Учет расчетов по платежам в бюджеты

13907
Бюджетные учреждения в общеустановленном порядке являются плательщиками налогов и сборов в соответствующие бюджеты. К указанным налогам, в частности, относятся налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог.

Бюджетные учреждения в общеустановленном порядке являются плательщиками налогов и сборов в соответствующие бюджеты. К указанным налогам, в частности, относятся налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог.

Уплачивают бюджетные учреждения и такие обязательные платежи по социальному страхованию, как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Одни налоги уплачиваются при осуществлении бюджетной деятельности учреждения, другие - только при осуществлении приносящей доход деятельности (при реализации продукции, выполнении работ, оказании услуг) или в рамках как бюджетной, так и приносящей доход деятельности. Вместе с тем необходимо учитывать, что бюджетное учреждение согласно нормам действующего законодательства признается налогоплательщиком по всем без исключения налогам.

В случае отсутствия за тот или иной период объекта налогообложения по соответствующему налогу (обязательному платежу) обязательств по его уплате у учреждения может не быть. Однако учреждение обязано представлять отчетность и выполнять все иные предусмотренные обязанности и действия. За нарушение установленных правил учреждение может быть привлечено к предусмотренной НК РФ ответственности.

В соответствии с требованиями подпункта 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Кроме того, подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Однако, в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 129-ФЗ, бюджетные учреждения представляют бюджетную отчетность только главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, а в налоговый орган не представляют. Соответствующие разъяснения даны в письме Управления ФНС России по г. Москве от 16.10.2008 № 27-09/097191.

Бюджетные учреждения, среднесписочная численность которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в т. ч. при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде (пункт 3 статьи 80 НК РФ).

Для подтверждения показателя среднесписочной численности, который учитывается при установлении способа представления налоговых деклараций (расчетов), все бюджетные учреждения без исключения обязаны ежегодно до 20 января представлять в налоговые органы сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются в налоговые органы по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@.

Рекомендации по порядку заполнения формы "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год" доведены письмом ФНС России от 26.04.2007 № ЧД-6-25/353@, которое применяется в редакции письма ФНС России от 18.05.2007 № 25-3-06/338@.

Показатель среднесписочной численности определяется в соответствии с приказом Росстата от 13.10.2008 № 258 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников"".

В том случае, если достаточных средств для уплаты того или иного налога в рамках бюджетной деятельности учреждению не выделено, оно вправе в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 64 НК РФ обратиться в налоговые органы с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате данного налога.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований для этого подается в соответствующий уполномоченный орган (в частности, согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 64 НК РФ основанием является задержка финансирования из бюджета).

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки. Копия такого заявления направляется в 5-дневный срок в налоговый орган по месту учета.

Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, определены в статье 63 НК РФ.

Порядок изменения срока уплаты налога и сбора установлен главой 9 НК РФ. Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и сборов определен Порядком организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденным приказом ФНС России от 21.11.2006 № САЭ-3-19/798@ в целях реализации положений главы 9 НК РФ. Данный Порядок применяется с учетом решения ВАС РФ от 21.01.2008 № 14430/07.

Бюджетные учреждения не вправе применять упрощенную систему налогообложения (подпункт 17 пункта 3 статьи 34612 НК РФ). Данная норма применяется с 1 января 2006 г. в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 4 пункта 6 статьи 3462 НК РФ бюджетные учреждения не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога.

В соответствии с требованиями налогового законодательства бюджетные учреждения обязаны формировать свою учетную политику для целей налогообложения. На это указывают, в частности, положения пункта 12 статьи 167, статей 313 и 3211 НК РФ.

Учитывая, что бюджетные учреждения на общих основаниях признаются налогоплательщиками целого ряда налогов (на имущество, земельного, транспортного, единого социального), по некоторым налогам выполняют функции налогового агента, а по некоторым являются потенциальными налогоплательщиками, учетную политику для целей налогообложения необходимо формировать каждому из них.

Принятая учреждением учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. В случае формирования учреждением учетной политики для целей бухгалтерского учета (в соответствии с пунктом 3 статьи 5, пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете") учетная политика для целей налогообложения может представлять собой составную часть единой учетной политики учреждения. Возможен также вариант утверждения каждого из разделов учетной политики отдельным приказом (распоряжением).

Утвержденная учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения соответствующим приказом (распоряжением) руководителя учреждения. Она является обязательной также для всех обособленных подразделений учреждения.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданным учреждением, утверждается не позднее окончания первого налогового периода, при этом она считается применяемой со дня создания учреждения.

В своей учетной политике для целей налогообложения бюджетные учреждения, в частности, раскрывают:

  • виды осуществляемой учреждением предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в рамках которой оно является налогоплательщиком (налоговым агентом, плательщиком налога или сбора);
  • уплачиваемые учреждением налоги, применяемые льготы (в т. ч. в установленных главой 21 НК РФ случаях может констатироваться отказ от уплаты НДС или отказ от использования льгот по НДС);
  • ответственное за ведение налогового учета подразделение учреждения (бухгалтерия или др.) или ответственное должностное лицо;
  • правила ведения раздельного учета по НДС, налогу на прибыль организаций и иным налогам;
  • используемые регистры налогового учета по налогу на прибыль, единому социальному налогу и пр.;
  • правила документооборота в рамках налогового учета (по налогу на прибыль организаций может быть использовано информационное сообщение МНС России от 19.12.2001 "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации");
  • метод признания доходов и расходов в целях налогообложения налогом на прибыль (статья 249 НК РФ), момент определения налоговой базы по НДС (статья 167 НК РФ);
  • перечень прямых и косвенных расходов, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности учреждения и признаваемых в целях налогообложения прибыли (статья 318 НК РФ), порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) (статья 319 НК РФ);
  • методы оценки сырья и материалов при их списании (статья 254 НК РФ), методы начисления амортизации (статья 259 НК РФ), порядок распределения доходов и расходов, приходящихся на несколько отчетных (налоговых) периодов (статьи 271, 272 НК РФ), порядок переноса сумм убытков на будущее (статья 283 НК РФ) в целях налогообложения прибыли;
  • порядок распределения в целях налогообложения прибыли расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств (пункт 3 статьи 3211 НК РФ);
  • порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при реализации товаров (работ, услуг) через обособленные подразделения учреждения, признаваемые таковыми в соответствии с нормами налогового законодательства;
  • другие вопросы, определенные налоговым законодательством.

Для учета расчетов по платежам в бюджеты соответствующих уровней предназначен счет 030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты".

Счет 030300000 применяется бюджетными учреждениями в части расчетов по удержанным из заработной платы суммам налога на доходы физических лиц, а также по другим налогам и платежам.

На данном счете учитываются также расчеты учреждений с государственными внебюджетными фондами по обязательному пенсионному страхованию и обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Вместе с тем администраторы данных поступлений (например, ФНС России) отражают перечисленные учреждениями в доход бюджета налоги, сборы и пр. на балансовых счетах 021002000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами", 021004000 "Расчеты по поступлениям с органами казначейства".

Из оплаты труда работников бюджетных учреждений (включая денежное содержание государственных гражданских служащих и денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц) удерживается только один налог - на доходы физических лиц. Порядок исчисления, удержания и уплаты по принадлежности сумм данного налога регулируется положениями главы 23 НК РФ.

В рамках своей основной деятельности бюджетные учреждения наряду с налогом на доходы физических лиц являются плательщиками следующих налогов:

  • единого социального налога (глава 24 НК РФ);
  • налога на имущество организаций (глава 30 НК РФ);
  • транспортного налога (глава 28 НК РФ);
  • земельного налога (глава 31 НК РФ).

С 1 января 2010 г. уплата единого социального налога отменяется. Соответствующие изменения в часть вторую НК РФ были внесены Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ.

С указанной выше даты бюджетные учреждения вместо единого социального налога должны будут уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Порядок исчисления и уплаты данных взносов регламентирован Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Налог на имущество организаций и транспортный налог являются региональными налогами. В связи с этим бюджетные учреждения уплачивают данные налоги, если только для них НК РФ и (или) региональными законодательными актами не предусмотрены соответствующие льготы.

Земельный налог является местным налогом и уплачивается бюджетными учреждениями в том случае, если для них НК РФ или нормативными актами муниципальных образований не предусмотрены соответствующие льготы.

Бюджетные учреждения, осуществляющие предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, уплачивают также:

  • налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ);
  • налог на прибыль (глава 25 НК РФ).

При оформлении юридически значимых действий бюджетные учреждения уплачивают государственную пошлину (глава 253 НК РФ).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль