Учет расчетов по принятым обязательствам

18219
Бюджетные учреждения из числа получателей бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.

Бюджетные учреждения из числа получателей бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.

Приобретение материальных ценностей, работ, услуг осуществляется учреждениями на основании договоров (контрактов) с поставщиками.

Государственные (муниципальные) контракты могут заключаться не в пределах лимитов бюджетных обязательств, а в пределах средств, установленных на соответствующие цели программами (проектами), только в следующих случаях, оговоренных в пункте 3 статьи 72 БК РФ:

• если предметом контракта является поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом РФ;
• если предметом контракта является выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла которых составляет более трех лет (одного года – в случае утверждения закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (решения о местном бюджете) на очередной финансовый год).

Правила принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 978.

Начиная с 2008 г. на основании статьи 169 БК РФ федеральный закон о федеральном бюджете утверждается на три года (на очередной финансовый год и плановый период). В целях реализации данных норм соответствующие бюджетные данные (в т. ч. лимиты бюджетных обязательств) доводятся в установленном порядке до главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 72 и статьи 219 БК РФ для принятия новых обязательств (заключения новых государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами) или для исполнения (оплаты) ранее принятых обязательств по ранее заключенным госконтрактам (договорам) получателю бюджетных средств доводятся лимиты бюджетных обязательств.

Таким образом, получатель средств федерального бюджета начиная с 2008 г. вправе заключать в установленном порядке государственный контракт (договор) на срок, выходящий за пределы финансового года, в соответствии с доведенными до него лимитами бюджетных обязательств. На этом было акцентировано внимание в письме Минфина России от 26.10.2008 № 02-03-0/3290.

Что касается положений пункта 3 статьи 72 БК РФ, то им установлены исключения, согласно которым государственные контракты (договоры) могут заключаться получателем бюджетных средств даже с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств. В таких случаях государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели федеральными целевыми программами (включая долгосрочные целевые программы на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации), государственной программой вооружения, либо в соответствии с решениями Правительства РФ.

Решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации принимается в соответствии с требованиями, определенными статьей 79 БК РФ, в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.04.2008 № 324 "Об утверждении Правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы". При этом указанные решения принимаются в форме:

• нормативного правового акта Правительства РФ – в отношении объекта капитального строительства федерального государственного учреждения сметной стоимостью 600 млн. рублей и более и в отношении объекта капитального строительства федерального государственного унитарного предприятия независимо от сметной стоимости;
• акта главного распорядителя средств федерального бюджета – в отношении объекта капитального строительства федерального государственного учреждения сметной стоимостью менее 600 млн. рублей.

Принятие отдельных решений Правительства РФ о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 978.

В соответствии с данными Правилами государственный заказчик вправе заключить долгосрочный государственный контракт для нужд Российской Федерации на сумму и срок, установленные решением Правительства РФ, при соблюдении процедуры, установленной указанными Правилами.

В случае уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, бюджетное учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо, и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.

При этом сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

Приобретение материальных ценностей (работ, услуг) производится учреждениями на основании государственных (муниципальных) контрактов, размещаемых на конкурсной основе, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таковы требования статьи 72 БК РФ, а также Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Данный Закон предусматривает следующие процедуры размещения заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд:

• путем проведения торгов в форме конкурса;
• путем проведения торгов в форме открытого конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
• путем проведения торгов в форме аукциона;
• без проведения торгов (путем запроса котировок);
• без проведения торгов (у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика));
• без проведения торгов (на товарных биржах).

Если действующее законодательство предоставляет возможность бюджетному учреждению и (или) соответствующему органу власти осуществлять закупки товаров (работ, услуг) без проведения конкурса и (или) соблюдения иной предусмотренной процедуры размещения заказа (закупки до 100 000 рублей и т.п.), они обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. Такое требование содержится в пункте 1 статьи 73 БК РФ.

Реестры закупок ведутся по форме, установленной соответствующими главными распорядителями средств бюджетов, и (или) по самостоятельно разработанной учреждением форме. При этом в обязательном порядке реестр должен содержать следующие сведения:

• краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
• наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
• цену и дату закупки.

Заключение и оплата договоров (контрактов), исполнение которых осуществляется за счет средств, получаемых из внебюджетных источников, должны производиться в пределах утвержденных смет доходов и расходов по средствам, полученным из внебюджетных источников, с учетом ранее заключенных договоров (контрактов).

Заключаемые учреждением договоры (контракты) подписываются от имени учреждения его руководителем и (или) уполномоченным в установленном порядке должностным лицом, действующим на основании устава (положения) об учреждении и (или) выданной в установленном порядке доверенности. Без согласования с главным бухгалтером договоры (контракты) руководителем учреждения на подпись не принимаются.

Договоры (контракты) оформляются в необходимом для обеих сторон количестве. Подлинные экземпляры подписанных обеими сторонами договоров (контрактов) хранятся в установленном порядке.

Внесение изменений и дополнений в договор (контракт) осуществляется путем заключения дополнительных соглашений. При этом количество оформляемых дополнительных соглашений должно соответствовать количеству подлинных экземпляров договора (контракта).

В соответствии с действующим законодательством учреждения обязаны представлять в органы казначейства документы для санкционирования денежных обязательств, принятых за счет средств бюджета и (или) внебюджетных источников.

Положение об учете территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 806.

Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 19.09.2008 № 98н.

Расчеты по договорам осуществляются через бухгалтерскую службу учреждения или централизованную бухгалтерию согласно заключенным учреждениями договорам (контрактам) в безналичном порядке путем перечисления средств на основании платежных поручений с лицевых счетов (счетов) в органах казначейства (кредитных организациях) на счет поставщика.

С 1 января 2009 г. оформление платежных документов для осуществления платежей с лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства, осуществляется по правилам, устанавливаемым данным органом.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н, для осуществления кассовых выплат получатели средств федерального бюджета и администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета должны представлять Заявку на кассовый расход (ф. 0531801), Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802) или Заявку на возврат (ф. 0531803).

Платежные документы для осуществления платежей со счетов, открытых непосредственно в кредитных организациях, должны оформляться в соответствии с Положением Банка России от 03.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".

Документами, подтверждающими факт приобретения бюджетными учреждениями материальных ценностей, являются соответствующие первичные учетные документы (счета, накладные, акты, счета-фактуры и др.) с оформленными на них расписками материально ответственных лиц о приеме материальных ценностей на ответственное хранение (приложенными экземплярами приходных документов о приемке материальных ценностей).

При поставке материальных ценностей, выполнении работ, оказании услуг поставщики (подрядчики) могут предъявлять учреждению следующие сопроводительные документы: счета, накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг, счета-фактуры, спецификации, сертификаты, удостоверения качества и другие документы.

При этом счет является документом, выдаваемым поставщиком покупателю с предложением осуществить платеж за определенные материальные ценности (работы, услуги), перечисленные в счете.

Счет-фактура служит основанием для принятия учреждением-покупателем предъявленных поставщиком материальных ценностей (работ, услуг), имущественных прав, сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Первичным учетным документом, на основании которого могут приниматься на учет обязательства учреждения, счет-фактура не является.

Накладные являются первичными учетными документами, применяемыми для оформления поступления или отпуска материальных ценностей.

Именно сопроводительные документы поставщика наряду с платежными документами бюджетного учреждения служат основанием для отражения операций расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетном учете.

Приемка объектов основных средств осуществляется комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения.

Документами, подтверждающими выполнение для нужд учреждения работ (оказание услуг), являются акты приемки, оформляемые по унифицированным формам первичной учетной документации (работы по капитальному строительству и капитальному ремонту, работы по ремонту, реконструкции и модернизации объектов основных средств и др.).

На оформляемых актах приемки выполненных работ (оказанных услуг) обязательно указание даты фактической приемки работ (услуг), а также наличие подписей уполномоченных должностных лиц и печатей сторон.

Приемка выполненных работ (оказанных услуг) осуществляется комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения.

В оформляемых актах в обязательном порядке дается заключение комиссии о качестве и полноте выполненных работ (оказанных услуг), отражаются сведения о наличии претензий к исполнителю.

При выполнении работ хозяйственным способом, а также для обоснования отдельных произведенных расходов, по которым двусторонний акт не оформляется (услуги связи, ремонт имущества и др.), комиссией, назначенной руководителем учреждения, оформляются внутренние акты приемки выполненных работ.

В данных актах подтверждается факт выполнения работ, раскрывается их необходимость, дается характеристика полноты и качества выполненных работ, указывается сумма произведенных расходов.

Во всех случаях при выполнении работ (оказании услуг) физическими лицами заключаются письменные договоры (контракты).

При оформлении актов на выполненные работы (оказанные услуги) исполнители – физические лица дополнительно указывают реквизиты документа, подтверждающего личность исполнителя (наименование документа, его серия и номер, кем выдан, дата выдачи), место его проживания (адрес регистрации по месту жительства или по месту пребывания), индивидуальный номер налогоплательщика и номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

При выполнении работ лицами из числа зарегистрированных в установленном порядке индивидуальных предпринимателей и (или) лиц, осуществляющих частную деятельность (адвокатов и др.), в оформляемых актах дополнительно указываются реквизиты документа, подтверждающего государственную регистрацию исполнителей в качестве самостоятельных плательщиков налогов и сборов.

Оформляемый акт должен содержать все обязательные для первичного учетного документа реквизиты.

При оплате товаров (работ, услуг) в рамках предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждения в установленные сроки истребуют от поставщиков (исполнителей) счета-фактуры на поставленную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги). При этом условия о сроках и порядке выставления поставщиками (подрядчиками) счетов-фактур целесообразно закреплять в заключаемых учреждениями договорах (контрактах).

При осуществлении учреждениями в разрешенных случаях предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на них возлагаются обязанности по выставлению счетов-фактур, оформлению и ведению журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж.

В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на соответствующих счетах аналитического учета счета 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам".



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль