Статус нефинансовых активов

4842
Гражданское законодательство выделяет право государственной и муниципальной собственности (соответственно статьи 214 и 215 БК РФ). При этом государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). В свою очередь, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Гражданское законодательство выделяет право государственной и муниципальной собственности (соответственно статьи 214 и 215 БК РФ).

При этом государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В свою очередь, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

В любом случае земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Право собственника от имени соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований исполняют определенные органы и (или) лица.

В части государственной собственности такие функции исполняют соответствующие государственные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус. В свою очередь, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Кроме того, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи 125 ГК РФ).

Находящееся в государственной (муниципальной) собственности имущество закрепляется за соответствующими государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями во владение, пользование и (или) распоряжение. При этом имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Что означает каждый из указанных режимов, определяется в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ.

За бюджетными учреждениями имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, закрепляется на праве оперативного управления.

Данное положение в полной мере касается и имущества, приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему собственником.

В силу положений пункта 1 статьи 298 ГК РФ бюджетное учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления. Собственник имущества (в лице уполномоченных органов или лиц) со своей стороны вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за бюджетным учреждением.

Что касается имущества, приобретаемого учреждением за счет средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности, то таким имуществом на основании пункта 2 статьи 298 ГК РФ учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. При этом такое имущество также закрепляется за учреждением на праве оперативного управления, но учитывается на отдельном балансе. Последняя норма согласно Инструкции по бюджетному учету обеспечивается посредством введения счетов по учету имущества с указанием в 18 разряде номера счета значения "2" и формирования форм бюджетной отчетности с разделением по видам деятельности.

Право оперативного управления на имущество у учреждения возникает в следующем порядке:

• при закреплении имущества за учреждением – с момента передачи имущества (статья 299 ГК РФ);
• при приобретении имущества по договору – на основании и в порядке, определенном договорами купли-продажи, мены, дарения и др.

Иной порядок закрепления имущества в оперативном управлении учреждения может быть предусмотрен законами и иными правовыми актами или решением собственника.

Соответственно, одновременно с получением (приобретением) имущества оно должно быть отражено в бюджетном учете учреждения. Согласно определенным Инструкцией по бюджетному учету правилам имущество принимается к учету на основном балансе или на соответствующих забалансовых счетах.

Определенный действующим гражданским законодательством порядок закрепления имущества в оперативном управлении учреждения однозначно указывает на необходимость отражения на соответствующих счетах учета также и имущества, получаемого учреждением в рамках централизованного снабжения и предназначенного для передачи другим получателям. При наличии документов, подтверждающих передачу имущества в рамках централизованного снабжения (извещение и копии документов поставщика), полученные ценности должны быть отражены на основном балансе учреждения, при их отсутствии – на забалансовом счете 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению".

Названный забалансовый счет введен с 1 января 2009 г. До указанной даты любое имущество, поставляемое сторонними организациями (за исключением случаев, оговоренных в Инструкции по бюджетному учету, таких как аренда и др.), должно было учитываться на основном балансе. Исключение было сделано только для имущества, поставлявшегося в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения, когда до получения Извещения (ф. 0504805) ценности могли учитываться в рамках забалансового учета.

Право оперативного управления может прекращаться как по общеустановленным основаниям (отчуждение собственником имущества другим лицам, гибель или уничтожение имущества, обращение взыскания и др.), так и в случае правомерного изъятия имущества по решению собственника.

Списание имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, осуществляется в установленном действующим законодательством порядке, согласовывается с вышестоящим распорядителем (главным распорядителем) средств бюджета, а также с территориальным органом по управлению имуществом.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное (муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, муниципальную казну городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Статья 264.1 БК РФ устанавливает обязанность отражения в бюджетном учете и отчетности информации о состоянии всей совокупности активов и обязательств субъектов бюджетной деятельности, в т.ч. о всей совокупности нефинансовых активов независимо от их вовлечения участниками бюджетного процесса в хозяйственный оборот.

В полной мере бюджетному учету подлежит и имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну. Отсутствие бюджетного учета имущества государственной (муниципальной) казны ведет к искажению бюджетной отчетности, а также исключает возможность контроля и оценки эффективности использования имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну (в т.ч. при передаче его в аренду, в доверительное управление).

До 1 января 2009 г. имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований учитывалось на балансе уполномоченного органа на балансовом счете 010100000 "Основные средства". С введением в действие новой Инструкции по бюджетному учету для учета имущества казны предназначен балансовый счет 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны".

Для обособления в учете имущества казны и имущества, закрепленного за соответствующим органом на праве оперативного управления, допускалось до 1 января 2009 г. в код аналитического счета Плана счетов вводить дополнительные разряды (письмо Минфина России от 17.08.2007 № 02-14-10а/2053).

Необходимо учитывать, что если имущество не зарегистрировано в государственной (муниципальной) собственности, оно не является государственным (муниципальным) имуществом и (или) имуществом казны. Как следствие этого, оно не должно учитываться на балансе соответствующих органов (учреждений). На это было обращено внимание в письме Минфина России от 06.09.2007 № 03-03-06/4/128.

В связи с этим, если за органами государственной власти или органами местного самоуправления право государственной или муниципальной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано, вложения в их приобретение (изготовление, строительство, получение) следует учитывать на соответствующих счетах аналитического учета счета 110601000 "Вложения в нефинансовые активы".



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль