Бюджетная смета федерального учреждения на 2017 год

1043
Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет, в том числе федеральных казенных учреждений (далее – Общие требования и ФКУ, соответственно) серьезно изменены. Так как все изменения вступили в силу уже 14 ноября 2016 года, поэтому бюджетную смету на 2017 год необходимо формировать по-новому.

От общих требований – к порядку

Общие требования, утвержденные Приказом Минфина России от 20 ноября 2007 года № 112н изменены приказом Минфин России от 30 сентября 2016 года № 168н (далее – Приказ № 168н). Изменения, внесенные Приказом № 168н, необходимо применять, начиная с составления, утверждения и ведения сметы на 2017 год (плановый период 2018 и 2019 годы) не только ФКУ, но и также их обособленными (структурными) подразделениями, которые:

  • не имеют прав юридического лица;
  • осуществляют полномочия по ведению бюджетного учета.

Обновления не могут не затронуть отраслевые порядки составления (утверждения, ведения) бюджетных смет ФКУ (далее – Порядки), которые главные распорядители бюджетных средств (далее – ГРБС) должны разработать и утвердить в соответствии:

  • со статьей 221 БК РФ;
  • с Общими требованиями (п. 2 Приказа № 112н).

Один из таких Порядков утвержден Приказом Минздрава России от 18.03.2013 № 141 (далее – Порядок № 141), в который только в 2016 году дважды были внесены изменения приказами Минздрава России:

  • от 18 февраля 2016 года № 117 (далее – Приказ № 117);
  • от 8 июля 2016 года № 501 (далее – Приказ № 501).

Приказы № 117 и 501 были разработаны задолго до опубликования Приказа № 168н. Такая же ситуация складывается и в других сферах деятельности. Поэтому, в рамках настоящей статьи мы рассмотрим, какие изменения могут быть внесены в Порядки и, соответственно, повлияют на формирование проектов смет (далее – формирование), а также их составление, утверждение и ведение. Сделаем это на примере здравоохранения.

Применение ИИС ЭБ

Главное изменение, внесенное Приказом № 112н – формирование и ведение сметы с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ИИС ЭБ). Остальные изменение детализируют каким образом будет организован процесс такой компьютеризации.
Останавливаться на деталях не имеет смысла, так как разные ГРБС выработают различные подходы к порядку формирования и ведения смет с применением ИИС ЭБ. В Порядке № 141 нет и намека на то, что необходимо использовать специальные программы и компьютерных технологии, но они есть, в Порядках, утвержденных другими ГРБС. Может быть указано, что то или иное министерство доводит показатели до казенных учреждений:

  • В электронном виде через органы Федерального казначейства расходными расписаниями в разрезе классификации расходов (глава, раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов, код операции сектора государственного управления);
  • С использованием системы электронного документооборота (далее – ЭДО).

Использовать удаленное рабочее место и возможности автоматизированной системы «Бюджет» могут учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого АО. Однако полный отказ от дублирования на бумаге нельзя назвать безошибочным. Ведь вполне могут возникнуть объективные обстоятельства, которые делают незаменимой передачу показателей для бюджетной сметы именно на бумаге:

  • Отсутствие или недостаточное качество связи;
  • Необходимость закупки соответствующего оборудования.
  • Никто не отменял и человеческий фактор – финансовые работники могут не иметь необходимых навыков, что:
  • Затормозит переход на использование ИИС ЭБ;
  • Предопределит различные ошибки, которые проще нивелировать при наличии бумажного экземпляра.

Применение ИИС ЭБ предусмотрено Приказом № 112н исключительно для формирования и ведения бюджетных смет, а вот составление осуществляется по-прежнему.

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей

По-прежнему к представленной на утверждение смете необходимо прилагать обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы. В Порядке № 141 пока не упомянуто важное изменение, внесенное Приказом № 122н в пункт 6 Общих требований. Так, обоснования (расчеты) плановых сметных показателей формируются в процессе формирования проекта закона (решения) о бюджете на очередной:

  • финансовый год;
  • финансовый год и плановый период.

Утверждены обоснования (расчеты) плановых сметных показателей должны быть при утверждении сметы учреждения.
Это нововведение упростит порядок планирования и избавит от излишней бумажной волокиты.

Формирование проекта бюджетной сметы

Упоминание о проекте сметы исчезло из пункта 6 Общих требований. Однако эта правка – техническая. По-прежнему формирование проекта бюджетной сметы на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с порядком составления, утверждения и ведения сметы, установленным ГРБС. Но так как Приказ № 122н вступил в силу 14 ноября 2016 год, то Минздрав России пока не успел разработать порядок формирования проектов смет и порядок представления соответствующих обосновании (расчетов) при подготовке бюджетных смет на 2017 год.

Однако неочевидно, что какой-либо новый порядок будет введен в рабочем режиме задним числом уже в 2017 году. Пункт 17 Порядка № 141 хотя и кратко, но все же разъясняет как проводить формирование. Отметим, что никаких изменений в указанный пункт не было. Проект по-прежнему необходимо составлять исходя из предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). Основание – расчеты к бюджетной смете по форме, предусмотренной приложением № 2 к Порядку № 141.

Основание для составление сметы

ФКУ, согласно пункту 2 Порядка № 141 составляют смету в целях установления объема и распределения направлений расходования средств федерального бюджета на текущий (очередной) финансовый год. Основание (п. 3 Порядка № 141) – доведенные до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО) на принятие и (или) исполнение ФКУ бюджетных обязательств по выполнению:

  • функций Минздрава России и самого учреждения;
  • государственного задания, в случае его установления.

ЛБО, как основание для составления сметы по-прежнему оставлен в пункте 3 Общих требований, но удален из пункта 6 Общих требований одновременно с упоминанием расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения. В Порядке № 141 расчетные показатели не упомянуты.

В действующей редакции Порядка № 141 предусмотрено, что ФКУ могут быть не только получателем бюджетных средств (далее – ПБС), но и распорядителем бюджетных средств (далее – РБС) – в части выполнения возложенных на него функций Минфина. Отметим, что это – особенность здравоохранения, которой не было в Общих требованиях, до внесения изменений Приказом № 168н.

В новой редакции пункта 3 Общих требований, разъяснено, что в основания для составления сметы включены бюджетные обязательства по предоставлению:

  • бюджетных инвестиций;
  • бюджетных субсидий юридическим лицам, бюджетным и автономным учреждениям.

Указанные изменения вполне логично дополнят раздел II «Порядок составления и утверждения бюджетных смет» Порядка № 141. Однако последние изменения в указанный раздел были внесены Приказом № 117.

Форма сметы и порядок заполнения

Форма сметы для ФКУ приведена в приложении № 1 к Порядку № 141, которое было откорректировано Приказом № 501. Рассматривать внесенные изменения необходимо с учетом того, что абзац 2 пункта 5 Общих требований утратил силу. Именно указанный позволял ГРБС при установлении порядка составления, утверждения и ведения сметы:

  • вносить в форму сметы дополнительные реквизиты и разделы;
  • определить правила ее заполнения.

Приказ № 501 внес в форму сметы изменения, которые привели ее в соответствии с формой, утвержденной Общими требованиями:

  • произошла замена кода ОКАТО на ОКТМО;
  • изложена в новой редакции, касающейся руководителя планово-финансовой службы.

Несмотря на указанные изменения форма, утвержденная Приказом № 141, все же имеет отличия от формы, установленной Общими требованиями (далее – форма № 112н). Одна из причин такого различия – изменения, внесенные в форму № 112н приказом Минфина России от 30.09.2016 № 168н. В ее левом правом углу отсутствует гриф согласования.

Однако Порядок № 141 не предусматривает согласование сметы и соответственно указанный гриф не нужен (п. 5 Общих требований).
Отлично и само наименование сметы. Не просто «Бюджетная смета на _____ 20___ год», а «Бюджетная смета на _____ 20___ финансовый год (на плановый период 20___ и 20___ годов». Форма № 112н имеет три раздела, в форма, утвержденная Приказом № 141 – только один раздел, который, если сравнивать с формой № 112н соответствуют ее разделу 1 «Расходы, осуществляемые в целях обеспечения выполнения функций органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями и их обособленными (структурными) подразделениями на 20___год», если не учитывать отсутствие граф с кодом:

  • аналитического показателя (далее – графа 7);
  • валюты (далее – графа 10).

В смете появилась строка «справочно курс валюты на дату». Порядок заполнения данной графы Приказом № 168н не регламентирован. Такая справочная информация актуальна для учреждений, осуществляющих расчеты в валюте или находящихся за пределами РФ.
Графа 7 не обязательна, так как дополнительная детализация показателей сметы по кодам аналитических показателей – право ГРБС (РБС). Вполне возможно использовать его для указания кодов расходов по операциям сектора государственного управления (далее – КОСГУ), учитывая изменения пункта 9 Порядка № 141, внесенные Приказом № 117. Новая редакция указанного пункта предусматривает, что сметы на содержание ФКУ (их подразделений) должны быть по-прежнему составлены в соответствии с кодами классификации расходов федерального бюджета с детализацией до:

  • кодов подгрупп;
  • элементов видов расходов.

Однако используемые коды и элементы отнесены также к классификации расходов федерального бюджета, а не к КОСГУ, что соответствует пункту 4 Общим требованиям.

В рекомендуемой Общими требованиями форме бюджетной сметы также отсутствует упоминание о КОСГУ, но в сноске к коду аналитического показателя уточнено, что такой код указывается в случае, если порядком составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденным ГРБС, указанный код предусмотрен для дополнительной детализации расходов бюджета.
Разделы 2 - 4 рекомендуемой Общими требованиями формы – не обязательны, так как они предназначены только для учреждений, наделенных функциями РСБ:

  • раздел 2 отражает расходы в части предоставления бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (включая субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов;
  • в разделе 3 можно отразить иные расходы, не отнесенные к разделам 1 и 2;
  • раздел 4 – итоговый.

Заметно, что показателей в форме, утвержденной Приказом № 141 меньше, а не больше, чем в форме № 112н. Будет ли такое обстоятельство расцениваться как изменение правил заполнения формы пока не ясно. Можно лишь предположить, что так как Общие требования именуют форму рекомендуемой, то вероятно ГРБС:

  • могут вносить в форму свои коррективы;
  • не должны менять структуру и количество разделов сметы.

Можно предположить, что по мере развития ИИС ЭБ и работы с «виртуальной» сметой Минфин в течение 2017 года даст дополнительные разъяснения по формированию и ведению бюджетных смет, а ограниченность бюджетных средств усилит контроль за обоснованием сметных показателей.

Утверждение смет

Данный раздел Общих требований не претерпел существенных изменений. Однако важное изменение все же есть – утверждение сметы учреждения осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня доведения ему соответствующих ЛБО. Прежде в Общих требований не содержалось каких-либо ограничений по срокам утверждения бюджетных смет.

Пунктом 5 Порядка № 141 рассмотрение сметы финансово-экономическим департаментом Минздрава России ограничено 5 рабочих днями. Срок утверждения не указан, но министерство вполне укладывается в новый 10-дневный срок.

Общие требования не уточняют, что утвержденные сметы с обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей, использованными при формировании сметы, направляются ГРБС. Вероятно, разработчики Общих требований предполагали, что ГРБС должен анализировать и проверять приложенные к утвержденным сметам обоснования (расчеты). Но это так же повысит финансовую дисциплину учреждений при работе с бюджетной сметой.

Ведение смет

Согласно пункту 11 Общих требований ведением сметы является внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Приказом № 168н уточнено, что изменения показателей бюджетной сметы составляются учреждением по рекомендуемому образцу, с которым теперь можно ознакомиться в приложении № 2 к Общим требованиям.

Так же уточнено, что внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей – сумм увеличения, отражающихся со знаком "плюс," и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком "минус", изменяющих объемы сметных назначений, приводящих к перераспределению их между разделами сметы. Теперь к представленным на утверждение изменениям в смету нужно прилагать обоснования (расчеты) плановых сметных показателей. Согласно вновь введенному Приказом № 168н пункту 14.1 Общих требований изменения в смету с обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей, использованными при ее изменении, направляются ГРБС.

Внесения в смету откорректированы и Приказом № 117. Однако изменения носят скорее технический характер, исключив упоминание КОСГУ из подпункта «б» пункта 16 Порядка № 141. По этой же причине из указанного пункта полностью удалены подпункты «в» и «г».



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль