Учет бюджетных обязательств

70006
В соответствии с БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

В соответствии с БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

В свою очередь, расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Виды обязательств

В отдельном порядке выделяются публичные, публичные нормативные и денежные обязательства.

Публичные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Публичные нормативные обязательства – публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

Исключение составляют выплаты физическому лицу, предусмотренные статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

Денежные обязательства предусматривают обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому и юридическому лицам за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Авансовые денежные обязательства - обязанность учреждения уплатить в порядке предварительной оплаты (аванса) юридическому лицу или физическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки до осуществления поставки необходимых товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Отложенные обязательства - обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.

Этапы реализации обязательств

Действующим законодательством предусматриваются следующие этапы реализации обязательств:

• принятие бюджетных обязательств;
• подтверждение обязанности оплаты денежных обязательств;
• санкционирование оплаты денежных обязательств;
• непосредственно оплата денежных обязательств;
• подтверждение исполнения денежных обязательств.

Принятие бюджетных обязательств получателями бюджетных средств происходит согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетные обязательства принимаются путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по соответствующим кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. На это указано в статье 161 БК РФ.

Подтверждение обязанности оплаты денежных обязательств за счет средств бюджета оформляется платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-разыскных мероприятий, – в соответствии с платежными документами (пункт 4 статьи 219 БК РФ).

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств. Такой порядок устанавливает соответствующий финансовый орган.

Порядок принятия обязательств  для получателей бюджетных средств приведен в  письме Минфина России от 21 января 2013 г. № 02-06-07/155.  Бюджетные  учреждения вправе применять данный порядок  с учетом Инструкций  № 174н.

Полный перечень обязательств (и порядок их принятия) приведен в пункте 1 письма Минфина России от 21 января 2013 г. № 02-06-07/155. В данном пункте разъяснен порядок принятия бюджетных обязательствполучателями бюджетных средств. Бюджетные и автономные учреждения вправе применять данныйпорядок с учетом Инструкций № 174н и 183н (п. 3 письма Минфина России от 21 января 2013 г. № 02-06-07/15

Три этапа санкционирования расходов

Важно правильно отражать в учете все этапы санкционирования бюджетных средств. И при заполнении отчета помнить, что сумма бюджетных обязательств не должна превышать лимиты бюджетных обязательств (ЛБО). А денежные обязательства не могут быть больше показателей принятых бюджетных обязательств.

Первый этап

На этом этапе учредитель утверждает и доводит лимиты бюджетных обязательств и ассигнований непосредственно до учреждений. Тем самым он устанавливает ограничения на расходы. Суммы распределены по кодам бюджетной классификации. При расходовании средств учреждение не имеет права превысить эти показатели.

Второй этап санкционирования

На этом этапе учреждение заключает договоры. В отчете информацию о них отражают в группах граф «Обязательства» (графы 6–9). Важное условие этапа – суммы договоров в разрезе КБК и КОСГУ должны быть в рамках сумм доведенных лимитов.

При учете договоров бюджетные обязательства делятся на:

  • принимаемые – договоры, по которым ведутся конкурсные процедуры;
  • принятые – заключенные договоры, а также суммы оплат по недоговорным обязательствам (выплата заработной платы, оплата поставщику вне договора, подотчетные суммы, перечисление налоговых платежей).

Не забывайте об авансах, выплаченных поставщикам и подотчетным лицам. Получив от поставщиков закрывающие документы (акты, накладные), отразите денежные обязательства. Их отражают в сумме дебетовых остатков в разрезе контрагентов по счетам 206 00, 208 00. В отчетности за первое полугодие сверьте остатки по этим счетам в формах 0503128 и 0503169. Они должны быть идентичными.
Зафиксируйте в учетной политике наиболее удобный для учреждения способ отражения денежных обязательств по выплаченным авансам. Если обороты по расчетам большие, фиксируйте денежные обязательства раз в месяц или раз в квартал по итогам остатков на счетах 206 00 и 208 00.

Третий этап санкционирования

На нем контролируют исполнение денежных обязательств (графа 10 ф. 0503128). Не забудьте, что сумма исполнения включает в себя:

  • кассовые расчеты (по счетам 304 05, забалансовому счету 18, открытому к счетам 201 21 и 201 27);
  • некассовые расчеты (взаимозачеты).

Оплата по договору не должна превышать сумму бюджетного обязательства. В случае же недоговорных отношений сумма исполнения будет равна сумме бюджетного и денежного обязательства.

Два примера заполнения отчета (ф. 0503128)

Пример 1. В отчетном периоде федеральное казенное учреждение вело расчеты с контрагентами.

Сформированный журнал операций выглядит следующим образом:


Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

1

Доведены ЛБО

1 501 15 310
1 501 15 340
1 501 15 226
1 501 15 212
1 501 15 211

1 501 13 310
1 501 13 340
1 501 13 226
1 501 15 212
1 501 15 211

300 000
500 000
250 000
125 000
250 000

2

Отражены принимаемые бюджетные обязательства по конкурсным процедурам

1 501 13 310
1 501 13 340

1 502 17 310
1 502 17 340

150 000
400 000

3

Заключены контракты по результатам конкурсных процедур

1 502 17 310

1 502 11 310

145 000

4

Выявлена экономия по результатам конкурсных процедур

1 502 17 310

1 501 13 310

5000

5

Заключены контракты без применения конкурсных процедур

1 501 13 340
1 501 13 226

1 502 11 340
1 502 11 226

100 000
150 000

6

Выплачен аванс поставщику по основным средствам

1 206 31 560

1 304 05 310

45 000

7

Отражена сумма денежных обязательств на сумму аванса

1 502 11 310

1 502 12 310

45 000

8

Поступили основные средства от поставщика

1 106 31 310

1 302 31 730

55 000

9

Произведен зачет аванса

1 302 31 830

1 206 31 660

45 000

10

Отражена оставшаяся сумма денежных обязательств

1 502 11 310

1 502 12 310

10 000

11

Поступили материалы от поставщика

1 105 36 340

1 302 34 730

50 000

12

Оплачены материалы поставщику

1 302 34 830

1 304 05 340

50 000

13

Выдана подотчетная сумма

1 208 12 560

1 304 05 212

10 000

14

Отражены бюджетные обязательства по подотчетным суммам

1 501 13 212

1 502 11 212

10 000

15

Отражены денежные обязательства по подотчетным суммам

1 502 11 212

1 502 12 212

10 000

16

Выплачена заработная плата сотрудникам

1 302 11 830
1 501 13 211
1 502 11 211

1 304 05 211
1 502 11 211
1 502 12 211

100 000
100 000
100 000

Бухгалтер сформировал отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) на 1 июля

Образец 1. Отчет о бюджетных обязательствах

Учет бюджетных обязательств

Проследите за тем, чтобы оплата контрактов проходила по тем кодам видов расхода, по которым приняты лимиты бюджетных обязательств. Иначе в строках 11 и 12 отчета будут показатели с показателями «минус». А при сдаче отчета выйдет протокол с критической ошибкой.

Пример 2. Бухгалтер казенного учреждения в первом полугодии начислил зарплату персоналу на сумму 220 тыс. руб.

Кроме того, учреждение заключило договор на поставку объектов основных средств по КВР 242 – 200 тыс. руб., по КВР 244 – 320 тыс. руб.
Были приняты лимиты бюджетных обязательств:
– КВР 121 – 500 тыс. руб.;
– КВР 242 – 300 тыс. руб.;
– КВР 244 – 700 тыс. руб.
Однако ошибочно вся оплата прошла по КВР 242. При формировании отчета по форме 0503128 вышла пересортица.
И при загрузке на сайт органа казначейства вышел протокол с наличием критической ошибки.

Образец 2. Отчет о бюджетных обязательствах

Учет бюджетных обязательств

Отмечу, что для успешной сдачи отчета примера 2 нужно сделать исправления. Так как оплату казначейство пропустило, то нужно сформировать уведомление на уточнение принадлежности и вида платежа. В нем указать перенос оплаты на нужные КВР. В учете необходимо сторнировать ранее созданную проводку по заявке на кассовый расход.
Как только казначейство зафиксирует перенос средств на нужный КВР, нужно сформировать верные проводки. После этого отчет сформируется без ошибок.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 25%
  • Над составлением бюджетной сметы 25%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 50%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль