Госконтракт без изъянов

4683
Источник: «Финансовый справочник бюджетной организации» № 1 за 2010 г. Контрактные отношения государственных и муниципальных заказчиков – одна из существенных составляющих надлежащего оказания государственных (муниципальных) услуг органами власти и бюджетными учреждениями.

Подготовка проекта контракта

С учетом действия жесткого правила законодательства о невозможности изменения условий контракта при его заключении и исполнении (ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" далее – Закон № 94-ФЗ) к вопросу разработки проекта такого соглашения необходимо подойти серьезно. Прежде всего, следует просчитать возможные риски неисполнения контракта как со стороны заказчика, так и со стороны его контрагента и при формировании положений соглашения минимизировать вероятность возникновения конфликтных ситуаций.

Рассчитывая начальную цену будущего контракта, заказчик должен ориентироваться как на рыночные условия предоставления требуемой продукции, так и на свои "денежные способности", которые вытекают из лимитов бюджетных обязательств по средствам бюджета и сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, определяющих объемы поступления средств.

Устанавливая размеры будущих расходов в течение финансового года, заказчик должен исполнить норму об учете уже принятых в предшествующих периодах, но еще не исполненных на данный момент обязательствах. Нарушение бюджетным учреждением указанного правила может повлечь признание сделки недействительной по иску вышестоящего распорядителя (главного распорядителя). При этом возможность принятия денежных обязательств (заключение контракта) ставится в зависимость не от фактического финансирования или наличия денежных средств на лицевых счетах, а от момента утверждения лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) распорядителем или утверждения сметы по приносящей доход деятельности. И только фактическое исполнение подтвержденных бюджетных обязательств должно быть ориентировано на возможность реального исполнения заявки на кассовый расход. Поэтому, предусматривая сроки выполнения своих денежных обязательств перед поставщиком (исполнителем, подрядчиком), заказчик придает значение и порядку исполнения бюджета – в частности, сроки поступления финансовых ресурсов в распоряжение бюджетополучателя, и устанавливает поэтапность оплаты, т. е. оплату в рассрочку.

Наиболее часто встречающимся нарушением контрактных обязательств заказчиком является просрочка платежа. Зачастую она происходит не по вине бюджетного учреждения, а в связи с задержкой финансирования со стороны распорядителя или непоступлением денег на "внебюджетный" счет в связи с неисполнением обязательств третьими лицами. Однако в соответствии с нормами действующего гражданского законодательства (ст. 401 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и установившейся судебной практикой недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности. Отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Чтобы застраховать себя от возможных последствий просрочки платежа, заказчику необходимо включать в текст проекта контракта так называемую "бюджетную оговорку". Фиксируется она, как правило, либо в разделе по порядку исполнения обязательств по оплате, либо в параграфе по договорным основаниям освобождения от ответственности. Формулировка такой оговорки ставит в зависимость оплату принятых обязательств от наличия денежных средств на лицевом счете заказчика, предназначенных для исполнения обязанности по уплате за продукцию, которая поставлена (выполнена) согласно предмету контракта. Также данное положение может закреплять отсутствие ответственности заказчика по неисполнению (несвоевременному исполнению) финансовых обязательств, если он не имеет указанных ресурсов в реальном распоряжении (на лицевом счете).

Распорядитель (главный распорядитель) имеет право в течение финансового года изменять ЛБО, в том числе в сторону уменьшения. Поэтому в проекте контракта желательно предусмотреть обязанность сторон согласовывать новые сроки, а также при необходимости и другие условия государственного (муниципального) контракта, в случае уменьшения бюджетному учреждению распорядителем (главным распорядителем) ранее доведенных ЛБО, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением обязательств по контракту.

Хотелось бы отметить, что вышеуказанное правило бюджетного законодательства (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ; далее – БК РФ), появившееся в 2008 г., в отличие от аналогичной формулировки законодательства гражданского (ст. 767 ГК РФ), не содержит ограничений по предмету соглашения, то есть указанное положение может применяться при закупке как работ, так и товаров, услуг.

Т.П. Ерофеева,
ст. преподаватель кафедры государственного и муниципального управления
ГОУ ДПО "Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова,
член Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказу, г. Ярославль

Об ограничении периода действия контракта и срока исполнения обязательств, о процедуре заключения контракта, об изменении условий, исполнении и прекращении контракта читайте в «Финансовом справочнике бюджетной организации» № 1/2010.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 31.43%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.57%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 62.86%
  • Над налоговой отчетностью 25.71%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль