Управленческий учет в лечебном учреждении

155
Для принятия оперативных управленческих решений руководителю недостаточно информации, формируемой на счетах бюджетного учета. Принятию эффективных и своевременных решений по использованию имеющихся ресурсов может помочь внедрение системы управленческого учета, основанной на ежедневном финансовом мониторинге хозяйственной деятельности учреждения. Опыт создания системы управленческого учета рассмотрим на примере медицинского учреждения.

Руководители учреждений здравоохранения хорошо знакомы с бухгалтерским и статистическим учетом, который дает им очень важные для работы сведения и позволяет отчитаться перед вышестоящими инстанциями. Однако этой информации недостаточно для управления лечебно-профилактическим учреждением (далее – ЛПУ) в условиях дефицита ресурсов. По бухгалтерским и статистическим данным, которые относятся к прошедшему периоду, нельзя определить, как эффективнее потратить имеющиеся скудные средства. Для этого, прежде всего, нужна информация об издержках ЛПУ в разрезе всего учреждения, его подразделений и служб, по профилям (группам) больных, по отдельным службам и об их динамике во времени в зависимости от самых разных факторов.

Анализ издержек позволит рано или поздно минимизировать их путем принятия того или иного организационного решения. Процесс этот – непрерывный, приносящий интересные и полезные результаты.

Главным методом определения издержек является калькуляция оказываемых учреждением услуг. Единицами калькуляции в здравоохранении могут быть различные показатели работы кабинета забора анализа крови, кабинета функциональной диагностики, хозяйственной службы и учреждения в целом. Любой из этих объектов может быть оценен с точки зрения издержек, связанных с их деятельностью. Подсчет таких издержек и анализ полученных результатов с учетом различных условий дают руководителю неоценимую информацию для принятия управленческих решений, которые в дальнейшем помогут ему получить максимальную отдачу от выделенных учреждению финансовых ресурсов.

Чтобы подсчитать издержки, нужны дополнительные данные, сбор которых требует немалых усилий. Иногда этот процесс бывает столь трудоемким и дорогостоящим, что руководители отказываются от таких расчетов. Однако, все чаще мы сталкиваемся с практикой введения в делопроизводство того или иного учреждения новых нестандартных учетных форм, которые позволяют получать дополнительную информацию для целей управленческого учета.

На основе внутренней информации, поступающей от экономистов, финансовых аналитиков, бухгалтеров, службы маркетинга, специалистов по управленческому учету, организация наряду с финансовым учетом формирует систему управленческого учета.

Пользователями экономической информации медицинского учреждения являются собственники, инвесторы, учредители, кредиторы, менеджеры, налоговые органы, конкуренты и покупатели медицинских услуг.

Всех пользователей можно разделить на две группы: внутренние и внешние. Соответственно выделяются две области учета:

финансовый учет,имеющий целью подготовку информации для внешних пользователей о финансовом положении, результатах деятельности учреждения и его имущественном состоянии;

управленческий учет,цель которого обеспечить менеджеров достоверной оперативной информацией, необходимой для контроля за деятельностью учреждения и принятия обоснованных решений (см. рисунок).

Виды учета

Финансовый учет – информация для внешних пользователей

Управленческий учет– внутренняя информация для планирования, анализа и контроля


Использование стандартов

(положений по бухгалтерскому учету)

Отсутствие общенациональных стандартов, использование

приказа об учетной политике

Представление информации по установленным формам

Свобода в выборе информации и представление ее в формах, требуемых руководством

организации

Точность исходной информации

Оперативность информации

Учет за прошедшие периоды

Учет по филиалам, структурным подразделениям,

сегментам, бизнесу в целом

Учет по организации в целом

Значительная часть информации представляет

коммерческую тайну

Публичность информации

Сравнительные характеристики финансового и управленческого учета

Как видно из рисунка, финансовый и управленческий учет различаются по ряду характеристик.

Финансовый учет – это официальный учет, ведение которого обязательно для всех организаций. Документы, представляемые в налоговые органы, являются объектом аудиторской проверки и могут быть опубликованы.

Управленческий учет – это учет, необходимый руководству и специалистам организации для принятия управленческих решений, планирования и контроля. Его данные составляют коммерческую тайну.

Источником информации для финансового учета являются данные бухгалтерского учета и элементы системы налогообложения. Исходными данными для управленческого учета служат нормы расхода материальных ресурсов, технологические карты, результаты исследований рынка и т. п.

Результаты финансового учета (финансовая отчетность) представляются по установленным формам, результаты управленческогоучета – в произвольной форме, удобной для внутреннего пользования.

Финансовая информация отражается в денежном измерении, а управленческий учет составляют любые показатели – натуральные, трудовые, денежные.

Из приведенного сравнения видно, что управленческий учет по своему характеру является аналитическим. На его основе проводится анализ деятельности медицинского учреждения с медико-экономических позиций. Методики анализа деятельности медицинского учреждения могут быть самыми разнообразными.

Управленческий учет служит внутренним задачам ЛПУ и не подлежит проверкам со стороны контрольно-ревизионных управлений финансовых органов, а также вышестоящих медицинских учреждений. Организация управленческого учета в ЛПУ не обязательна, решение ввести его в учреждении – личное дело главного врача. Например, в МЛПУ “Городская больница № 13” (г. Нижний Новгород) уже более пяти лет ведется мониторинг управления финансами учреждения, являющийся одним из элементов управленческого учета.

Финансовый мониторинг в управленческом учете

С помощью данных управленческого учета учреждение может осуществлять месячное, декадное и недельно-суточное планирование, учет, анализ, контроль и регулирование процесса реализации определенных планов по расходованию материальных и финансовых ресурсов, использованию коечного фонда, количества пролеченных пациентов. Оперативное управление реализацией планов предполагает не только контроль реализации услуг, но и своевременное финансовое обеспечение, которое представлено регламентом управления денежными средствами (финансовыми потоками), используемыми в повседневной деятельности предприятия.

Использование регламента означает необходимость ежедневного анализа денежных потоков, определения приоритетности платежей, покрытия дефицита денежных средств (краткосрочного и долгосрочного) за счет тех или иных источников. Регламент, регулирующий взаимодействие входящих потоков денежных средств, позволяет по возможности избежать привлечения дополнительных внешних средств и минимизировать затраты на обслуживание денежных потоков.

Денежные потоки являются следствием деятельности всего учреждения, которую необходимо спланировать таким образом, чтобы избежать существенных проблем при управлении этими потоками. Для эффективного управления денежными средствами предлагается проводить в лечебном учреждении ежедневный финансовый мониторинг с помощью таблиц, разработанных в компьютерной программе MS Excel, которые являются инструментом управленческого учета (табл. 1–4).

Финансовый мониторинг позволяет руководителю определить направление первоочередных расходов на содержание учреждения. Проведение мониторинга финансовых средств в крупных учреждениях может быть поручено группе управленческого учета, в прочих – бухгалтеру-аналитику или экономисту-аналитику, которые имеют опыт работы с кредитными организациями.

Ежедневно при получении выписок лицевых счетов из казначейства в таблицы заносится информация о поступивших доходах и произведенных расходах. На основе данной информации анализируются денежные средства на счетах и планируется оплата расходов на ближайший период, осуществляется анализ кредиторской и дебиторской задолженности.

В табл. 1 приведен ежедневный мониторинг денежных средств по статьям затрат, по которым оплата осуществлялась за счет средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) до введения в области одноканального финансирования через систему ОМС.

Таблица 1

Ежедневный финансовый мониторинг по статьям затрат,

оплачиваемых за счет средств ОМС до перехода на одноканальное финансирование

Наименование затрат

Сумма руб.

Отправлены в банк поручения на сумму

Остаток на счете

Зарплата с начислениями

2577142

2577142

Медикаменты

6240357

1880114

4360243

Питание

785853

785853

Мягкий инвентарь

343546

343546

Итого по счету

9946898

1880114

8066784

Кредиторская задолженность, всего

131090

В т.ч.:

– медикаменты

131090

– продукты и т. д.

Особое внимание уделяется наличию и динамике кредиторской задолженности. Данные по кредиторской задолженности поступают из таблицы “Расчеты с организациями за товары и услуги”, в которую ежедневно заносится информация из счетов-фактур при получении товаров или услуг (табл. 2).

Таблица 2

Расчеты с организациями за товары и услуги

Наименование

организации

№ счета-фактуры и дата его выписки

Дата поступления товара или выполнения работ и услуг

Сумма по счету-фактуре (руб.)

Цель затрат

Дата оплаты

Сумма оплаты кредиторской задолженности (руб.)

ООО "Инфарма-НН"

15 от 20.07.2009

21.07.2009

20 000,00

ГУП ВО Изотоп

131 от 06.07.2009

21.07.2009

15 600,00

22.07.2009

15 600,00

И т.д.

Итого

35 600,00

15 600,00

Всего кредиторская задолженность (гр. 4 – гр. 7)

20 000,00

С 1 января 2009 г. ЛПУ было переведено на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования. Форма таблицы по мониторингу финансовых средств, заработанных на лечении пациентов, была уточнена и расширена (табл. 3).

Таблица 3

Ежедневный финансовый мониторинг по статьям затрат при одноканальном финансировании через систему ОМС (руб.)

Экономическая классификация расходов

Профинансировано но средств в месяце

Израсходовано (проведено банком) с начала месяца

Остаток средств на расчетном счете на конец дня

Отправлены в банк поручения на сумму

Остаток финансирования

Наименование статьи, подстатьи

Код статьи

1

2

3

4

5

6

7

Заработная плата

211

7911932

5841079

2070853

2070853

Начисления на оплату труда

213

2036652

1530363

506289

506289

Прочие выплаты

212

10867,5

7379

3488,5

3488,5

в т.ч.:

Командировочные расходы в части оплаты суточных

10867,5

7379

3488,5

3488,5

Услуги связи

221

173100,03

8000

165100,03

165100,03

Транспортные услуги

222

68234

12625,45

55608,55

5630,3

49978,25

Работы, услуги по содержанию имущества

225

2482593,51

199571,01

2283022,5

80312,9

2204709,6

в т.ч.:

Вывоз мусора

86341,29

86341,29

86341,29

Стирка мягкого инвентаря

544375,21

112707,21

431668

431668

Дератизация и дезинсекция

82029,5

82029,5

82029,5

Текущий ремонт сетей наружного освещения

20090,4

20090,4

20090,4

Текущий ремонт оборудования и инвентаря

1459603,4

56354,8

1403248,6

45523,8

1359724,8

Содержание и ремонт лифтов

121905,07

121905,07

34639,1

87265,97

Техническое обслуживание и ремонт пожарно-охранной сигнализации

80982

26953

54029

54029

Ремонт автомобилей сторонними организациями

50175,46

3556

46619,46

150

46469,46

Оплата содержания дизельных установок

14985

14985

14985

Зарядка огнетушителей

135

135

135

Государственная поверка

21971,18

21971,18

21971,18

Прочие работы и услуги

226

958127,13

122677,6

835449,53

90687,8

744761,73

Оплата услуг вневедомственной охраны

128276,75

4142,11

124134,64

35162,8

88971,84

Ремонт пожарно-охранной сигнализации

153581,25

153581,25

153581,25

Командировочные расходы в части оплаты жилых помещений при служебных командировках

15881,25

24900

-9018,75

-9018,75

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

5920,94

5920,94

5920,94

Оплата услуг по утилизации послеоперационных биоматериалов

66926,29

5037,2

61889,09

61889,09

Приобретение пользовательских прав на программное обеспечение для компьютерной техники

300068,21

300068,21

300068,21

Повышение квалификации, учеба

90279,02

42200

48079,02

55525

-7445,98

Внештатный фонд

26112,13

8568,29

17543,84

17543,84

Охрана труда, аттестация рабочих мест

58846,62

13050

45796,62

45796,62

Изготовление бланков, печатей, штампов

39128,3

24780

14348,3

14348,3

Услуги по обеззараживанию отходов

73106,37

73106,37

73106,37

Приобретение оборудования и инвентаря

310

67417,78

37382,55

30035,23

29873

162,23

Приобретение продуктов питания

340

827095,5

41242,5

785853

785853

Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы

6244443,9

4086,9

6240357

1880114

4360243

Горюче-смазочные материалы

122148,49

4310,7

117837,79

30997,2

86840,59

Мягкий инвентарь и обмундирование

343546

343546

343546

Прочие расходные материалы

340

262884,16

252465,78

10418,38

9938,7

479,68

Итого

21509042

8061183,5

13447858,5

2127554

11320306,5

Кредиторская задолженность, всего

в т.ч.

– медикаменты

– продукты

В колонку “Профинансировано” информация поступает из таблицы, в которой разносятся поступления от страховых компаний на оплату реестров за пролеченных пациентов (табл. 4). Общая сумма, поступившая на статью “Прочие статьи”, распределяется на основании планов финансирования за счет средств ОМС в зависимости от муниципального заказа на оказание медицинской помощи.

Таблица 4

Поступление денежных средств за пролеченных пациентов, застрахованных

по обязательному медицинскому страхованию в страховых организациях

Наименование страховой организации

%

Сумма (руб.)

ООО СК "ИНГОССТРАХ"

Месяц – август 2009 г.

Подлежит оплате по реестру июля 2009 г.

10131333,98

Поступило, в т.ч.:

98,7

9997522,43

аванс июля 2009 г.

77,6

7863772,43

задолженность июля 2009 г.

21,1

2133750

Отклонено до экспертизы по договору

1,3

133811,55

Поступила задолженность июля:

100

2133750

– на зарплату с начислениями (ЕСН)

47

1002862,5

– медикаменты

32

682800

– питание

10,05

214441,87

– мягкий инвентарь

0,95

20270,63

– текущее содержание

10

213375

аванс августа 2009 г.

100

10610263,6

– на зарплату с начислениями (ЕСН)

47

4986823,89

– медикаменты

32

3395284,35

– питание

10,05

1066331,49

– мягкий инвентарь

0,95

100797,5

– текущее содержание

10

1061026,36

ОАО "РОСНО-МС"

– и так далее

Поступила общая сумма финансирования по страховым компаниям

В августе 2009 г.:

100

21509042

в т. ч.:

– на зарплату с начислениями (ЕСН)

46,3

9948584

– медикаменты

32,7

7049091

– питание

10,05

2161659

– мягкий инвентарь

0,95

204336

– текущее содержание

10

2145372

В табл. 5 приведен мониторинг управления финансами по внебюджетной деятельности.

Таблица 5

Ежедневный финансовый мониторинг по статьям затрат,

оплачиваемых по предпринимательской деятельности (руб.)

№ п/п

Наименование дохода

Внебюджетная деятельность

Средства на формирование фонда оплаты труда

Поступило средств с начала месяца

Цель расхода

Остаток на лицевом счете

Отправлены в банк поручения на сумму (руб.)

Остаток средств на счете

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Всего, в т.ч.:

1165387,55

719039

446348,45

1089514,6

2156690,89

2

Доход за медицинские услуги, поступившие в кассу наличными

707425,55

719039

-11613,55

927963,08

1784544,39

3

Доход за медицинские услуги от страховых и прочих организаций

0,00

161551,52

310676

4

Доход от договоров по прочей деятельности

457962

457962,00

57000

5

Прочие поступления

0,00

4470,5

6

Денежные суммы, сданные в банк

224500,00

7

Дефицит средств на счете для выдачи зарплаты (гр. 6 строка 1 – гр. 5 строки 1 и 6)

535406,15

Кредиторская задолженность

Сумма

План расчетов на завтрашний день

8

На 01.08.2009

5571098,2

2799

Жалюзи

9

На 10.08.2009

3916131,48

2481

Мед. материалы

10

711869

Медикаменты

11

1890

Буклет

В табл. 5 показаны не только остатки на счете, но и планируемые расходы учреждения, предлагаемые финансовой службой на следующий день. Также в ней отмечается, сколько средств должно быть зарезервировано на заработную плату с начислениями и какой суммой надо располагать в учреждении на текущую дату, чтобы выплатить заработную плату по этому виду деятельности в срок (гр. 5 строка 7). Расходы, расшифровка которых в данной таблице показана в строке "План расчетов на завтрашний день" и строках 8–11, суммируются в графе 4 "Отправлено в банк" строка 2. Сумма остатка средств на счете в банке (гр. 5 строка 1) равна разнице суммы всего дохода (гр. 5 строка 1) и суммы средств, направленной на расходы учреждения (гр. 4 строка 1). Руководителю учреждения для принятия решения об оплате первоочередных расходов информация поступает в конце рабочего дня.

Формирование фонда оплаты труда осуществляется умножением поступивших на расчетный счет средств на планируемый процент, установленный Положением об оплате труда по внебюджетной деятельности и утвержденным коллективным договором в учреждении, – 52% (927963,08 (стр. 2 гр. 6) = 1784544,39 (стр. 2, гр. 7) × 52%). Всего на дату, указанную в таблице (например, 10.08.2009), для выплаты зарплаты необходимо иметь на расчетном счете 1089514,6 руб. (стр. 1 гр. 6). После планируемого перечисления задолженности за медикаменты и другие товары на расчетном счете останется лишь 446348,5 руб. (стр. 6 гр. 5). Разница между этими данными составляет 643166,15 руб. (стр. 7, гр. 6). В банк сдается выручка, полученная за оказание платных медицинских услуг за предыдущий день 224500 руб. (стр. 6 гр. 5). Из них на оплату труда будет зачислено 116740 руб. (224500 × 52% = 116740). Разница же (224500 – 116740 = 107760) будет направлена на уменьшение недостающей суммы для выплаты заработной платы и составит 535406,15 руб. (643166,15 – 107760 = 535406,15 (стр. 7 гр. 6)). Но выдача заработной платы производится 23 и 8 числа, поэтому эта не достающая на 10.08.2009 сумма будет восполнена. Данная таблица позволяет руководителю учреждения в любой день провести мониторинг состояния расчетного счета по внебюджетной деятельности и спланировать выделение необходимых средств на оплату товаров, работ и услуг.

При разработке внутренних документов для финансового мониторинга было предложено несколько вариантов таблиц, которые дают информацию по разным показателям:

– Поступление финансовых средств по страховым компаниям и прочим организациям по договорам за выполненные медицинские и прочие услуги;

– Поступление в разрезе всех доходов и наименований расходов учреждения;

– Использование бюджетных лимитов.

Разработка таблиц для финансового мониторинга позволила руководству ЛПУ эффективно управлять финансами, применяя на практике новые формы документов для управленческого учета.

Заключение

Эффективное использование существующих условий и ресурсов, мониторинг их расходования, применение аналитических методов управленческого учета позволяет руководству бюджетного учреждения принимать оптимальные решения.

Каждый руководитель выбирает для своего учреждения приемлемые механизмы управленческого учета. Главное, чтобы они способствовали достижению желаемого результата. Поэтому управленческий учет должен быть привязан к существующей структуре бюджетного учреждения, соответствовать организационным технологиям управления, сложившимся в данном учреждении, и должен быть понятен всем работникам коллектива.

Н.А. Полина,канд. экон. наук, заместитель главного врача по финансовым вопросам
МЛПУ “Городская больница № 13”, г. Нижний Новгород

Источник: ФСБО № 9, 2009



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль