Эффективность инвестиционных проектов

139
Все инвестиционные проекты, финансируемые за счет бюджета, должны проходить проверку на предмет эффективности использования выделенных средств. В регионах оценку эффективности выносят на основе постановлений, принятых еще в 2007 г. А вот на федеральном уровне порядок проведения проверок утвержден лишь недавно – постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 № 590 (далее – Постановление № 590).

Проверка федеральных инвестиционных проектов

С этого года, для того чтобы инвестиционный проект, финансируемый за счет бюджетных средств, был включен в программу, он должен быть проверен на предмет эффективности, достоверности, а также обоснованности использования направляемых на капитальные вложения средств. Такая проверка проводится в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 25.02.1999 № 39 "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".

Проверка инвестиционных проектов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов капитального строительства, особенно если они реализуются полностью или частично за счет средств федерального бюджета, – одна из самых сложных задач. В соответствии с п. 4 Постановления № 590 ответственным за ее решение назначен Минэкономразвития России.

Плата за проведение проверки не взимается (п. 5 Постановления № 590).

Правила проведения проверки инвестиционных проектов, утвержденные Постановлением № 590 (далее – Правила), устанавливают следующие процедуры:

– оценку эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения;

– проверку проектов;

– выдачу заключения об эффективности инвестиционного проекта.

Срок проведения проверки, подготовки и выдачи заключения не должен превышать трех месяцев.

Инвестиционные проекты, не подлежащие проверке

Правила не распространяются на инвестиционные проекты:

– финансируемые за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ (включая инвестиционные проекты, для разработки проектной документации которых предоставляются указанные ассигнования);

– реализуемые в соответствии с концессионными соглашениями, по которым приняты до 1 января 2009 г. акты Правительства РФ либо акты главных распорядителей средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

Проведение проверки инвестиционных проектов

Проверка проводится в порядке, установленном законодательством РФ, для принятия решения о предоставлении средств федерального бюджета для осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, находящихся:

в государственной собственности РФ, по которым:

– подготовка (корректировка) проектной документации (включая проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации) на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение осуществляется с использованием средств федерального бюджета;

– проектная документация на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение разработана и утверждена застройщиком (заказчиком) или будет разработана без использования средств федерального бюджета;

в собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, проектная документация на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение которых подлежит разработке (разработана) без использования средств федерального бюджета;

в виде субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, проектная документация по которым подлежит разработке (разработана) без использования средств федерального бюджета и утверждению застройщиком (заказчиком).

Качественные критерии оценки эффективности инвестиционных проектов

Проверка осуществляется на основе следующих качественных критериев оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения:

– наличие четко сформулированной цели инвестиционного проекта с определением количественного показателя/показателей результатов его осуществления;

– соответствие цели инвестиционного проекта приоритетам и целям, определенным в прогнозах и программах социально-экономического развития РФ, государственной программе вооружения, отраслевых доктринах, концепциях и стратегиях развития на среднесрочный и долгосрочный периоды;

– комплексный подход к реализации конкретной проблемы в рамках инвестиционного проекта во взаимосвязи с программными мероприятиями, реализуемыми в рамках долгосрочных (федеральных) целевых программ, ведомственных целевых программ и соответствующих региональных программ;

– необходимость строительства (реконструкции и технического перевооружения) объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта, в связи с осуществлением соответствующими государственными и муниципальными органами полномочий, отнесенных к предмету их ведения;

– отсутствие в достаточном объеме замещающей продукции (работ и услуг), производимой иными организациями;

– обоснование необходимости реализации инвестиционного проекта с привлечением средств федерального бюджета;

– наличие долгосрочных (региональных и муниципальных) целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта РФ (местных бюджетов), предусматривающих строительство, реконструкцию и (или) техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ (муниципальной собственности), реализуемых в рамках инвестиционных проектов;

– целесообразность использования при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования;

– наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, за исключением тех, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке не требуется получения заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Количественные критерии оценки эффективности

Инвестиционные проекты, соответствующие качественным критериям, подлежат дальнейшей проверке на основе следующих количественных критериев оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения:

– значения количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта;

– отношение сметной стоимости инвестиционного проекта к значениям количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта;

– наличие потребителей продукции (услуг), создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта, в количестве, достаточном для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства;

– отношение проектной мощности создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства к мощности, необходимой для производства продукции (услуг) в объеме, предусмотренном для федеральных государственных нужд;

– обеспечение планируемого объекта капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой в объемах, достаточных для реализации инвестиционного проекта.

Правила не содержат методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета. Разработка такой методики – обязанность Минэкономразвития России (п. 4 Постановления № 590).

Заключение министерства об эффективности инвестиционного проекта

Инвестиционные проекты, прошедшие проверку на основе качественных и количественных критериев, подлежат дальнейшему контролю на основе интегральной оценки, которая определяется методикой Минэкономразвития России. Результат проверки – заключение министерства.

Положительное заключение является обязательным документом, необходимым для принятия решения о предоставлении средств федерального бюджета на реализацию этого инвестиционного проекта за счет средств федерального бюджета. В случае если в ходе реализации инвестиционного проекта, в отношении которого имеется положительное заключение, увеличилась сметная стоимость, то в отношении таких проектов проводится повторная проверка в соответствии с правилами.

Отрицательное заключение должно содержать мотивированные выводы о неэффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения в целях реализации инвестиционного проекта, или о необходимости доработки документации с указанием конкретных недостатков. Отрицательное заключение является основанием для подготовки в установленном законодательством РФ порядке предложения об отмене ранее принятого решения о дальнейшем предоставлении средств федерального бюджета на реализацию инвестиционного проекта. В случае получения отрицательного заключения заявитель вправе представить документы на повторную проверку при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в заключении.

Заключение подписывается министром экономического развития РФ или уполномоченным им должностным лицом. Министерство экономического развития РФ ведет в установленном им порядке реестр инвестиционных проектов, получивших положительное заключение об эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.

Вероятность риска

Возможность провести предварительное компьютерное тестирование на эффективность инвестиционного проекта – удовольствие дорогое. Риск получить отрицательное заключение Минэкономразвития России можно просчитать с помощью так называемых качественных методов:

– анализа уместности затрат;

– метода аналогий;

– метода экспертных оценок.

Анализ уместности затрат

Основой анализа уместности затрат выступает предположение о том, что перерасход средств может быть вызван одним или несколькими следующими факторами:

– изначальной недооценкой стоимости проекта в целом или его отдельных фаз и составляющих;

– изменением границ проектирования, обусловленным непредвиденными обстоятельствами;

– отличием производительности машин и механизмов от предусмотренной проектом;

– увеличением стоимости проекта в сравнении с первоначальной вследствие инфляции или изменения налогового законодательства.

Метод аналогий

Метод заключается в анализе всех имеющихся данных по не менее рискованным аналогичным проектам, изучении последствий воздействия на них неблагоприятных факторов с целью определения потенциального риска при реализации нового проекта.

Метод экспертных оценок

Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставляется перечень первичных рисков в виде опросных листов и предлагается оценить вероятность их наступления, руководствуясь специальной системой оценок. В том случае, если между мнениями экспертов будут обнаружены большие расхождения, они обсуждаются всеми экспертами для выработки более согласованной позиции. В целях получения более объективной оценки специалисты, проводящие экспертизу, должны обладать полным спектром информации об оцениваемом проекте.

Количество и качество

В Постановлении № 590 акцент сделан не на качественные показатели, а на количественные критерии. Действительно, использование количественных методов дает возможность получить:

– численную оценку рискованности проекта;

– определить степень влияния факторов риска на его эффективность.

Однако к числу недостатков количественных методов можно отнести следующие факторы:

– наличие большого объема исходной информации за длительный период времени;

– сложности при определении законов распределения исследуемых параметров (факторов) и результирующих показателей;

– изолированное рассмотрение изменения одного фактора без учета влияния других.

Качественные методы позволяют рассмотреть все возможные рисковые ситуации и описать все многообразие рисков рассматриваемого инвестиционного проекта, но получаемые при этом результаты оценки часто обладают не очень высокой объективностью и точностью.

Одним словом, трудно выработать универсальный метод, который позволяет провести полный анализ и дать оценку инвестиционного проекта. Еще труднее предугадать, какую методику утвердит Минэкономразвития России.

В.С. Корниенко,экономист, г. Москва

Источник: ФСБО № 12, 2008



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль