Как воспользоваться льготой по налогу на имущество

19296
Порядок начисления и отражения налога на имущество организаций регламентирован главой 30 НК РФ. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы

Порядок начисления и отражения налога на имущество организаций устанавли­вается главой 30 НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответ­ствии с федеральным и региональным налоговым законодательством. На уровне регионов законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, органы государ­ственной власти субъектов РФ могут устанавливать налоговые льготы (дополни­тельно к перечню льгот, определенному в статье 381 НК РФ).

Налог на имущество организаций уплачивается практически всеми хозяйствую­щими субъектами, включая бюджетные учреждения. При этом особенности орга­низации и ведения бюджетного учета, а также правового статуса имущества, ис­пользуемого учреждениями для осуществления приносящей доход деятельности, обусловливают наличие определенных особенностей администрирования данно­го налога.

Объектом обложения налогом на имущество согласно статье 374 НК РФ признает­ся движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во вре­менное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объ­ектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бух­галтерского учета.

Согласно письму Минфина России от 16.09.2009 № 03-05-05-01/56 объектом об­ложения налогом на имущество признаются объекты основных средств, к кото­рым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процес­се деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждений, находящиеся в эксплуатации, запасе, на кон­сервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов, со сроком по­лезного использования более 12 месяцев. Данные объекты учитываются на соот­ветствующих счетах аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101000-010109000).

Земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы не облагаются налогом на имущество, хотя и учитываются в составе основных средств.

Кроме того, не признается объектом налогообложения имущество, принадлежа­щее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федераль­ным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. При этом исключение такого имуще­ства из состава объектов налогообложения возможно только при условии его ис­пользования для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Перечень органов, в которых предусмотрена военная служба, определен ста­тьей 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Также согласно статье 8 указанного Закона к воинской при­равнена служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Из состава объектов налогообложения исключаются результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (в т. ч., если работы выполнялись в соответствии с заказом или результаты работ предназначе­ны для перепродажи).

С 1 января 2009 г. не подлежат обложению налогом на имущество объекты госу­дарственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования. Это связано с тем, что указанные объекты учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса.

Данный вывод содержится в нескольких письмах Минфина России, в частности: от 22.04.2009 № 03-05-04-01/17, № 03-05-04-01/22, № 03-05-04-01/24, № 03-05-04-01/26, от 07.05.2009 № 03-05-04-01/32 и от 22.07.2009 № 03-05-05-01/35.

Вместе с тем учреждение в отношении находящейся на балансе на праве опера­тивного управления федеральной или муниципальной собственности (основных средств) обязано уплачивать налог на имущество организаций в общеустановлен­ном порядке.

Статьей 374 НК РФ установлено, что налоговая база для целей обложения налогом на имущество определяется по данным бухгалтерского учета. Так как методы на­числения амортизации объектов основных средств и определения их остаточной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете существенно различаются, данное требование можно считать одним из наиболее специфических - в отношении дру­гих налогов имеются ссылки на соответствующие главы НК РФ (как правило, на главу 25 НК РФ). Особенности налогового учета доходов и расходов бюджетных учреждений (для целей обложения налогом на прибыль) установлены нормами статьи 321.1 НК РФ. При этом правила учета амортизируемого имущества (в т. ч. объектов основных средств, стоимость которых включается в налоговую базу по налогу на имущество) существенно отличаются от правил бюджетного учета.

Пунктом 2 статьи 375 НК РФ специально оговорено, что в случае, если для отдель­ных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, сто­имость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Данная норма обязывала бюджетные учреждения включать в налоговую базу также и стоимость объектов библиотечного фонда (начисление амортизации или износа по которым ранее не предусматривалось). С 2009 г. библиотечный фонд был включен в состав амор­тизируемого имущества, а суммы амортизации должны были быть доначислены по состоянию на 1 января 2009 г. В результате в настоящее время в налоговую базу по налогу на имущество фактически может быть включена только стоимость подарочных, раритетных и иных дорогостоящих книжных изданий (стоимостью свыше 20 тыс. рублей). В случае если стоимость объектов библиотечного фонда ниже указанной суммы, она списывается в состав расходов или полностью амор­тизируется в момент выдачи (приемки) объектов в эксплуатацию.

Порядок расчета налоговой базы установлен статьями 375 и 376 НК РФ.

Общий принцип определения среднегодовой стоимости имущества состоит в том, что определяется средняя арифметическая величина (до 2004 г. рассчитывалась средняя хронологическая). Однако в расчет принимается остаточная стоимость объектов основных средств не только по состоянию на начало каждого месяца, но и на начало месяца, следующего за отчетным. В качестве делителя используется число, равное количеству месяцев, остатки на начало которых принимаются к расчету (соответственно - 4, 7, 10 и 13). Подчеркнем, что к расчету принимает­ся сумма ежемесячных остатков, а не ежеквартальных.

Стоимость объекта основных средств по состоянию на 1 января 2009 г. составляет 200 тыс. руб. Норма амортизации - 12% (1% в месяц). При этом налоговая база в течение 2009 г. будет определяться следующим образом:

Месяц года

Остаточная стоимость на начало месяца

Налоговая база

1

2

3

Январь

200

Февраль

198

Март

196

Первый отчетный период: (200 + 198 + 196 + 194) : 4 = 197

Апрель

194

Май

192

Июнь

190

Второй отчетный период: (200 + 198 + 196 + 194 + 192 + 190 + 188) : 7 = 194

Июль

188

Август

186

Сентябрь

184

Третий отчетный период: (200 + 198 + 196 + 194 + 192 + 190 + 188 + 186 + 184 + 182) : 10 = 191

Октябрь

182

Ноябрь

180

Декабрь

178

Январь 2010 г.

176

Налоговый период: (200 + 198 + 196 + 194 + 192 + 190 + 188 + 186 + 184 + 182 + 180 + 178 + 176) : 13 = 188

 

Налоговым периодом по налогу на имущество является календарный год. Отчет­ными периодами - I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Законо­дательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога впра­ве не устанавливать отчетные периоды.

Налоговая декларация представляется в следующие сроки:

  • по авансовым платежам по налогу - не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода;

  • по итогам налогового периода - не позднее 30 марта года, следующего за ис­текшим налоговым периодом.

Размер предельной налоговой ставки может составлять до 2,2% налоговой базы.

Проиллюстрируем порядок определения сумм налога, подлежащего к уплате в бюджет по окончанию каждого отчетного и налогового периода на примере.

Данные о размере налоговой базы возьмем из предыдущего примера. Налоговая ставка равна 2,2%.

В случае, когда амортизация начисляется равномерно и непрерывно в течение всего налогового периода, расчет будет выглядеть следую­щим образом:

№ стро­ки

Отчетный или

налоговый период

Остаточная стоимость

на начало месяца

Расчет налога

Сумма налога,

руб.

1

Первый

197

98,5 х 2,2°% : 4

10 835

2

Второй

194

97 х 2,2% : 4

10 670

3

Третий

191

95,5 х 2,2% : 4

10 505

4

Налоговый период

188

94 х 2,2% - стр. 1 - стр. 2 - стр. 3

9350(41360 - 10 835 - 10 670 - 10 505)

Итого:

41 360

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены ста­тьей 382 НК РФ: в течение года вносятся авансовые платежи, по итогам налогово­го периода производится окончательный платеж. Конкретный порядок и сроки определяются законами субъектов РФ. При этом субъекты РФ могут не устанавли­вать отчетный период, однако право определять внесение налога только одним платежом - по итогам налогового периода - им не предоставлено.

Налоговые льготы по налогу на имущество организаций могут устанавливаться как федеральным законом, так и региональными законами и иными нормативны­ми актами. На уровне федерального закона льготы регламентируются статьей 381 НК РФ.

Бюджетный учет операций, связанных с исчислением и уплатой налога на имуще­ство, осуществляется в соответствии с Инструкцией № 148н. Расходы бюджетов, связанные с уплатой налога на имущество, являются прочими расходами и отно­сятся на статью 290 КОСГУ.

Методические рекомендации по применению КОСГУ (в части групп 200 «Расхо­ды» и 300 «Поступление нефинансовых активов»), доведенные письмом Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931, предлагают для учета расходов, связан­ных с уплатой налогов, ввести дополнительный аналитический код 290.1. Благода­ря этому информация о состоянии и движении отдельных видов расходов может быть сгруппирована и представлена в наиболее рациональном виде.

Таким образом, в бюджетном учете начисление налога на имущество, которое ис­пользуется в приносящей доход деятельности, оформляется следующей записью:

  • на сумму авансового платежа или задолженности по налогу по итогам отчет­ного периода:
  • Дебет счета 240101290 - Кредит счета 230305730;
  • на сумму денежных средств, списанных со счета учреждения в оплату задол­женности по налогу на имущество организаций:
  • Дебет счета 230305830 - Кредит счета 220101610.

Ряд специалистов предлагают при расчетах по налогу на имущество, используе­мое в приносящей доход деятельности, задолженность по налогу начислять в корреспонденции со счетами учета доходов (20101130 или 240101172). Однако представляется более правильным расходы на уплату налога предварительно спи­сывать в состав прочих расходов (на счет 240101290), т. к. это позволяет точно и экономически целесообразно распределить суммы налога (в составе прочих расходов) между видами деятельности, продукции, работ и услуг.

Из сказанного выше следует, что при организации и ведении бюд­жетного учета основных средств в 2010 г. следует учитывать изме­нения нормативной базы и, соответственно, расчетных процедур определения задолженности по налогу на имущество. Кроме того, в связи с изменением суммарной остаточной стоимости основных средств может измениться и сумма налога. Данную корректировку целесообразно провести по итогам инвентаризации основных средств.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль