразделений.

Если на расчет Кт влияют прежде всего Общие требованиями, то Ко учитывает показатели отраслевой специфики, а также:

  • Показатели качества;
  • Содержание и условия (формы) оказания услуги.

Постановлением № 1006 введено несколько изменений, связанные не с расчетом с Ко, а с порядком его определения и утверждение. Так для правительственных учреждений указанные действия осуществляют соответствующие ФОИВ. Если в федеральном государственном учреждении предусмотрена военная и приравненная к ней служба, то должно быть выполнено одновременно два условия:

  • ФОИВ, наделенный полномочиями  разрабатывать порядок и утверждение Ко должен быть учредителем (ГРБС) такого  учреждения;
  • утвержденный ФОИВ порядок проходит согласование с Минфином России.

Отметим, что не совсем ясно, что необходимо согласовывать: только порядок определения (утверждения) или и сами значение Ко тоже.

Гриф утверждения

Значения НЗ и влияющих на них коэффициентов должны быть утверждены путем проставления особого грифа утверждения (далее – гриф). Такой реквизит официального документа, как гриф утверждения, придает всему документу нормативный или правовой характер. В Постановлении № 1006 не упомянуто, что при утверждении документа гриф должен содержать слово УТВЕРЖДАЮ, однако приведены другие реквизиты:

  • Наименование должности и подпись с расшифровкой уполномоченного лица;
  • Дата утверждения.

Это – хорошая новость, так как новый порядок означает, что учреждениям не придется ждать издания отдельного НПА, при том, что утверждать придется как корректирующие коэффициенты, так и:

  • Базовые нормативные затраты;
  • Нормативные затраты на оказание госуслуг в 2017 году.

Однако применение грифа может стать необязательным при отменены соответствующим ФОИВ. Отметим, что решения ФОИФ могут повлиять на утверждение Ктк для правительственных учреждений Помимо стандартного грифа в данном случае может быть использован другой гриф - утвержденный соответствующим ФОИВ, разработавшим иной порядок.

Особый порядок утверждения значение Ко действует и для ФГУ. Разработка ложится ФОИВ – учредителя таких учреждений. Он же позднее согласовывает с Минфином России.

Изменения расчета нормативных затрат

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 года № 640 (далее – Положение № 640), в которое собственно и были внесены изменения Постановлением № 1006 – своего рода эталон для регионов и муниципалитетов. Началось срочное обновление нормативных правовых актов (далее – НПА) регионального и местного значения.

Полной гарантии, что обновленные НПА не будут иметь особенностей, характерных для конкретного региона или муниципалитета нет. Но с большой долей уверенности можно утверждать, что в НПА любого уровня расчет НЗ– это часть формулы расчета объема финансового обеспечения выполнения ГЗ. (далее – финобеспечение).

Постановление № 1006 повлияло на нормирование выполнение государственных работ (эта тема останется за рамками настоящей статьи). Услуги также ждет обновление, но изменения вступят в силу лишь при расчете финобеспечения на 2018 год. Они затронут только отдельные учреждения здравоохранения.

Большинству учреждений, специализирующихся на услугах можно смело пользоваться наработанным за последний год опытом не только при расчете финобеспечения на 2017 год, но и с большой вероятностью на год 2018-ый. Необходимо учитывать, что Постановлением № 1006 изменен состав НЗ, причем большинство изменений вступили в силу уже с 11 октября 2016 года

Изменение состава НЗ

Прежняя редакция Положения № 640 предусматривала, что НЗ не только в 2016 году, но и в 2017-2018 годах будут включать в себя затраты на содержание имущества учреждения, которое:

  • Не предназначено для оказания услуг в рамках ГЗ;
  • Предназначено для общехозяйственных нужд.

Начиная с 2017 года прежняя редакция Положения № 640 предполагала включать в НЗ резерв на полное восстановление состава ОЦДИ для общехозяйственных нужд.

Постановление № 1006 не исключает возможности включить в расчет финобеспечения на 2017 год:

  • Затраты на содержание имущества, не используемое для ГЗ;
  • Упомянутый резерв на ОЦДИ.

Однако реализация таких возможностей невозможна без соответствующего решения:

  • Учредителя (по затратам и резерву);
  • ФОИВ (только по резерву).

Состав НЗ на общехозяйственные нужды – расширены. Так в расчет НЗ на 2017 год можно включать затраты на содержание и аренду ОЦДИ.

Из нормативов и прямых, и общехозяйственных затрат исчезло упоминание об оплате труда административно-управленческого персонала (далее – АУП). Речь о том, чтобы АУП получал зарплату исключительно за счет средств от приносящей доход деятельности (далее – ПДД) не идет. Хотя стандарты госуслуг исчезли из описания общехозяйственных затрат, они не отменены, и АУП в них присутствует.

Логично предположить, что затраты на АУП теперь нужно отражать как оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги. Указанный вид затрат отнесен новой редакцией Положения № 640 к общехозяйственным.

Затраты на оплату труда в составе прямых расходов больше не упомянуты, зато появилась оплата труда работников и начисления на нее. Еще одно наименование затрат –

денежное довольствие военнослужащих упомянуто и в прямых затратах и в общехозяйственных.

Изменение НЗ в течение срока выполнения ГЗ

Для федеральных БУ и АУ перерасчет НЗ может быть необходим в двух случаях:

  • Внесение поправок в НПА, в том числе устанавливающие размеры выплат отдельным категориям работников, непосредственно связанным, в том числи с оказанием госуслуг;
  • Изменения состава и стоимости содержания имущества учреждения, приводящих к необходимости корректировок ГЗ и, соответственно объема финобеспечения.

Как видно из оснований перерасчет может произведен как в сторону увеличения, так и уменьшения финансирования:

  • в соответствии с трудовым законодательством работника любой категории не могут принудить подписать изменения к трудовому договору, которые бы ухудшали его условия и, тем боле, уменьшали размер выплаты зарплаты;
  • в условиях растущей инфляции можно предположить «заморозку» уровня выплат, но никак не уменьшение их размера;
  • «майские указы» рассчитаны на их применение в 2017 году, они предусматривают повышение выплат работникам социальной сферы.

При разработке систем оплаты труда кадровые службы учреждений учитывают единые рекомендации, ежегодно разрабатываемых Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. На 2017 год такие рекомендации пока не утверждены, но вряд ли значения на 2017 год будут меньше, чем на 2016.

В отношении состава и стоимости содержания имущества уменьшение вполне реально, особенно если учредитель будет вынужден принять решение о содержании имущества, которое учреждение не использует для выполнения ГЗ. Вслед за таким решением может быть принято и другое – об изъятии неиспользуемого имущества. Такая вероятность допустима даже в том случае, если указанное имущество учреждение сдает в аренду. Учредитель вполне может и сам организовать такую ПДД и распределять полученные доходы по своему усмотрению, продиктованному экономической целесообразностью.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 20%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 60%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×