Налог на имущество в казенных учреждениях в 2017 году

803
Казенные учреждения (далее – КУ) не обнаружили увеличения в 2017 году количества льгот по налогу на имущество организаций (далее – НИМ) ни в Налоговом кодексе РФ (далее – НК РФ), ни в большинстве региональных нормативных актов (НИМ – налог региональный). Причем такая ситуация касается, в том числе, и НИМ с кадастровой стоимости.

Объект налогообложения

Формируя годовую декларацию или авансовый расчет по НИМ, бухгалтерская программа анализирует лишь те счета бюджетного учета, на которых отражены основные средства (далее – ОС). Именно такие средства, разделенные на движимое имущество и недвижимое – объект налогообложения НИМ.
При формировании декларации (расчета) по НИМ бухгалтерская программа будет принимать в расчет стоимость только тех объектов, которые учтены на счете 101 00 "ОС". Автоматизация поможет отсортировывать и движимое имущество, налогообложение которого можно льготировать, если оно:

  • учтено на балансе после 1 января 2013 года;
  • отнесено к первой или второй амортизационной группе.

Вручную бухгалтерам необходимо отсортировать только те объекты, которые были приняты на учет в результате реорганизации (ликвидации) юридических лиц и специфичные объекты движимого имущества, например, ядерные установки.

Остальные льготы по НИМ еще более специфичны. Поэтому не каждая бухгалтерская программа может их отследить. Проще всего бухгалтерам в сфере уголовно-исполнительной системы (далее – УИС). Все имущество таких КУ может быть льготировано. Могут быть исключения в случае, если имущество КУ УИС предназначено для целей, которые отличны от прямого исполнения функций, возложенных на такие учреждения.

Если у бухгалтера вдруг возникли сомнения насчет функций его работодателя, то имеет смысл свериться со статьей 5 Закона от 21 июля 1993 года № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". КУ УИС, претендующее на льготу по НИМ должно присутствовать в указанной статье.

КУ, имеющим в своем наименовании словосочетание «государственный научный центр» (далее – ГНЦ) имеет смысл поискать не только вид своего учреждения, а его полное наименование в перечне, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 года № 2660-р. Имущество таких КУ также полностью может быть льготировано.

КУ, которые не работают в УИС и не отнесены к ГНЦ, имеет смысл изучать региональные нормативные акты на предмет обнаружения 100% льготы по всему имуществу.

Право регионов на установление льгот

НИМ, как и другие региональные налоги, установлен НК РФ и Законами субъектов РФ. Соответственно вводится в действие НИМ не только в соответствии с НК РФ, но и с указанными законами. И только с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Такой алгоритм установлен пунктом 1 статьи 372 НК РФ.

Устанавливая НИМ, законодательные (представительные) органы РФ определяют:

  • налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ;
  • порядок и сроки уплаты НИМ.

При установлении НИМ субъекты РФ могут также предусмотреть:

  • налоговые льготы (в целях настоящей статьи мы относим к льготам не только льготируемые объекты налогообложения НИМ, но и пониженные налоговые ставки);
  • основания для их использования льгот налогоплательщиками.

Все, перечисленное в настоящем абзаце, следует из пункта 2 статьи 372 НК РФ. Следующая установка налогового законодательства – налоговая льгота может быть применена только при наличии установленных законодательством условий (пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Анализ региональных нормативных актов по НИМ показывает не слишком большое количество льгот для КУ. Однако даже обнаружив необходимую льготу КУ должно быть готово к тому, что после ее заявки последует, как минимум камеральная проверка. И, как показывает арбитражная практика, не всегда КУ учитывают все тонкости применения льготы.

Ошибки при заявлении льготы

Постановление АС ЦО от 29 января 2016 года № Ф10-4902/2015 по делу № А54-7244/2014 интересно тем, что хотя и рассматривает уже не действующую в настоящее время одну из региональных льгот по НИМ, но демонстрирует насколько порой некоторые законодатели усложняют льготирование даже таких учреждений, как КУ.

Отметим сразу: решение суда было не в пользу КУ. При попытке пересмотреть этот отказ в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ учреждение получило отказ (Определение ВС Суда РФ от 4 мая 2016 года № 310-КГ16-4970 отказано в передаче дела № А54-7244/2014).
Обстоятельства рассматриваемого в суде дела были такими. По результатам налоговой проверки КУ получило по НИМ:

  • доначисленный налог;
  • начисленные пени и штраф.

Основание – необоснованное заявление КУ налоговой льготы. Не был соблюден порядок предоставления льготы, предусмотренный законом субъекта РФ о налоговых льготах. Речь шла о нарушении десятидневного срока предоставления уведомления. Этот срок необходимо было отмерить до наступления срока, представления налоговой отчетности по НИМ за первый отчетный период календарного года.

Таким образом, в суде были обнаружены не простые условия, предусмотренные действующим в спорный период региональным законодательством, для освобождения КУ от уплаты:

  • авансовых платежей по НИМ в текущем налоговом периоде;
  • уплаты НИМ по итогам налогового периода.

Сложно назвать стандартным условие о том, что КУ должно было представить в региональное министерство экономического развития и торговли уведомление, оформленное:

  • в двух экземплярах;
  • по установленной форме.

Срок подачи указанного уведомления необходимо было не позднее 20 апреля 2013 года, то есть не позднее, чем за 10 дней до крайнего срока представления авансового отчета по НИМ.

Стандартные условия применения региональных льгот

Понять учреждение, которое лишили право на льготу из-за несоблюдения этого требования – несложно. За почти 15 лет действия НК РФ многие бухгалтеры привыкли к довольно стройной логике применения налогового законодательства.

К стандартным условиям применения льготы по НИМ в отношении КУ можно отнести следующие. КУ должно было быть создано органами:

  • государственной власти региона;
  • местного самоуправления.

Должно быть подтверждение, что финансирование КУ происходит:

  • из регионального и (или) местных бюджетов;
  • на основе бюджетной сметы и (или) в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и (или) за счет средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Льготируемое имущество не должно быть использовано исключительно в целях предпринимательской деятельности. Сложно предположить КУ, осуществляющего предпринимательскую деятельность, однако и это условие вполне логично.

Камнем преткновения можно назвать условие о том, что налоговые льготы могут быть предоставлены при условии соблюдения налогоплательщиком порядка реализации регионального закона о НИМ. Несоблюдение указанного порядка реализации означает утрату права на налоговые льготы на весь текущий налоговый период.

Сложность состоит в том, что порядок реализации настолько громоздок, что под него приходится выделять отдельное приложение к региональному закону о НИМ. И в 2017 году ситуация вряд ли будет упрощена.

Ставка налога

В 2017 году ставка НИМ по-прежнему не может более значений, установленных НК РФ – 2, 2% и 2%, соответственно, со:

  • среднегодовой стоимости движимого имущества;
  • кадастровой стоимости отдельных видов недвижимости.

Несмотря на то, что вторая ставка ниже, а в некоторых регионах она снижена до 0,3% (Бурятии), наибольшая налоговая нагрузка приходится на ту часть, которую необходимо исчислить с кадастровой стоимости.

Понижение ставки в качестве льготы для КУ следует рассматривать не только по сравнению со значениями, установленными в НК РФ. Регионы могут устанавливать различные налоговые ставки, в зависимости от объекта налогообложения.

Чаще всего под такое дополнительное льготирование попадают объекты недвижимости, НИМ с которых необходимо рассчитывать по кадастровой стоимости.

Дополнительное льготирование характерно для таких объектов, как административные и деловые центры, а также помещения в них. Впрочем, зачастую подобные объекты в принципе исключены из налогооблагаемой базы КУ. По крайней мере, в такой подход характерен для большинства донорских регионов.

Также применение пониженной ставки региональный законодатель может поставить в зависимость от конкретного применения объекта. Установить дополнительное льготирование для административных помещений, используемых для осуществления научной деятельности.

Расчет налога

Расчет НИМ по кадастровой стоимости сложности не представляет. Если, конечно, известна сама кадастровая стоимость. Ее всего лишь нужно умножить на ставку НИМ. Поэтому рассмотрим расчет на примере определения НИМ со среднегодовой стоимости имущества.

Пример

В целях упрощения примера предположим, что на балансе КУ имеется три объекта основных средств в виде движимого имущества. Обозначим их как Объекты №№ 1-3. Указанные объекты имеют, соответственно:

  • остаточную стоимость на 1 января 2017 года 275 тыс. руб., 500 тыс. руб., 20 тыс. руб.
  • ежемесячную амортизацию 5 тыс. руб., 10 тыс. руб., 10 тыс. руб.

Внесем указанные показатели в таблицу 1

Таблица 1

Дата 2017 года

Объект № 1

Объект № 2

Объект № 3

Итого

1 января

275000

500000

20000

795000

1 февраля

270000

490000

10000

770000

1 марта

265000

480000

0

745000

1 апреля

260000

470000

0

730000

1 мая

255000

460000

0

715000

1 июня

250000

450000

0

700000

1 июля

245000

440000

0

685000

1 августа

240000

430000

0

670000

1 сентября

235000

420000

0

655000

1 октября

230000

410000

0

640000

1 ноября

225000

400000

0

625000

1 декабря

220000

390000

0

610000

31 декабря

215000

380000

0

595000

Расчет остаточной стоимости основных средств

Среднегодовая остаточная стоимость составляет:

(795000+770000+745000+730000+715000+700000+685000+670000+655000+640000+625000+610000+595000)/13 =687307.

Если региональные власти снизили налоговую ставку предположим до 2%, то НИМ равен 13746,15 руб. (687307 * 2%).

Уплата и подача декларации

Срок отчетности по НИМ установлен в НК РФ и жестко фиксирован – 30 число месяца, следующего за окончанием налогового (отчетного) периода. А вот сроки оплаты очень сильно варьируются в зависимости от региона:

  • на 5 дней раньше окончания крайнего срока подачи декларации (отчета);
  • через 1,5 месяца после сдачи отчетности.

Самые неожиданные сроки могут быть установлены не только в привычных днях, но и в календарных. Срок сдачи декларации также установлен именно в календарных днях. Хотя, даже такое необычное решение не отменяет правила, что если крайний срок падает на выходной (праздничный) день, то его можно перенести на ближайший рабочий. Однако если речь идет об уплате, а не о сдаче декларации и срок обозначен не просто датой, а указано до какой даты, то это правило работает не всегда.

Для КУ четкое понимание, в какие сроки НИМ должен быть уплачен очень важно. От правильного исполнения зависят, в том числе результаты будущих проверок целевого использования бюджетных средств. Такой вывод следует из Постановления АС Восточно-Сибирского округа от 7 октября 2016 года № Ф02-5424/2016.

Одно из обстоятельств, отмеченных в указанном постановлении – нарушение, допущенное КУ при авансовом перечисление НИМ по состоянию на начало года. Как было установлено проверкой налог за 1 квартал 2016 года был перечислен в декабре 2015 года. Вполне возможно такая ситуация произошла из-за того, что бухгалтер опасался не успеть произвести оплату вовремя в 2016 году по причине череды праздников. Нарушение было зафиксировано, хотя и на не очень значительную сумму – 12 226 рублей.

Субсидиарная ответственность по оплате

Попытки учреждений переложить ответственность при недостаточном финансировании на главных распорядителей бюджетных средств (далее – ГРБС) к положительным результатам не приводят. Один из последних примеров арбитражной практики по этому вопросу – Постановление АС Северо-Кавказского округа от 14 июля 2016 года № Ф08-4466/2016 по делу № А22-3984/2015.

В суде было рассмотрено требование о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности по налогам. Причем налоговый орган подтвердил, что принял все возможные меры по взысканию задолженности с КУ.

В удовлетворении требования было отказано. Суд указал, что налоговым органом не представлены доказательства начала процесса ликвидации казенного учреждения. Именно ликвидация, по мнению суда – единственное основание для привлечения ГРБС к субсидиарной ответственности.
Отметим, что другими обстоятельствами дела были:

  • частичное взыскание с КУ задолженности, в том числе и по НИМ;
  • получение налоговым органом исполнительного листа;
  • направление исполнительного листа налоговым органом в Управление Федерального казначейства (далее – УФК) на исполнение;
  • сообщение из УФК о возможности у налогового органа отзыва исполнительного листа и предъявления требований в порядке субсидиарной ответственности к ГРБС;
  • возврат исполнительного листа налоговому органу;
  • невозможность исполнения.

Налоговый орган, считая, что им приняты все возможные меры по взысканию задолженности с КУ, обратился с иском в арбитражный суд. Однако только в суде было разъяснено, что УФК не должно было возвращать исполнительный лист, поскольку никаких решений о ликвидации КУ принято не было и, соответственно, КУ имеет возможность самостоятельно погасить задолженность. Например, после получения соответствующего финансирования.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
×
Подписка на электронный журнал 
открыта на 3 дня!
Мы заметили, что Вам нравятся наши статьи, поэтому открыли Вам доступ ко всем материалам нашего журнала!
Активировать!