Коррупционные преступления

118
Проблема коррумпированности государственных и муниципальных служащих, необходимость активизации борьбы с коррупцией являются сегодня одними из наиболее злободневных тем, обсуждаемых в российском обществе.

Понятие коррупции

Общеизвестно, что коррупция – это крайне отрицательное социальное явление. Высокая степень коррумпированности общества свидетельствует о серьезных социальных болезнях государства. Чтобы лечить такую “болезнь”, необходимо четко сформулировать ее симптомы или признаки. Тем не менее, в существующих правовых документах дается различная трактовка как самого явления, так и его признаков.

Понятие коррупции как явления, используемого российским законодательством, основывается на таких международных правовых актах, как Конвенция ООН против коррупции 2003 г. и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. В этих документах содержатся понятия коррупции, должностного подкупа, взятки, злоупотребления полномочиями и других нарушений, которые фигурируют в российской правовой системе.

В целом международно-правовые определения коррупции, использующиеся в документах ООН и СЕ, выглядят следующим образом: “Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп, а также многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования”.

В некоторых проектах федерального закона “О противодействии коррупции” российским законодателям предлагается детализированный подход к определению этого явления: “Коррупция – это организация, подготовка и совершение физическим лицом дачи и получение взятки, злоупотребление служебным положением, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями; любое иное незаконное использование лицом своего должностного (публичного) статуса вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды либо незаконное предоставление такой выгоды лицу со стороны других физических лиц; совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица либо физическим лицом, осуществляющим реализацию прав и обязанностей юридического лица”.

Кроме того, к коррупционным явлениям относится и непотизм. В российской действительности понятию “непотизм” соответствует кумовство, землячество и т. п.

Очевидно, что злоупотребление властью и незаконное присвоение публичных средств в общественной жизни возможно при сочетании определенных факторов:

– наличие определенного ресурса (финансовые средства, движимое и недвижимое имущество и т. п.), доступ к которому является целью участвующих в коррупционном сговоре;

– возникновение интереса, движущей силы и мотива деятельности участников коррупционных действий.

Наиболее распространенными проявлениями коррупции являются следующие правонарушения: мошенничество; злоупотребление должностными полномочиями; превышение должностных полномочий; взяточничество; служебный подлог.

За каждое из этих правонарушений виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Мошенничество

Согласно ст. 159 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) мошенничество есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Наказание за мошенничество – крупный штраф (до 1 млн руб.) и лишение свободы на срок до десяти лет.

Обман

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 № 51 обман может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях, направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение.

Из судебной практики

Ведущий специалист общего отдела департамента по управлению имуществом Н-ской области Галина Иванова предложила предпринимателю Астахову передать ей деньги и ценности, за что обещала поспособствовать в оформлении его прав на часть административного здания, чего она по своему служебному положению сделать не могла.

По данному факту было возбуждено уголовное дело. В результате рассмотрения дела в суде Галина Иванова была осуждена за мошенничество и получила наказание в виде двух лет условно.

В том случае, если бы Галина Иванова, обладая соответствующими служебными полномочиями, вымогала деньги от предпринимателя, она могла быть осуждена не за мошенничество, а за получение взятки.

Злоупотребление доверием

Злоупотребление доверием заключается в использовании с корыстной целью доверительных отношений с владельцем имущества.

Доверие к мошеннику может быть обусловлено различными обстоятельствами, например служебным положением лица либо личными или родственными отношениями лица с потерпевшим.

Из судебной практики

Элистинский городской суд Республики Калмыкия признал виновной старшего бухгалтера расчетного отдела республиканской больницы Светлану Лубянецкую, которая обвинялась в мошенничестве, а также превышении должностных полномочий (ч. 4 ст. 159, ч. 1 ст. 286 УК РФ). В результате совершения осужденной 91 факта мошенничества медицинскому учреждению был причинен ущерб на сумму более 1,5 млн руб.

Установлено, что в течение 2006–2007 гг. подсудимая начисляла работникам излишнюю заработную плату, которую затем присваивала. Ложные сведения о заработной плате мошенница вносила в сводные ведомости, направляемые в банк. По этим ведомостям банк перечислял зарплату на личные счета сотрудников, с которых осужденная снимала деньги. Чтобы скрыть факты хищений, женщина вносила также изменения в ведомости, хранящиеся в бухгалтерии больницы, искажая размеры начисленной работникам зарплаты.

Суд назначил Светлане Лубянецкой наказание в виде трех лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Также осужденная оштрафована на 100 тыс. руб. Кроме того, с бухгалтера взыскан причиненный республиканской больнице ущерб.

Важно отметить, что наказуемым является не только совершение самого правонарушения, но и попытка его совершения. В соответствии с ч. 3 ст. 30 УК РФ покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

Из судебной практики

Согласно приговору мирового судьи Мошенского района Новгородской области гражданка Наталья Никифорова признана виновной в покушении на мошенничество (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 159 УК РФ).

Судом было установлено, что в феврале 2007 г. гражданка Никифорова, занимавшая должность главы муниципального образования, в целях получения денежного возмещения за погребение участницы Великой Отечественной войны, умершей в селе Мошенское в доме-интернате для престарелых и инвалидов, организовала ее похороны, не произведя каких-либо личных затрат. При этом она оформила в магазине ритуальных услуг подложные документы о якобы потраченных ею на эти цели 8 тыс. руб. из собственных средств. Получив в доме-интернате необходимые документы, мошенница обратилась в учетную группу местного военного комиссариата с заявлением о возмещении ей понесенных расходов на погребение умершей, которую она ложно указала в документах как свою родственницу. Тем не менее, выплата возмещения денежных средств за счет Министерства обороны Российской Федерации не была произведена, т. к. данный факт был выявлен органами прокуратуры Новгородской области. Суд согласился с позицией государственного обвинителя и приговорил Наталью Никифорову к шести месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком шесть месяцев.

Злоупотребление должностными полномочиями

Согласно ст. 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями – это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Максимальное наказание за злоупотребление должностными полномочиями – лишение свободы сроком до десяти лет.

В большинстве случаев должностные лица злоупотребляют своими полномочиями в условиях нормальной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований страны. Поэтому анализируемое преступление может быть совершено только в организациях и учреждениях, создаваемых государством или органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемых полностью или частично государством или органом местного самоуправления.

Состав данного преступления влечет за собой следующие последствия:

– существенное нарушение прав и законных интересов граждан;

– существенное нарушение прав и законных интересов организаций;

– существенное нарушение охраняемых законом интересов общества;

– существенное нарушение охраняемых законом интересов государства.

Понятие должностного лица

Очевидно, что государственный служащий и должностное лицо – понятия по большей части пересекающиеся, но не совпадающие.

Так, государственный гражданский служащий обеспечивает исполнение полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Столь узкое понимание государственной службы ограничено функционированием государственных органов. Но, во-первых, не всегда можно с уверенностью утверждать, что та или иная организация с публичными функциями – государственный орган (например, Пенсионный фонд РФ). Во-вторых, в условиях административной реформы все чаще к государственному управлению начинают привлекаться частные организации, хотя законодательно еще не установлен порядок передачи соответствующих государственных функций.

Понятие должностного лица раскрывается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Так, согласно УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях государства.

Пленум Верховного Суда РФ (постановление от 10.02.2000 № 6) также постарался определить признаки должностного лица. По мнению Пленума Верховного Суда РФ, должностными признаются лица, которые одновременно характеризуются хотя бы одним признаком из каждой нижеприведенной группы.

Группа 1. Лица:

– осуществляющие функции представителя власти;

– выполняющие организационно-распорядительные функции;

– выполняющие административно-хозяйственные функции.

Группа 2. Перечисленные функции выполняются:

– в государственных органах;

– в органах местного самоуправления;

– в государственных учреждениях;

– в муниципальных учреждениях;

– в Вооруженных Силах Российской Федерации;

– в других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Группа 3. Функции могут выполняться:

– постоянно;

– временно;

– по специальному полномочию.

В дополнение к сказанному следует напомнить, что отнесение субъекта к числу должностных лиц возможно лишь на основании конкретных документов, определяющих его компетенцию.

Служебные полномочия

При профилактике злоупотреблений служебным положением важно иметь в виду следующее. Использование должностными лицами служебных полномочий в корыстных целях осуществляется вопреки интересам службы, тем не менее, такие действия чаще всего не выходят за рамки служебных прав и обязанностей, прописанных в должностных инструкциях.

Так, например, если руководитель муниципального учреждения использовал рабочую силу и технику в рабочее время для строительства собственной дачи, он совершил корыстное злоупотребление должностными полномочиями, причинив ущерб своей организации (амортизация техники, отвлечение рабочей силы от выполнения задания).

Личная заинтересованность

Корысть или иная личная заинтересованность является главным мотивом злоупотреблений должностными полномочиями.

Корыстные действия должностного лица могут быть выражены в его стремлении получить блага материального характера либо избавиться от материальных затрат (например, от необходимости вернуть что-либо). То есть лицо, злоупотребляя должностными полномочиями, стремится к достижению какой-либо имущественной выгоды (не обязательно в свою пользу).

Иная личная заинтересованность в качестве мотива такого преступления выражается в желании субъекта извлечь из своих действий выгоду неимущественного характера: расположить к себе начальство, продвинуться по служебной лестнице, оказать услугу друзьям или родственникам и т. д.

В случае, когда доказательство наличия у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности при совершении действий, повлекших существенное нарушение чужих прав и интересов, затруднительно, то картина правонарушения меняется. При таких обстоятельствах виновному будут предъявлены обвинения только за те деяния, которые стали следствием превышения им полномочий или иное злоупотребление ими.

Из судебной практики

За злоупотребление должностными полномочиями и покушение на взятку летом 2008 г. к пяти годам лишения свободы приговорен главный архитектор Советского округа г. Омска Владислав Вечерский.

Владислав Вечерский признан виновным Омским областным судом в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 290 (покушение на получение должностным лицом взятки в крупном размере за действия в пользу взяткодателя) УК РФ.

Судом установлено, что с мая 2004 г. Вечерский, действуя с корыстной целью, используя должностное положение вопреки интересам службы, получал от индивидуальных предпринимателей материальные вознаграждения за содействие в решении вопросов, связанных с оформлением недвижимости.

Так, в мае 2004 г. Вечерский получил от предпринимательницы деньги в размере 30 тыс. руб. за помощь в переводе квартиры в разряд нежилых помещений. В июне 2007 г. принял от заявителя в качестве подарка компьютер стоимостью более 57 тыс. руб. за ускоренное оформление земельного участка.

В конце 2007 г. Вечерский потребовал от одного из бизнесменов в качестве взятки 1,5 млн руб. за содействие в выборе и оформлении земельных участков под строительство коммерческой недвижимости. Предприниматель согласился, но обратился в правоохранительные органы. Архитектор был задержан сотрудниками милиции в своем служебном кабинете при получении части взятки в размере 100 тыс. руб.

Кроме лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима суд также лишил гражданина Вечерского права занимать должности, связанные с организационно-распорядительными функциями, в течение трех лет.

Превышение должностных полномочий

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, а равно интересов общества или государства, квалифицируется как превышение должностных полномочий. Об этом говорится в ст. 286 УК РФ.

Ответственность за данные действия может составить до десяти лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Превышение должностных полномочий и использование должностным лицом своего авторитета, служебных связей и т. п. – это разные вещи. Так, если главврач районной больницы, являясь известной в городе личностью, добился, в нарушение установленного порядка, получения кредита в местном отделении Сбербанка, то получить желаемое ему помогли не должностные полномочия, а собственный авторитет. Даже если в данном случае будут существенно нарушены чьи-то интересы, нельзя говорить о злоупотреблении служебными полномочиями.

Должностные полномочия – это компетенция лица, определяемая занимаемой им должностью и предусмотренными для данной должности правами и обязанностями.

Действия, которые превышают предусмотренные должностные права и обязанности, наказуемы только тогда, когда они совершены вопреки интересам службы. То есть такие действия должностного лица противоречат:

– целям и задачам, ради которых создан и функционирует соответствующий орган, в котором гражданин занимает должность;

– интересам деятельности публичного аппарата управления и власти в целом.

Важно отметить, что наказание за указанное преступление может наступить только при наличии определенных последствий, а именно – существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства. Так, например, к существенным нарушениям основных конституционных прав и свобод человека и гражданина относится вред в виде реального материального ущерба, упущенной выгоды или причинения иного вреда различным интересам. Нарушение таких прав и интересов возможно при сокрытии тяжких преступлений, причинении вреда значительному числу физических или юридических лиц и т. п. Таким образом, существенное нарушение– это обобщающее понятие, под которое подпадают нематериальный вред и материальный ущерб.

При этом неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к государственной службе, если это не повлекло существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, не образует состава преступления по ст. 286 УК РФ и обычно квалифицируется как дисциплинарный проступок.

Из судебной практики

Нефтеюганский городской суд признал виновным бывшего главу Нефтеюганского района Александра Клепикова по п. “в” ч. 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий) и ч. 3 ст. 159 (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере) УК РФ.

Судом установлено, что в 2003–2004 гг. Клепиков, являясь депутатом Тюменской областной думы и главой Нефтеюганского района, незаконно выделил муниципальному учреждению “Торгово-транспортное предприятие” бюджетные денежные средства на сумму 35 млн руб. для капитального ремонта и строительства стояночных боксов. Однако фактически ремонт не производился, а вместо трех запланированных стояночных боксов было возведено всего два.

Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа приговорил Александра Клепикова к пяти годам лишения свободы условно с испытательным сроком два года и штрафом в размере 5 тыс. руб. Также осужденный лишен права занимать должности в органах местного самоуправления сроком на два года. Кроме того, судом удовлетворен иск Нефтеюганского межрайонного прокурора о взыскании с Клепикова почти 10 млн руб. в бюджет Нефтеюганского района.

Взяточничество

Статьей 290 УК РФ под получением взятки квалифицируются следующие деяния:

– получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе;

– получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).

Статьей 291 УК РФ как отдельное преступление рассматривается дача взятки.

УК РФ предусмотрено наиболее суровое наказание как за получение, так и за дачу взятки. Так, получение должностным лицом взятки влечет наказание до 12 лет лишения свободы. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника может повлечь лишение свободы на срок до восьми лет. При этом лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Из судебной практики

Прокуратура Ростовской области летом 2008 г. направила в суд уголовное дело в отношении начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по Орловскому району Ростовской области Сергея Ареповского, обвиняемого по ч. 3 ст. 30, п. “г” ч. 4 ст. 290 (покушение на получение взятки в крупном размере), п. “г” ч. 4 ст. 290 (получение взятки в крупном размере), и депутата собрания депутатов Орловского сельского поселения Орловского района Ростовской области Александра Коробова, обвиняемого по ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 33, п. “г” ч. 4 ст. 290 (покушение на пособничество в получении взятки в крупном размере) УК РФ.

Следствием установлено, что в феврале 2008 г. Ареповский потребовал у директора одной из фирм взятку в размере 375 тыс. руб. за непроведение выездной налоговой проверки предприятия, в ходе которой могли быть выявлены нарушения законодательства, в частности уклонение организации от уплаты налога на добавленную стоимость. Взятку коммерсант должен был передать через посредника – депутата собрания Орловского сельского поселения Орловского района Ростовской области Александра Коробова.

В марте 2008 г. Александр Коробов получил указанные денежные средства, после чего был задержан сотрудниками милиции. В этот же день был задержан Ареповский, который получил взятку в размере 450 тыс. руб. у директора другого предприятия за аналогичное незаконное бездействие.

Получение и дача взятки занимают центральное место среди составов должностных преступлений. С одной стороны, относительно их коррупционного характера и повышенной общественной опасности среди ученых и практиков нет каких-либо разногласий, с другой – криминологические и социологические исследования говорят о том, что данные преступления получили наибольшее распространение.

Данную мысль подтверждает и анализ международно-правовых документов. Так, в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. согласованы нормы о 13 коррупционных преступлениях, и их многообразие лишь кажущееся – 11 из них представляют собой разновидности двух традиционных для российского законодательства составов преступлений: получение взятки и дача взятки.

Служебный подлог

В соответствии со ст. 292 УК РФ служебный подлог – это внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

Ответственность за указанные действия может составить до четырех лет лишения свободы.

Фиктивный документ, изготовленный должностным лицом (например, акт несостоявшейся ревизии, трудовая книжка и т. п.), а также действительный документ, удостоверяющий юридические факты, предоставляющий права или освобождающий от обязанностей или порождающий иные правовые последствия и правоотношения, являются предметом расследования нарушения о служебном подлоге.

Состав служебного подлога является формальным и считается оконченным с момента изготовления фиктивного официального документа, внесения в документ ложных сведений, исправлений, искажающих его содержание. Внесение в официальный документ исправлений может выразиться в изменении дат и сроков, фамилий и имен, подчистке или стирании части текста и т. п.

Фактическое использование поддельного документа элементом состава данного преступления не является и для признания служебного подлога оконченным не требуется.

Необходимо отметить, что субъективная сторона служебного подлога характеризуется прямым умыслом: злоумышленник сознает, что составленный или изготовленный им документ не соответствует действительности, и желает создать такой документ. При этом обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив. Служебный подлог совершается из корыстной или иной личной заинтересованности.

Важно отметить, что если ложные сведения были внесены в документ по ошибке или в результате доверия подчиненным начальник подписывает документ, не проверяя его содержание, состав данного преступления отсутствует.

Из судебной практики

В настоящее время ведется уголовное расследование по делу в отношении первого заместителя главы администрации Александровск-Сахалинского городского округа Андрея Красковского, который подозревается в превышении должностных полномочий и должностном подлоге (ч. 1 ст. 286 и ст. 292 УК РФ).

Красковский, являясь председателем конкурсной комиссии городского округа, в феврале 2007 г. фактически не провел конкурс на осуществление капитального ремонта системы водоснабжения.

При этом, зная, что общество с ограниченной ответственностью "Александровское строительное управление" не имеет лицензии на производство гидротехнических работ, он внес в официальные протоколы заведомо ложные сведения. Таким образом, предприятие, без законных на то оснований, было признано победителем конкурса. Однако ремонт систем водоснабжения был произведен некачественно, чем причинен ущерб на сумму 2,5 млн руб.

Перспективы противодействия

Как отмечал председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин на ежегодной конференции иностранных инвесторов, существует обратная зависимость между тем, насколько эффективна система государственного аудита в конкретной стране, и тем, насколько высок там уровень коррупции. Чем больше в деятельности органов исполнительной власти зон, недоступных для внешнего аудита, тем с большей вероятностью там можно обнаружить проявление коррупции.

По мнению С.В. Степашина, Счетная палата является одним из реальных инструментов контроля общества над бюрократией. Счетная палата РФ в рамках своих полномочий может содействовать борьбе с коррупцией путем совершенствования аудиторских методов и процедур, направленных на выявление, предупреждение и профилактику коррупции в системе управления государственными финансами.

Помимо Счетной палаты в систему органов государственного и муниципального финансового контроля входят контрольные и финансовые органы исполнительной власти, а также контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований. Финансовый контроль со стороны органов исполнительной власти на федеральном уровне обеспечивают Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство, находящиеся в ведении Минфина России, а также главные распорядители бюджетных средств.

В качестве примеров борьбы с коррупцией наряду с оптимизацией функций органов исполнительной власти можно провести следующие мероприятия:

– совершенствование действующей системы контроля и надзора;

– внедрение внутреннего аудита эффективности расходов бюджета;

– повышение информационной открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, развитие этого направления борьбы с коррупцией получило поддержку в Национальном плане противодействия коррупции, который утвержден Президентом РФ 31 июля 2008 г.

Внутренний аудит

По мнению многих специалистов, кроме контрольных мероприятий снижению рисков возникновения коррупции и мошенничества в государственных и муниципальных органах и их подведомственных учреждениях способствуют хорошо организованные системы внутреннего контроля.

Подразделение внутреннего аудита может сыграть решающую роль как при выявлении, так и при предотвращении фактов коррупции и мошенничества в организации. Подразделение внутреннего аудита – это независимое, подчиняющееся напрямую руководителю подразделение в структуре организации, которое оказывает содействие руководству путем анализа, оценки и составления мнения о системе внутреннего контроля и ее надежности. Внутренний аудит должен стать функцией и частью управленческой структуры организации.

Экспертиза нормативных актов

Сущность антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов состоит в выявлении коррупционных факторов, т. е. дефектов норм и правовых формул, которые могут способствовать проявлению коррупции. Естественно, коррупциогенные факторы могут быть непосредственной основой коррупционных практик либо создавать условия легитимности коррупционных деяний.

К числу коррупционных факторов в нашей правотворческой практике можно отнести, например, коллизии правовых норм, определение компетенций органов по формуле “вправе”, широту разрешительных полномочий чиновников, отсутствие административных и аукционных процедур, пробелы в нормативном регулировании и т. д. Такого рода нормы потенциально опасны, поскольку создают “законные” условия и предпосылки для коррупционных действий государственных служащих.

Обращает на себя внимание тот факт, что Уголовный кодекс РФ предусматривает целый ряд коррупционных преступлений, а Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) не содержит составов административных коррупционных правонарушений, отграниченных от уголовных преступлений по признаку тяжести наступивших последствий.

Судебная практика нередко признает взятку малозначительным преступлением, если размер ее незначителен. И в этом случае взяткополучатель освобождается от уголовной ответственности, а к административной ответственности его привлечь нельзя, поскольку в КоАП РФ нет соответствующего состава.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо сформулировать соответствующие составы административных правонарушений коррупционного характера и сформировать отдельную главу такого рода правонарушений. К таким составам могут быть отнесены: получение взятки, злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями, нарушение служебной этики, вымогательство, незаконное занятие предпринимательской деятельностью и др.

Е.А. Пластинина, эксперт-консультант УМЦ по государственным закупкам
Государственной академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова,
г. Ярославль

Источник: ФСБО № 12, 2008



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль