Предпосылки и условия формирования рынка образовательных услуг

3650
Практика введения дополнительных платных услуг в системе образования Российской Федерации обусловлена требованиями современной экономики. Тех знаний, которые дают учащимся и студентам образовательные учреждения, согласно стандартизированным учебным программам, не достаточно для успешной реализации индивида в личностной и профессиональной сферах. И этот серьезный вопрос не возможно решить одним только путем трансформации звеньев образовательной системы, изменением учебных программ и технологий.

Практика введения дополнительных платных услуг в системе образования Российской Федерации обусловлена требованиями современной экономики. Тех знаний, которые дают учащимся и студентам образовательные учреждения, согласно стандартизированным учебным программам, не достаточно для успешной реализации индивида в личностной и профессиональной сферах. И этот серьезный вопрос не возможно решить одним только путем трансформации звеньев образовательной системы, изменением учебных программ и технологий.

В свою очередь, сами образовательные учреждения, находясь в условиях конкурирующего рынка, нуждаются в дополнительной финансовой подпитке. Денежные средства из альтернативного источника позволят им внедрить современное техническое оснащение, пополнить библиотечный фонд, привлечь специалистов высокого профессионального уровня, тем самым, обеспечив дополнительный набор слушателей в учебное заведение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона "Об образовании" государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

В большей степени необходимость в дополнительных услугах сформировалась в области высшего профессионального образования. Здесь образовался наиболее активный слой потребителей. Причем не только услуг по обучению, но и научно-исследовательской деятельности.

Рынок дополнительных услуг образовательных учреждений, основанный на системе экономических отношений купли-продажи, сложился как устойчивая структура. Она включает в себя несколько компонентов:

  • услуги по обучению;
  • рынок новых образовательных технологий;
  • рынок инфраструктурных элементов системы образования технических средств обучения, учебно-методической литературы, учебно-программной документации и др.;
  • рынок научно-педагогических идей;
  • рынок образовательных консалтинговых услуг;
  • образовательный аудит;
  • рынок педагогического труда и др.

Согласно пункту 3 Постановления правительства от 5 июля 2001 г. № 505 Правила оказания платных образовательных услуг (далее - Правила), распространяются на следующие организации:

а) государственные и муниципальные образовательные учреждения дошкольного и общего образования, которые оказывают потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами;
б) государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, которые оказывают потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
в) научные организации, оказывающие в установленном порядке потребителю платные образовательные услуги по реализации образовательных программ послевузовского профессионального образования;
г) негосударственные образовательные организации, осуществляющие платную образовательную деятельность, в том числе обучение в пределах государственных образовательных стандартов;
д) граждан, оказывающих в качестве индивидуальных предпринимателей платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ.

Предпринимательская деятельность – это "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (пункт 1 статьи 2 ГК РФ). В соответствии с этим определением образовательное учреждение обладает следующими основными признаками коммерческого предприятия:

  • имеет статус юридического лица (пункт 2 статьи 12 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", пункт 1 статьи 8 Закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании");
  • владеет находящимся в оперативном управлении имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (статья 9 Закона РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях");
  • реализует товар в форме образовательных услуг или программ высшего профессионального образования (статья 8 Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании") и систематически получает прибыль;
  • формирует самостоятельный баланс и/или смету доходов и расходов (статья 161 БК РФ);
  • доходы от приносящей доход деятельности являются налоговой базой (глава 25 НК РФ).

В соответствии с ГК РФ (пункт 3 статьи 50) учреждения, финансируемые из бюджетов различных уровней, наряду со своей основной деятельностью с целью привлечения дополнительных средств, необходимых для эффективного использования государственной собственности, развития материально-технической базы и поддержания социальной сферы, могут осуществлять деятельность, приносящую доход.

Деятельность, приносящая доход регламентируется учредительными документами организации (Устав). Получение дохода возможно от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг и т. д., в соответствии с целями создания организации.

В сжатом виде дополнительные платные услуги образовательных учреждений можно разделить на следующие составляющие:

  • дополнительные образовательные услуги;
  • услуги в сфере науки и научного обслуживания;
  • научные исследования;
  • опытно-конструкторские работы;
  • иные услуги.

Также доходы образовательного учреждения могут формироваться от реализации нефинансовых активов, из средств грантов, добровольных пожертвований и целевых взносов, от внереализационных операций, которые не связаны непосредственно с производством.

Право на получение доходов и их конкретный перечень отражены в Разрешении на осуществление приносящей доход деятельности, выдаваемом главным распорядителем бюджетных средств, то есть учредителем.

Ведомственные высшие учебные заведения в своей работе должны опираться на соответствующие нормативные документы. Например, вузы системы Министерства внутренних дел РФ ориентируются на приказ МВД РФ от 01.11.2005 № 879.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль