Служебный этикет: правила техники безопасности в общении

4176
Сотруднику современной государственной организации имеет смысл разбираться в правилах современного служебного (делового) этикета и следовать им.

Дело в том, что в сфере служебных отношений этикет является экономической категорией. Он вносит гармонию в рабочие отношения, способствует эффективности деятельности. Дефицит хороших манер в коллективе отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, создает дискомфорт в общении, нервозность, повышает конфликтность. Известно, что в результате элементарной невоспитанности и неумения вести себя корректно рушатся карьеры, срываются переговоры, портятся отношения, принимаются неэффективные решения.

Владение служебным этикетом в наши дни становится все более важным фактором в профессиональной деятельности человека. Конечно же, знание этикета не гарантирует сотруднику успеха, если у него слабая профессиональная подготовка и неподходящие качества характера. Разумеется, никто в организации не будет считаться с сослуживцем только потому, что он умеет одеваться по-деловому или дарить “правильные” подарки. Однако исполнение предписаний служебного этикета повышает шансы на успех в работе и карьере.

Это утверждение особенно актуально для руководителя. Поскольку именно он выступает как ролевая модель для своих подчиненных. Именно на своего шефа стремятся быть похожими сотрудники. Они зачастую неосознанно копируют его манеры, речь, стиль общения, внешний вид. Если руководитель в деловой обстановке ведет себя неподобающим образом, то не приходится удивляться напряжению на рабочих местах или отсутствию трудовой дисциплины. Поэтому руководители, полагающие, что их поведение на работе – это только их личное дело, – заблуждаются. На них лежит огромная ответственность за то, какие поведенческие сигналы они посылают своим подчиненным.

Запомните шесть правил

Первое правило этикета регламентирует отношения человека со временем. Точность, пунктуальность, соблюдение данных обещаний, выполнение служебных обязанностей точно в срок – важнейшие требования этикетной культуры.

Второе привлекает внимание к необходимости не говорить лишнего – быть сдержанным в высказываниях и комментариях. Умение хранить личные тайны, поменьше говорить о себе, соблюдать конфиденциальность в отношении своей организации – важное проявление культуры.

Третье настраивает на доброжелательность и приветливость в отношениях с людьми на всех уровнях иерархии – с клиентами, с начальниками, с коллегами, с подчиненными, с обслуживающим персоналом.

Четвертое обращает внимание сотрудника организации на то, что он не одиночный игрок, а член коллектива. Поэтому необходимо думать о других, а не только о себе.

Пятое требует соблюдать деловой стиль в одежде, прическе, аксессуарах, которые должны свидетельствовать о профессионализме и способствовать деловому настрою, а не отвлекать от работы.

Шестое предполагает использование правильного литературного языка. Умение четко и красиво как устно, так и письменно выразить свою мысль дает сотруднику преимущества и облегчает служебные контакты.

Теперь рассмотрим конкретные вопросы служебного этикета.

Как нужно одеваться на работу?

В самом вопросе дан ответ: нужен деловой стиль, который настраивает на рабочий лад, говорит о вашем профессионализме и серьезности. Вот цитата из книги Уильяма Сорлби “Ключи от власти”: “Нет, наверное, второй такой сферы человеческой деятельности, где наше положение и образ жизни проявлялись бы столь откровенно, как в нашей манере преподносить себя окружающим через свою одежду. От того, как вы решите себя упаковать, будет зависеть, станут ли слушаться вас другие люди, сможете ли вы руководить или они будут вертеть вами по собственному усмотрению”.

Если ваша работа связана с общением с внешними клиентами и коллегами, то строгий деловой стиль абсолютно необходим. Если же ваши обязанности не предполагают тесного взаимодействия с людьми, допускаются минимальные отклонения от делового стиля. Например, когда вы работаете самостоятельно, то можете снять пиджак и работать, оставаясь в блузке, рубашке, платье с короткими рукавами. Если же вам необходимо участвовать в совещании, переговорах, пойти на обед, вы непременно надеваете пиджак.

Деловой стиль сотрудника государственного учреждения – как женщины, так и мужчины – предполагает традиционный деловой костюм. Имеет смысл выбирать одежду из натуральных тканей с матовой поверхностью – шерсть, кашемир, матовый шелк, хлопок, смесовые ткани. Силуэт приближен к вытянутому прямоугольнику. Классическими считаются различные оттенки черного, серого, синего, а также природные цвета – цвет воды, песка, камня, глины. Из цветных оттенков позволительны в небольшом объеме красный, фиолетовый, изумрудный, персиковый, розовый, бордовый. Если есть желание добавить в свой образ энергичности, можно использовать контрасты в одежде. Но помните – деловой стиль допускает сочетание в одежде не более трех цветов. Из рисунков приемлема вертикальная полоска, неяркая клетка. Растительные орнаменты и абстрактные рисунки отпадают. Романтический, фольклорный, авангардный, спортивный стиль одежды так же неуместен в деловой обстановке, как и трикотажная одежда.

Женщины-служащие должны помнить, что деловой стиль подразумевает выбор чулок только телесного цвета, причем в любой сезон. Носки мужчины-служащего однотонные, темные и являют собой переход от цвета брюк к цвету ботинок. Они должны быть достаточно длинными, без морщин, чтобы при сидении не было видно голую ногу.

Обязательным для женщин и мужчин является правило: обувь должна совпадать по цвету с брюками, юбкой. Для женщин абсолютно необходимы туфли-лодочки на устойчивом каблуке 4–6 см. Пальцы обязательно должны быть закрыты. Открытая пятка допускается. Для мужчин предпочтительны ботинки со шнурками.

Продуманная прическа, умеренный макияж, еле уловимый аромат парфюмерии, руки, за которые не стыдно, качественные украшения в минимальном количестве – все это соответствует служебному этикету.

Служащему важно акцентировать в своей внешности такой параметр, как ухоженность. Это понятие означает опрятную одежду, аккуратную прическу, здоровые зубы, маникюр (у женщин и у мужчин), здоровый цвет лица, кожу без дефектов, обувь в идеальном порядке.

С точки зрения служебного этикета для женщины-служащей будет ошибкой излишне подчеркивать свою женственность в одежде и манерах. Напомню, что в деловой сфере имеют значение сначала статус, затем возраст и на третьем месте – пол. Акцентирование внимания на половой принадлежности рассматривается как дурной тон. Это не означает то, что нужно уподобляться мужчинам в одежде и поведении, а то, что в рабочей обстановке важно предъявлять сначала свои профессиональные и деловые качества. Ведь именно за них вам и платят заработную плату. Зарубежные исследования выявили такую закономерность: женщины-служащие, чья одежда характеризуется как женственная, зарабатывают в среднем меньше и реже получают повышение. Зато наиболее высокооплачиваемыми являются те женщины, которые придерживаются профессионального, строгого, консервативного стиля без всякого кокетства и претензий.

Как нужно одеваться на корпоративный праздник?

И в этом вопросе уже дан ответ: одеваться необходимо празднично. При этом важно помнить, что праздник пройдет, непременно наступят рабочие будни – такова реальность. Сможете ли вы после вечеринки смотреть прямо в глаза своим сослуживцам или вам будет стыдно за слишком прозрачную блузку, слишком глубокий разрез на юбке, бездонное декольте, высокие каблуки, на которых вам было сложно красиво двигаться и прочее?

Наблюдения говорят, что в результате поведенческих ошибок, совершенных на праздничных мероприятиях, было разрушено много карьер и опорочено много добрых имен. Нет лучшего средства погубить созданную годами позитивную репутацию, чем неадекватно выглядеть и вести себя на празднике в своей организации. Поэтому лучшими ориентирами в выборе праздничной одежды являются сдержанность, мера, учет своего возраста и особенностей фигуры. Лучше выглядеть более строго и консервативно, чем вульгарно и ультрамодно. Приемлемы чуть более яркие, чем в обычной служебной обстановке, цвета костюма, чуть более блестящие ткани, чуть более броские аксессуары, новая стильная прическа. Важно помнить – праздник не отменяет безупречного внешнего вида.

Как поддержать беседу на деловом обеде?

Прежде всего необходимо иметь в виду, что деловой обед – продолжение профессиональной деятельности. Этикет предписывает не начинать с первых минут обсуждение деловых вопросов. Сначала необходимо выбрать и заказать понравившиеся блюда. Затем этикет предполагает обсуждение легких и приятных тем, которые позволят участникам обеда настроиться друг на друга, создать атмосферу доверия и открытости. Выбрать позитивные и интересные для всех участников обеда темы – не так просто. Поэтому большую роль играет подготовка. Замечательно, если вы знаете увлечения и предпочтения ваших партнеров. Безусловно, это будет оценено. Используйте научные факты, данные исследований, цитаты. Нет необходимости развлекать присутствующих, но быть интересным и приятным стоит.

Темами для поддержания беседы могут быть события культурной, общественной, спортивной жизни. Важно, чтобы все они были положительными и не несли негатива. Важно также не использовать за деловым обедом эмоционально заряженные и личные темы – политика, уровень жизни, пробки на дорогах, здоровье.

Когда и какие подарки принято дарить партнерам?

Подарки в деловой жизни абсолютно необходимы. Это символ уважения и внимания к партнеру, демонстрация готовности к партнерству и проявление этикетной культуры дарящего. Выбор и преподнесение подарка – весьма деликатный вопрос. Он может как укрепить отношения и дать импульс к сотрудничеству, так и безнадежно испортить деловые контакты.

Помимо общепринятых праздников, существуют частные поводы и предлоги для вручения подарков:

при поздравлении:

– с рождением ребенка;

– с вступлением в брак;

– с повышением должности;

– с получением награды, премии;

– с публикацией в газете, журнале;

– с новым местом работы или с открытием своего дела;

– с получением ученой степени;

– с крупным достижением в любой области (например, обслуживание сотого клиента, продажа 1000-го экземпляра книги и проч.);

по случаю:

– юбилея;

– ухода на пенсию;

– годовщин со дня свадьбы;

– приобретения жилья;

в знак благодарности:

– за сверхурочную работу;

– за бескорыстную добровольную помощь;

– за услугу;

– за приглашение на деловой завтрак, обед, ужин или иное мероприятие.

Подарком может быть:

– букет;

– предмет в коллекцию;

– иллюстрированные справочники, словари, руководства (особенно, если вам известны увлечения и интересы делового партнера);

– альбом для фотографий;

– картина;

– красочный календарь;

– ежедневник;

– кофейная или чайная чашка;

– сувенирные настольные игры, головоломки;

– канцелярские принадлежности высокого класса;

– ручка;

– декоративная или столовая ваза;

– предметы делового интерьера в рабочий кабинет;

– что-нибудь полезное в дорогу (если работа делового партнера связана с поездками);

– участие в событии (входные билеты на зрелищные мероприятия – театр, концерт, вернисаж и проч.).

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что деловой этикет является своеобразным регулятором, который помогает персоналу организации более эффективно общаться. Без преувеличения можно сказать, что правила служебного этикета – это правила техники безопасности в общении.

Источник: "Финансовый справочник бюджетной организации"



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль