Мониторинг качества исполнения бюджета по расходам

200
По результатам годового мониторинга качества финансового менеджмента, проводимого Минфином России в соответствии с Приказом № 34н*, объем не исполненных на конец 2008 г. бюджетных ассигнований находился в пределах от 0,5 до 10% от уточненной росписи для 41 главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС), при этом объем неисполненных на конец 2008 г. бюджетных ассигнований превзошел 10% от уточненной росписи для 6 ГРБС. Одним из наиболее значимых показателей является равномерность расходов. Для большинства ГРБС кассовые расходы в IV квартале 2008 г. значительно превзошли средний объем кассовых расходов ГРБС за I–III кварталы 2008 г. Оценивалось также качество порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений, установленного главным распорядителем средств федерального бюджета, который играет исключительно важную роль в организации исполнения федерального бюджета в подведомственной сети главного распорядителя средств федерального бюджета. При этом только 13 ГРБС получили оценки, выше удовлетворительной.

В результате по итогам 2008 г. средняя оценка качества исполнения бюджета в части расходов по ГРБС составила лишь 53 балла по 100-балльной шкале. Полученные результаты свидетельствуют о наличии проблем в работе ГРБС и его подведомственных учреждений по исполнению бюджета в части расходов.

Анализ показателей мониторинга качества финансового менеджмента ГРБС, характеризующих качество исполнения бюджета в части расходов, важен для ГРБС. Ведь значения данных показателей учитываются Минфином России при получении общей интегрированной оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого ГРБС.

Качество исполнения ГРБС бюджета в части расходов характеризуют следующие показатели:

– доля неисполненных на конец отчетного финансового года бюджетных ассигнований;

– равномерность расходов;

– распределение ГРБС лимитов бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями бюджетных средств (РБС) и получателями бюджетных средств (ПБС);

– эффективность управления кредиторской задолженностью по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

– доля аннулированных отрицательных расходных расписаний;

– качество Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных ГРБС бюджетных учреждений;

– соответствие учредительных документов и разрешений на осуществление приносящей доход деятельности ПБС данным Сводного реестра (с учетом общего количества ПБС);

– наличие системы электронного документооборота ГРБС с Федеральным казначейством;

– наличие системы электронного документооборота у ПБС подведомственной сети ГРБС с органами Федерального казначейства.

Доля неисполненных на конец отчетного финансового года бюджетных ассигнований

Данный показательрассчитывается по следующей формуле:

Р = 100 × (bE) : b, где

b – объем бюджетных ассигнований ГРБС в отчетном финансовом году согласно сводной бюджетной росписи федерального бюджета с учетом внесенных в нее изменений;

Е – кассовое исполнение расходов ГРБС в отчетном финансовом году.

Он позволяет оценить долю неисполненных на конец финансового года бюджетных ассигнований. Целевым ориентиром для ГРБС является полное использование бюджетных ассигнований, предусмотренных ГРБС сводной бюджетной росписью с учетом внесенных в нее изменений, при этом бюджетные ассигнования должны быть использованы по целевому назначению, без нарушений. Следует отметить, что при расчете показателя используется кассовое исполнение расходов ГРБС без учета арендных платежей, поскольку их объемы в сводной бюджетной росписи не учитываются.

Значительная величина неисполненных каким-либо ГРБС бюджетных ассигнований расценивается Минфином России негативно, поскольку данные бюджетные ассигнования могли быть использованы другими ГРБС в целях реализации важнейших задач социально-экономического развития Российской Федерации, например, в сфере здравоохранения, образования, культуры, строительства дорог и других объектов. При планировании федерального бюджета ГРБС берет на себя ответственность по реализации ряда задач и мероприятий за счет предоставляемых в его распоряжение бюджетных ассигнований. Случаи отклонения, неиспользования ГРБС выделенных бюджетных ассигнований на выполнение поставленных задач обуславливают не только их невыполнение, но также означают потерянные возможности в других областях социально-экономического развития страны.

С учетом длительности процедур размещения государственных заказов на оказание услуг, поставку товаров, выполнение работ для государственных нужд в соответствии с Законом № 94-ФЗ*, а также процесса подписания соглашений, договоров, ГРБС нужно по возможности начинать указанные процедуры заблаговременно – в первом–втором кварталах финансового года.

В соответствии с приложением № 1 к Положению об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденному Приказом № 34н, (далее – Положение) оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента рассчитывается следующим образом:

E(P)=

где , – среднее значение показателя, рассчитанное по данным 2007 г., равное 1,79%.

При расчете показателя используются:

– данные Федерального казначейства о кассовом исполнении федерального бюджета за отчетный период, представляемые в установленном порядке в Минфин России (в рассматриваемом случае это сумма кассовых расходов в отчетном периоде), и данные Минфина России (объем бюджетных ассигнований согласно уточненной сводной бюджетной росписи);

– сведения об отраслевых особенностях ГРБС, влияющих на качество финансового менеджмента, представляемые ГРБС в Минфин России по форме согласно приложению № 2 к Положению (далее – отраслевые особенности).

В случае наличия отраслевых особенностей значение объема неиспользованных бюджетных ассигнований подлежит соответствующей корректировке.

Пример 1

Кассовое исполнение по расходам для ГРБС за отчетный финансовый год составило 65 млрд руб. При этом уточненной сводной бюджетной росписью по состоянию на 1 января текущего финансового года за ГРБС закреплен объем бюджетных ассигнований в размере 72,5 млрд руб. Объем неиспользованных на конец отчетного финансового года бюджетных ассигнований состоит из остатков субсидий на дизельное топливо в размере 7,5 млрд руб., не использованных в связи с резким падением цен на нефтепродукты.

В результате объем не исполненных на конец отчетного финансового года бюджетных ассигнований с учетом отраслевых особенностей, обусловленных состоянием внешней конъюнктуры, непосредственно влияющей на использование субсидий на дизельное топливо, рассчитывается следующим образом:

P = 100 × (bE) : b =100×[(72,5 – 7,5) – 65] : (72,5 – 7,5)=0%.

Значение показателя является оптимальным. Оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента принимает максимальное значение:

Е(Р)= = =1,

где ==19,75, поскольку Р=0%<10%.

Отметим, что расчет указанного показателя без учета отраслевых особенностей дает следующий результат:

P = 100 × (bE) : b =100 × (72,5 – 65) : 72,5=10,3%.

Поскольку Р = 10,3% > 10%, оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента принимает минимальное значение Е(Р)=0.

Таким образом, в случае если бы ГРБС не представил сведений об отраслевых особенностях, значение показателя для данного ГРБС расценивалось бы Минфином России негативно.

Пример 2

За отчетный финансовый год кассовое исполнение по расходам у ГРБС составило 3,5 млрд руб. По состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, за ГРБС в соответствии со сводной бюджетной росписью с учетом внесенных в нее изменений закреплен объем бюджетных ассигнований в размере 4 млрд руб.

Лимиты бюджетных обязательств на обеспечение бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в размере 0,5 млрд руб. были утверждены с большой задержкой (в декабре), из них 0,1 млрд руб. было израсходовано ГРБС к концу финансового года на обеспечение указанных бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. С учетом того, что лимиты бюджетных обязательств на обеспечение бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства были утверждены с большой задержкой (в декабре), при расчете объема не исполненных на конец отчетного финансового года бюджетных ассигнований необходимо исключить как объем бюджетных ассигнований на обеспечение указанных бюджетных инвестиций, предусмотренный сводной бюджетной росписью, равный 0,5 млрд руб., так и соответствующие суммы кассовых расходов на обеспечение бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в объеме 0,1 млрд руб.

В результате доля не исполненных на конец отчетного финансового года бюджетных ассигнований с учетом отраслевых особенностей рассчитывается следующим образом:

P = 100 × (bE) : b =100 × [(4 000 000 – 500 000) – (3 500 000 – 100 000)] : (4 000 000 – 500 000)=2,9%.

Оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента рассчитывается следующим образом:

Е(Р)= = =0,56, поскольку Р=2,9% < 10%.

Значение показателя не является оптимальным – оценка составляет половину от максимального значения, равного единице. Также ГРБС следует предпринимать действия по ускорению процедур заключения контрактов и утверждения проектно-сметной документации, связанных с бюджетными инвестициями в объекты капитального строительства.

Отметим, что расчет указанного показателя без учета отраслевых особенностей дает следующий результат:

P = 100 × (bE) : b =100 × (4 000 000 – 3 500 000) : 4 000 000=12,5%.

Поскольку Р = 12,5% > 10%, оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента без учета отраслевых особенностей принимает минимальное значение Е(Р)=0.

Таким образом, в случае если бы ГРБС не представил сведений об отраслевых особенностях, значение показателя для данного ГРБС расценивалось бы Минфином России как неудовлетворительное.

Равномерность расходов

Данный показатель при годовом мониторинге качества финансового менеджмента рассчитывается следующим образом:

P=(Е – Еср) × 100 : Еср, где

Е – кассовые расходы ГРБС в IV квартале отчетного финансового года;

Еср – средний объем кассовых расходов ГРБС за I–III квартал отчетного финансового года.

Показатель ²равномерность расходов² при ежеквартальном мониторинге качества финансового менеджмента рассчитывается следующим образом:

P=100 × E : b, где

Е – кассовые расходы в отчетном периоде;

b – объем бюджетных ассигнований ГРБС согласно сводной бюджетной росписи федерального бюджета с учетом внесенных в нее изменений по состоянию на конец отчетного периода.

С помощью указанного показателя оценивается отклонение в процентах кассовых расходов ГРБС в IV квартале отчетного финансового года от среднего объема кассовых расходов ГРБС за I–III квартал отчетного финансового года. Поскольку для большинства ГРБС типичными являются значительные кассовые расходы, приходящиеся на IV квартал, анализ равномерности расходов сводится к расчету отклонения кассовых расходов в IV квартале от кассовых расходов ГРБС в предыдущих кварталах отчетного финансового года.

Случай, когда значительная часть кассовых расходов ГРБС в отчетном финансовом году приходится на IV квартал, расценивается негативно по следующим основаниям:

– ГРБС ставит перед собой цель в течение одного квартала израсходовать значительные объемы бюджетных ассигнований, что может привести к неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

– поскольку концентрация кассовых расходов в IV квартале наблюдается для большинства ГРБС, возникает дополнительный фактор, способствующий росту инфляции в экономике, вследствие того, что расходы федерального бюджета значительны в сравнении с размером экономики.

Таким образом, ГРБС рекомендуется по возможности начинать процедуры размещения государственных заказов на оказание услуг, поставку товаров, выполнение работ для государственных нужд заблаговременно – в первом, во втором кварталах финансового года.

На практике равномерность использования ГРБС выделенных ему бюджетных ассигнований нарушается:

– в связи с длительностью процедур размещения государственных заказов на оказание услуг, поставку товаров, выполнение работ для государственных нужд в соответствии с Законом № 94-ФЗ и процесса подписания соглашений, договоров;

– задержкой оплаты государственных контрактов или договоров на оказание услуг, поставку товаров, выполнение работ для государственных нужд из-за несвоевременного выполнения работ;

– неравномерным графиком кассовых выплат по отдельным расходам в связи с требованиями нормативных правовых актов для всех ГРБС (например, повышением в течение текущего финансового года заработной платы государственным служащим, сотрудникам бюджетных учреждений, выплатой субсидий юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг на основании отчетов об издержках);

– утверждением в течение текущего финансового года нормативных правовых актов (изменений в них), регламентирующих исполнение расходных обязательств;

– длительностью рассмотрения дел в арбитражных судах;

– задержками заключения контрактов и (или) утверждения проектно-сметной документации, связанными с бюджетными инвестициями в объекты капитального строительства, по причине длительности процедур согласования с уполномоченными органами государственной власти и утверждения соответствующих лимитов бюджетных обязательств;

– неравномерным графиком кассовых выплат по отдельным расходам вследствие отраслевых особенностей ГРБС.

Все перечисленные факторы относятся к отраслевым особенностям ГРБС и учитываются Минфином России при расчете показателей годового мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого ГРБС, в части исполнения бюджета по расходам в случае представления ГРБС указанных данных.

Оптимальным значением показателя при годовом мониторинге качества финансового менеджмента является интервал от нуля до 50%. Негативно расценивается превышение кассовых расходов ГРБС в IV квартале в два и более раз среднего объема кассовых расходов ГРБС за I–III кварталы.

В соответствии с приложением № 1 к Положению оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента рассчитывается следующим образом:

– в случае проведения годового мониторинга качества финансового менеджмента:

E(P)=

– в случае проведения ежеквартального мониторинга качества финансового менеджмента:

E(P)=

где .

При расчете показателя используются:

– данные Федерального казначейства о кассовом исполнении федерального бюджета за отчетный период, представляемые в установленном порядке в Минфин России (в рассматриваемом случае это сумма кассовых расходов в отчетном периоде и (или) в I–III кварталах отчетного финансового года), и данные Минфина России (объем бюджетных ассигнований согласно уточненной сводной бюджетной росписи);

– сведения об отраслевых особенностях.

В случае наличия отраслевых особенностей значение объема неиспользованных бюджетных ассигнований подлежит соответствующей корректировке.

Пример 3

Кассовые расходы ГРБС в IV квартале отчетного финансового года составили 33,2 млрд руб. Средний объем кассовых расходов ГРБС за I–III кварталы отчетного финансового года составил 15,4 млрд руб. При этом сотрудникам ГРБС была повышена в течение финансового года (с 1 ноября) заработная плата и объем бюджетных ассигнований на указанные цели составил 8,6 млрд руб. Также в связи с завершением рассмотрения дел в арбитражных судах ГРБС в IV квартале выплатил в соответствии с решениями судов по искам, предъявленным к ГРБС в начале финансового года, 5,5 млрд руб.

В результате равномерность расходов с учетом отраслевых особенностей рассчитывается следующим образом:

P =(Е – Еср) × 100 : Еср = 100 × [(33,2 – 8,6 – 5,5) – 15,4] : 15,4=24%.

Оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента принимает максимальное значение Е(Р)=1.

Значение показателя является оптимальным. Отметим, что расчет указанного показателя без учета отраслевых особенностей дает следующий результат:

P=(Е – Еср) × 100 : Еср = 100 × (33,2 – 15,4) : 15,4=115,6%.

Поскольку Р=115,6% > 100%, оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента без учета отраслевых особенностей принимает минимальное значение Е(Р)=0.

Таким образом, в случае если бы ГРБС не представил сведений об отраслевых особенностях, значение показателя для данного ГРБС расценивалось бы Минфином России как неудовлетворительное.

Пример 4

Кассовое исполнение по расходам у ГРБС за отчетный период (6 месяцев) составило 1,5 млрд руб. При этом уточненной сводной бюджетной росписью по состоянию на 1 июля текущего финансового года за ним закреплен объем бюджетных ассигнований в размере 4 млрд руб. (в пересчете за полугодие 2 млрд руб). Кроме того, лимиты бюджетных обязательств по объектам капитального строительства, заказчиком-застройщиком по которым является данный ГРБС, были утверждены в конце июня текущего финансового года в размере 0,5 млрд руб (в пересчете за полугодие 0,25 млрд руб).

В рассматриваемом случае показатель ²равномерность расходов² и оценка по нему по итогам 6 месяцев для данного ГРБС рассчитывается следующим образом:

P = 100 × E: b = 100 × 1 500 000 : (2 000 000 – 250 000) = 85,7%;

Е(Р)= = =0,96, поскольку =88,9.

Отметим, что расчет указанного показателя без учета отраслевых особенностей дает следующий результат:

P = 100 × E: b = 100 ×1 500 000 : 2 000 000 = 75%;

Е(Р)= = =0,81.

В этом случае оценка по рассматриваемому показателю уменьшается.

Распределение ГРБС лимитов бюджетных обязательств между подведомственными РБС и ПБС

Данный показательрассчитывается следующим образом:

Р = 100 × l : L, где

l – совокупный объем лимитов бюджетных обязательств, распределенных ГРБС между подведомственными РБС и ПБС, находящимися в непосредственном подчинении, в отчетном финансовом году;

L – совокупный общий объем лимитов бюджетных обязательств, доведенный органами Федерального казначейства до ГРБС казначейскими уведомлениями в отчетном финансовом году.

Указанный показательрассчитывается ежегодно и характеризует деятельность ГРБС по распределению объемов лимитов бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств. Целевым ориентиром для ГРБС является значение показателя, большее или равное 99,5%, т. е. практически полное распределение между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств общего объема лимитов бюджетных обязательств, доведенного органами Федерального казначейства до ГРБС казначейскими уведомлениями в отчетном финансовом году. ГРБС обязан обеспечить подведомственную сеть правами по использованию бюджетных ассигнований на реализацию целей и задач ГРБС.

В соответствии с приложением № 1 к Положению оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента рассчитывается следующим образом:

E(P)=

Пример 5

Общий объем лимитов бюджетных обязательств, доведенный органами Федерального казначейства до ГРБС казначейскими уведомлениями в отчетном финансовом году, составил 17,7 млрд руб. Объем лимитов бюджетных обязательств, распределенных между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, по итогам отчетного финансового года составил 16,5 млрд руб.

По причине длительности процедур согласования с уполномоченными органами государственной власти лимиты бюджетных обязательств на обеспечение бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в объеме 1,2 млрд руб. были утверждены и доведены до ГРБС органами Федерального казначейства 15 декабря отчетного финансового года, вследствие чего ГРБС не успел до конца отчетного финансового года распределить указанный объем лимитов бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.

Расчет доли объема лимитов бюджетных обязательств, распределенных между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, по отношению к общему объему лимитов бюджетных обязательств, доведенных органами Федерального казначейства до ГРБС казначейскими уведомлениями, по итогам отчетного финансового года с учетом отраслевых особенностей дает следующий результат:

P = 100 × l : L =100 × 16,5:(17,7 – 1,2)=100%.

Оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента принимает максимальное значение Е(Р)=1.

Значение показателя является оптимальным, но при этом ГРБС следует предпринимать действия по ускорению процедур заключения контрактов и утверждения проектно-сметной документации, связанных с бюджетными инвестициями в объекты капитального строительства. Отметим, что расчет указанного показателя без учета отраслевых особенностей дает следующий результат:

P = 100 × l : L = 100 × 16,5 : 17,7 = 93,2%.

Поскольку Р=93,2% < 99,5%, оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента без учета отраслевых особенностей принимает минимальное значение Е(Р)=0.

Таким образом, в случае если бы ГРБС не представил сведений об отраслевых особенностях, значение показателя для данного ГРБС расценивалось бы Минфином России негативно.

Эффективность управления кредиторской задолженностью по расчетам с поставщиками и подрядчиками

Показатель“эффективность управления кредиторской задолженностью по расчетам с поставщиками и подрядчиками” рассчитывается следующим образом:

Р = 100 × К:Е, где

К – объем кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками в отчетном финансовом году по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным;

Е – кассовое исполнение расходов ГРБС в отчетном финансовом году.

Показатель“эффективность управления кредиторской задолженностью по расчетам с поставщиками и подрядчиками” характеризует эффективность управления кредиторской задолженностью по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Показатель является универсальным, широко применяется в коммерческом секторе экономики и может быть рекомендован для применения в бюджетном секторе – объем кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками в отчетном финансовом году по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, по отношению к кассовому исполнению расходов ГРБС в отчетном финансовом году не должен быть большим и для ГРБС, демонстрирующих хорошее качество финансового менеджмента, указанное соотношение близко к нулю.

В соответствии с приложением № 1 к Положению об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденному приказом Минфина России от 13.04.2009 № 34н (далее – Приказ № 34н), оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента рассчитывается следующим образом:

E(P)=

где ,– среднее значение показателя, рассчитанное по данным 2007 года, равное 0,24%.

Пример 6

Объем кредиторской задолженности ГРБС по расчетам с поставщиками и подрядчиками в отчетном финансовом году по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, составил 655,8 млн руб. Кассовое исполнение расходов ГРБС в отчетном финансовом году составило 39 052,0 млн руб.

Значение показателя и оценка по нему рассчитываются следующим образом:

P = 100 × К : Е =100 × 655,8 : 39 052,0=1,68%;

Е(Р) = 0, поскольку Р=1,68% > 1,5%.

Следует отметить, что для данного ГРБС отношение объема кредиторской задолженности ГРБС по расчетам с поставщиками и подрядчиками к кассовому исполнению расходов ГРБС является значительным, превосходит 1,5%. Данному ГРБС необходимо предпринять действия по сокращению объема кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками – произвести оплату поставленных товаров, оказанных услуг.

Пример 7

Объем кредиторской задолженности ГРБС по расчетам с поставщиками и подрядчиками в отчетном финансовом году по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, составил 23,1 млн руб. Кассовое исполнение расходов ГРБС в отчетном финансовом году составило 48 959,8 млн руб.

Значение показателя и оценка по нему рассчитываются следующим образом:

P = 100 × К : Е =100 × 23,1 : 48 959,8 = 0,047%;

Е(Р)= = =0,93,

где = =148,4, поскольку Р=0,047% < 1,5%. Значение показателя является оптимальным.

Доля аннулированных отрицательных расходных расписаний

Показатель “доля аннулированных отрицательных расходных расписаний” рассчитывается по следующей формуле:

P = 100 × , где

– количество аннулированных в отчетном периоде оформленных ГРБС расходных расписаний, в которых предусмотрено уменьшение лимитов бюджетных обязательств на финансовый год и (или) объемов финансирования расходов с начала финансового года по подведомственным ГРБС распорядителям и получателям средств федерального бюджета;

– общее количество принятых от ГРБС Федеральным казначейством расходных расписаний, оформленных ГРБС, предусматривающих уменьшение лимитов бюджетных обязательств на финансовый год и (или) объемов финансирования расходов с начала финансового года по подведомственным распорядителям и получателям средств федерального бюджета, за отчетный период.

Доля аннулированных отрицательных расходных расписаний отражает недостатки ГРБС по подготовке отрицательных расходных расписаний. Расходное расписание, в котором предусмотрено уменьшение лимитов бюджетных обязательств на финансовый год и (или) объемов финансирования расходов (отрицательное расходное расписание), аннулируется органами Федерального казначейства в случае, если требование ГРБС об уменьшении лимитов бюджетных обязательств на финансовый год и (или) объемов финансирования расходов в подведомственном получателе средств федерального бюджета превосходит объем имеющихся лимитов бюджетных обязательств на финансовый год и (или) объемов финансирования расходов для указанного получателя средств федерального бюджета. Таким образом, в случае когда отрицательное расходное расписание аннулируется органами Федерального казначейства, это свидетельствует о том, что сотрудники ГРБС, которые готовили указанное отрицательное расходное расписание, не владели фактической ситуацией в подведомственных бюджетных учреждениях.

Большое количество аннулированных отрицательных расходных расписаний свидетельствует о низком качестве их подготовки.

Соответствующим показателем качества исполнения ГРБС бюджета в части расходов является доля аннулированных отрицательных расходных расписаний от общего количества принятых Федеральным казначейством от ГРБС отрицательных расходных расписаний.

Целевым значением показателя для главного распорядителя средств федерального бюджета является значение, равное нулю. Показатель рассчитывается ежеквартально и ежегодно.

В соответствии с приложением № 1 к Положению об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденному Приказом № 34н, оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента рассчитывается следующим образом:

E(P)=

где , – среднее значение показателя, рассчитанное по данным 2007 года, равное 4,08%.

Пример 8

По итогам 6 месяцев ГРБС было подготовлено 195 отрицательных расходных расписаний, из них 31 расходное расписание было аннулировано. Значение показателя и оценка по нему рассчитываются следующим образом:

P = 100 × = 100 × 31 : 195 = 15,9%;

Е(Р)=0, поскольку Р=15,9% > 10%.

Таким образом, данному ГРБС необходимо принять меры по сокращению случаев аннулирования органами Федерального казначейства расходных расписаний и выявления причин случаев аннулирования.

Пример 9

По итогам 6 месяцев ГРБС было подготовлено 75 отрицательных расходных расписаний, из них 2 расходных расписания было аннулировано. Значение показателя и оценка по нему рассчитываются следующим образом:

P = 100 × = 100 × 2 : 75 = 2,7%;

Е(Р)= = =0,79,

где = =8,56, поскольку Р=2,7% < 10%.

Таким образом, для данного ГРБС имеются случаи аннулирования органами Федерального казначейства расходных расписаний, но они не носят системного характера.

Пример 10

По итогам отчетного финансового года ГРБС было подготовлено 50 отрицательных расходных расписаний и ни одно их них не было аннулировано. Значение показателя рассчитывается следующим образом:

P = 100 × = 100 × 0 : 50 = 0%.

Оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента принимает максимальное значение:

Е(Р)= = =1.

Значение показателя является оптимальным.

Качество Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных ГРБС бюджетных учреждений

Согласно Порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы федеральных государственных учреждений – получателей (распорядителей) средств федерального бюджета, подведомственных ГРБС, смета составляется учреждением ежегодно на очередной финансовый год по прилагаемой форме, подписывается руководителем учреждения или его заместителем, главным бухгалтером, заверяется гербовой печатью учреждения и представляется в трех экземплярах на утверждение в департамент, в ведении которого находится данное учреждение, один экземпляр остается у главного распорядителя, два экземпляра возвращаются в учреждение, один – для исполнения, второй – для представления в соответствующий орган Федерального казначейства.

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов федерального бюджета с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.

Учреждение составляет и устанавливает объемы и распределение направления расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам федерального бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения в текущем финансовом году.

В течение десяти дней со дня получения расходных расписаний и лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета учреждение обязано составить и представить на утверждение смету по установленной форме.

В смете приводятся только те коды классификации расходов федерального бюджета, по которым учреждение предусматривает затраты.

Для защиты сметы учреждения должны представлять хозяйственно-экономическое обоснование расходования средств в разрезе кодов классификации. В качестве обоснования в Приказе может быть указан перечень документов, необходимый для обоснования различных видов расходов.

В целом, Порядок должен соответствовать требованиям приказа Минфина России от 20.11.2007 № 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений" (далее – Приказ № 112н). Например, в соответствии с Приказом № 112н ГРБС, который утверждает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений, определяет ответственный департамент, который осуществляет общий контроль за соответствием свода смет сводной бюджетной росписи.

Позитивно расценивается отражение в Порядке составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных ГРБС бюджетных учреждений следующих положений:

– процедуры составления, ведения и утверждения бюджетных смет подведомственных ПБС, применяемые как к центральному аппарату ГРБС и его территориальным органам, так и подведомственным бюджетным учреждениям;

– процедуры составления и представления расчетов (обоснований) к бюджетным сметам подведомственных ПБС;

– порядок ведения бюджетных смет;

– процедуры составления и представления проектов бюджетных смет на этапе формирования бюджетных проектировок (бюджета).

ГРБС вправе установить в порядке составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений особенности для отдельных учреждений и (или) групп учреждений с учетом:

– данных по результатам проверки правильности составления и ведения смет;

– результатов выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год;

– данных о соблюдении учреждением бюджетного законодательства Российской Федерации по результатам проведения контрольных мероприятий, в т. ч. внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения.

Соответствие учредительных документов и разрешений на осуществление приносящей доход деятельности ПБС данным Сводного реестра (с учетом общего количества ПБС)

В соответствии с приказом Минфина России от 31.12.2002 № 142н лицевые счета в органах Федерального казначейства открываются участникам бюджетного процесса федерального уровня, включенным в Сводный реестр. Тем самым Сводный реестр является документом – основанием для открытия соответствующего лицевого счета участнику бюджетного процесса федерального уровня в органе Федерального казначейства. Причем участнику бюджетного процесса федерального уровня могут быть открыты следующие лицевые счета в зависимости от его полномочий по осуществлению операций со средствами федерального бюджета, средствами, полученными от приносящей доход деятельности, средствами, поступающими во временное распоряжение:

– лицевой счет распорядителя средств;

– лицевой счет получателя средств (иного получателя средств);

– лицевой счет для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности;

– лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений.

В соответствии с приказом Минфина России от 04.07.2005 № 83н для внесения данных в Сводный реестр об участнике бюджетного процесса федерального уровня ГРБС представляет информацию о нем (заявки на включение/исключение или изменение) по формам, установленным приказом. При оформлении ГРБС заявок заполняются следующие реквизиты:

– код по Сводному реестру;

– наименование (полное и краткое);

– код административной подчиненности;

– иные реквизиты (код по ОКФС и ОКОПФ и другие).

Несоответствие учредительных документов бюджетного учреждения показателям Сводного реестра ведет к тому, что счета указанного бюджетного учреждения не обслуживаются органами Федерального казначейства.

Показатель “соответствие учредительных документов и разрешений на осуществление приносящей доход деятельности ПБС данным Сводного реестра (с учетом общего количества ПБС)” характеризует долю подведомственных ГРБС учреждений, учредительные документы которых не соответствуют Сводному реестру, и при ежеквартальном мониторинге рассчитывается следующим образом:

Р= 100 × ( ) : (3 × В), где

– количество получателей средств федерального бюджета, подведомственных ГРБС, не представивших в органы Федерального казначейства учредительные документы, приведенные в соответствие требованиям по показателю j, на конец отчетного периода;

В – общее количество получателей, подведомственных ГРБС, по состоянию на конец отчетного периода.

Целевым ориентиром для ГРБС является значение показателя, равное нулю.

В соответствии с приложением № 1 к Положению об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденному приказом Минфина России от 13.04.2009 № 34н, оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента рассчитывается следующим образом:

E(P)=

где , – среднее значение показателя, рассчитанное по данным 2007 г., равное 4,1%.

Пример 11

По итогам I квартала текущего финансового года Федеральное казначейство представило в Минфин России следующую форму:

Сведения о несоответствиях учредительных документов данным сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета

на 1 апреля 2008 г.

Главный распорядитель средств федерального бюджета

Количество получателей средств федерального бюджета, подведомственных главному распорядителю средств федерального бюджета

Всего

Из них не представивших

Учредительные документы, приведенные в соответствие со Сводным реестром главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета по следующим показателям:

Разрешения на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности

Административная подчиненность

Наименование получателя средств федерального бюджета

Наименование

код по ППП

на конец квартала

на конец квартала

на конец квартала

на конец квартала

II

III

IIII

IIV

II

РII

IIII

IIV

II

РII

IIII

IIV

II

РII

IIII

IIV

1

22

33

44

55

66

77

88

99

110

111

112

113

114

115

116

117

118

Распорядитель 1

001

512

0

0

165

0

134

0

Распорядитель 2

002

250

1

0

5

0

3

0

Распорядитель 3

003

470

0

0

0

0

0

0

Подставляя значения таблицы в формулу расчета показателя, получаем следующее:

P (Распорядитель 1) = 100 × (0 + 165 + 134) : (3 × 512) = 19,5%;

Е(Р) (Распорядитель 1)= = =0,16;

P (Распорядитель 2) = 100 × (1 + 5 + 3) : (3 × 250) = 1,2%;

Е(Р) (Распорядитель 2)= = =0,9;

P (Распорядитель 3) = 100 × (0 + 0 + 0) : (3 × 470) = 0,0%;

Е(Р) (Распорядитель 3)= = =1,

где = =8,52.

Таким образом, получаем, что Распорядителю 1 необходимо принять меры по сокращению числа подведомственных учреждений, учредительные документы которых не соответствуют Сводному реестру. Оптимальным значение показателя является для Распорядителя 3.

Наличие системы электронного документооборота ГРБС с Федеральным казначейством, а также у ПБС подведомственной сети ГРБС с органами Федерального казначейства

С помощью показателей“наличие системы электронного документооборота ГРБС с Федеральным казначейством” и “наличие системы электронного документооборота у ПБС подведомственной сети ГРБС с органами Федерального казначейства” оценивается, насколько внедрены информационные технологии в процесс взаимодействия ГРБС, подведомственных ПБС с территориальными органами Федерального казначейства.

При расчете показателя“наличие системы электронного документооборота ГРБС с Федеральным казначейством” позитивно расценивается само наличие системы электронного документооборота.

При расчете показателя “наличие системы электронного документооборота у ПБС подведомственной сети ГРБС с органами Федерального казначейства” рассчитывается доля ПБС, имеющих систему электронного документооборота с территориальными органами Федерального казначейства, в общем количестве ПБС в сети рассматриваемого ГРБС:

Р = 100 × nr : Nr, где

nr – количество получателей средств федерального бюджета подведомственной сети ГРБС, имеющих систему электронного документооборота с территориальными органами Федерального казначейства, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным;

Nr – общее количество распорядителей и получателей средств федерального бюджета, подведомственных ГРБС, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Целевым ориентиром является значение показателя, равное 100%, – полная автоматизация и внедрение системы электронного документооборота с территориальными органами Федерального казначейства всеми ПБС в сети рассматриваемого ГРБС.

В соответствии с приложением № 1 к Положению об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденному приказом Минфина России от 13.04.2009 № 34н, оценка по рассматриваемому показателю качества финансового менеджмента рассчитывается следующим образом:

E(P)=

Пример 12

По итогам отчетного финансового года количество получателей средств федерального бюджета подведомственной сети ГРБС, имеющих систему электронного документооборота с территориальными органами Федерального казначейства, составило 81 учреждение. При этом общее количество получателей средств федерального бюджета, подведомственных ГРБС, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, составило 103 учреждения.

Значение показателя и оценка по нему рассчитываются следующим образом:

Р = 100 × nr : Nr=100 × 81 : 103=78,6%;

E(P)= = =0,79.

Рассматриваемому ГРБС необходимо принять меры по увеличению доли ПБС, имеющих систему электронного документооборота с территориальными органами Федерального казначейства.

Выводы

Показатели мониторинга качества финансового менеджмента ГРБС, характеризующие качество исполнения бюджета в части расходов, отражают следующие моменты, на которые руководству ГРБС необходимо обратить внимание при проведении самим ГРБС (подразделением внутреннего финансового аудита) финансового анализа состояния бюджетных процедур, осуществляемых в подведомственной сети ГРБС:

– показатель “доля неисполненных на конец отчетного финансового года бюджетных ассигнований” позволяет оценить объем неисполненных на конец года бюджетных ассигнований в подведомственных бюджетных учреждениях и принять необходимые решения по распределению бюджетных ассигнований в очередном финансовом году и плановом периоде;

– постоянный мониторинг показателя “равномерность расходов” способствует достижению равномерности расходов и соответствующему повышению эффективности использования бюджетных ассигнований федерального бюджета, в т. ч. посредством инициализации процедур размещения государственных заказов на оказание услуг, поставку товаров, выполнение работ для государственных нужд заблаговременно – в первом, во втором кварталах финансового года;

– мониторинг значений показателя “эффективность управления кредиторской задолженностью по расчетам с поставщиками и подрядчиками” позволяет предотвратить факты накопления значительного объем кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, по отношению к кассовому исполнению расходов в отчетном финансовом году;

– мониторинг значений показателя “доля аннулированных отрицательных расходных расписаний” позволяет принять необходимые меры в отношении возникающих случаев аннулирования расходных расписаний, предусматривающих уменьшение лимитов бюджетных обязательств на финансовый год и (или) объемов финансирования расходов с начала финансового года по подведомственным РБС и ПБС;

– мониторинг значений показателя “соответствие учредительных документов и разрешений на осуществление приносящей доход деятельности ПБС данным Сводного реестра (с учетом общего количества ПБС)” позволяет принять меры по сокращению числа подведомственных учреждений, учредительные документы и разрешения на осуществление приносящей доход деятельности которых не соответствуют законодательству Российской Федерации;

– мониторинг значений показателя “наличие системы электронного документооборота у ПБС подведомственной сети ГРБС с органами Федерального казначейства” позволяет контролировать процесс внедрения электронного документооборота между органами Федерального казначейства и получателями средств федерального бюджета подведомственной сети ГРБС.

С.С. Бычков,

начальникотдела методологии бюджетного контроля и аудита
Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Д.В. Гвозденко,

заместитель начальника отдела методологии бюджетного планирования
Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Источник: ФСБО № 8–9, 2009



* Приказ Минфина России от 13.04.2009 № 34н ²Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета² (далее – Приказ № 34н).

* Федеральный законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – закон № 94-ФЗ).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль