• Главная страница
  • » Статьи
  • » Правила оценки заявок на участие в конкурсе. С 01.11.2009 действуют новые правила установления и применения критериальной оценки конкурсных заявок, которые носят обязательный для исполнения порядок. Об этих правилах и пойдет речь в настоящей статье

Правила оценки заявок на участие в конкурсе. С 01.11.2009 действуют новые правила установления и применения критериальной оценки конкурсных заявок, которые носят обязательный для исполнения порядок. Об этих правилах и пойдет речь в настоящей статье

9366
Источник: «Финансовый справочник бюджетной организации» № 3 за 2010 г. Доминирующими способами размещения государственных и муниципальных заказов являются торги. Органы законодательной и исполнительной власти предусматривают всё большую детализацию каждого из этапов закупочного процесса в целях снижения субъективности при выявлении победителя торгов.

Конкурс (от латинского concursus) – соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук, спорта с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся). В рамках закупочной деятельности по размещению государственных и муниципальных заказов конкурс – это способ заключения договора. Несмотря на это, конкурентная направленность при выборе лучшего результата по условиям исполнения контракта сохраняется. Поэтому конкурс используется государственными и муниципальными учреждениями для исследования предложений участников размещения заказа на соревновательной основе.

Требования к процедуре выбора победителя в сфере размещения заказов установлены положениями ч. 4 и 6 ст. 28 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ) и детализированы Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722 (далее – Постановление № 722). Постановлением утверждены “Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд”.

Действующим законодательством в сфере размещения заказов установлен исчерпывающий перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе:

– функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

– качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

– сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

– цена контракта;

– расходы на эксплуатацию товара;

– расходы на техническое обслуживание товара;

– срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

– объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Заказчик устанавливает критерии исходя из следующих правил:

– должны быть установлены минимум два критерия;

– применение критерия “цена контракта” – обязательно;

– запрещается одновременно устанавливать критерии “срок предоставления гарантий качества товара, работ, услуг” и “объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг”;

– недопустимо установление критерия “квалификация участника” по предмету соглашения “поставка товара”.

Использовать иные критерии, кроме перечисленных в п. 4 ст. 28 Закона № 94-ФЗ, запрещается.

Каждый критерий оценки конкурсных заявок должен иметь свою значимость (“вес”). Устанавливая значимость того или иного критерия, заказчик акцентирует внимание участников размещения заказа на своих приоритетах при заключении контракта. В конкурсной документации значимость критериев устанавливается в процентном отношении (например – 10, 20% и т. п.). Вне зависимости от того, сколько критериев оценки заявок указано в конкурсной документации, их совокупная значимость должна составлять ровно 100% (п. 2 ст. 28 Закона № 94-ФЗ), к примеру:

– функциональные характеристики товара – 20%

– срок предоставления гарантии качества товара – 10% 100%

– цена контракта – 70%

Для проведения оценки заявок с учетом их значимости используются коэффициенты значимости критериев, выраженные в долях. Согласно ст. 4 Постановления № 722, коэффициент значимости равен частному от деления значения критерия, выраженного в процентах, на 100 (например – 0,1; 0,2 и т. п.).

При установлении значимости критериев следует руководствоваться следующими правилами:

– значимость критерия “цена контракта” не может быть менее 35%;

– значимость критерия “качественные характеристики товара” не может превышать 20%;

– значимость критерия “качество работ, услуг, квалификация участника” не может быть более 20%;

– совокупная значимость критериев “качественные характеристики товара” и “качество работ, услуг, квалификация участника” при их одновременном использовании не может быть более 20%;

– значимость каждого из критериев “расходы на эксплуатацию товара”, “расходы на техническое обслуживание товара”, “срок предоставления гарантии качества” и “объём предоставления гарантий качества” не может превышать 10%;

– совокупная значимость критериев “расходы на эксплуатацию товара”, “расходы на техническое обслуживание товара”, “срок предоставления гарантии качества” при их одновременном использовании не может превышать 20%;

– совокупная значимость критериев “расходы на эксплуатацию товара”, “расходы на техническое обслуживание товара”, “объём предоставления гарантий качества” при их одновременном использовании не может превышать 20%.

Эти правила приведены в п. 6-10 Постановления № 722.

Все критерии оценки конкурсных заявок можно разделить на две категории: объективные (поддающиеся формульной оценке) и субъективные (их невозможно оценить в строгой пропорции по степени выгодности). К первой категории относятся цена, расходы (на обслуживание и эксплуатацию), сроки (исполнения контракта и гарантийных обязательств), объем гарантий (выражающийся в валюте цены контракта). Ко второй – критерии качества товара, работ, услуг и квалификации участников размещения заказа. Субъективные критерии оцениваются путем суммирования баллов, присвоенных членами комиссии по личному убеждению в пределах 100 баллов. Для объективных критериев применяется формула, по которой высчитывается в пропорции к установленному заказчиком параметру степень выгодности предложений. В связи с разделением на категории можно сформулировать некоторые общие правила оценки критериев.

Объективные критерии

Первым правилом оценки критериев, относящихся к этой группе, является недопустимость установления подкритериев, которые могут повлиять на прямой пропорциональный расчет выгодности предложений по цифровым показателям.

Вторым правилом можно назвать защиту для заказчика от умышленного занижения (со стороны участника размещения заказа) характеристики критерия с целью получения повышенной балльной оценки – но без намерения фактического исполнения данного условия контракта (данное правило не применяется для критерия “цена контракта”). Если заявка содержит значение равное или меньше половины максимального значения, установленного заказчиком, то ей присваивается рейтинг – 50. Если лучшим условием по критерию будет являться большее значение, то правило принимает обратный вид: если заявка содержит значение, превышающее более чем наполовину минимальное значение условия исполнения контракта, установленное заказчиком, ей присваивается рейтинг – 50.

Пример 1

Максимальная стоимость расходов на техническое обслуживание товара, установленная в документации, составляет 200 тыс. руб. Участник конкурса представляет по стоимости расходов на техническое обслуживание товара предложение 100 тыс. руб. (или менее). В таком случае рейтинг его заявки по данному критерию равняется 50.

Если минимальный объем предоставления гарантий качества товара, зафиксированный в конкурсной документации, составляет 200 тыс. руб., и участник конкурса представляет предложение 300 тыс. руб., т. е. 200 + 200 :2 (и более), рейтинг его заявки по данному критерию – 50.

Третье правило – использование одинаковой формулы для расчета рейтинга заявки. Если заказчика интересуют предложения, направленные на уменьшение значения, то ему следует воспользоваться следующей формулой: 

 Rai= (Amax-Ai)*100%/Amax ,где:

Rai  - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

 Amax - максимальное значение параметра критерия (максимальная цена контракта, максимальный срок поставки товара, максимальные расходы на эксплуатацию, на техническое обслуживание товара);

Ai  - предложение i-го участника конкурса (предлагаемые участником цена контракта, срок поставки товара, расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание товара).

Если заказчика интересуют предложения, направленные на увеличение значения показателя, то формула будет следующей:

Rgi=(Gi-Gmin)*100%/Gmin,где:

Rgi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Gmin - минимальное значение параметра критерия (установленный в конкурсной документации минимальный срок предоставления гарантий качества товара, объем предоставления гарантий качества товара);

Gi - предложение i-го участника параметра по критерию (по сроку гарантии качества товара, по объёму гарантий качества).

Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

В качестве четвертого общего правила можно принять то, что для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию, умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

Цена контракта.

Порядок оценки заявок на участие в конкурсе по критерию “цена контракта (“цена контракта за единицу товара, работы, услуги”) не содержит дополнительных правил. Используются вышеназванные первое, третье и четвертое правила оценки критериев. Пример расчета итоговых рейтингов дан в Примере 2 (см. Таблицу 1).

Пример 2

Конкурсная комиссия анализирует предложения от трех участников конкурса по критерию “цена контракта”. Начальная (максимальная) цена контракта равняется 880 тыс. руб., значимость критерия – 50%.

Таблица 1.

Расчет итогового рейтинга и места заявки на основе оценки по критерию “цена контракта”

Наименование

участника

конкурса

Фактическое значение показателя, тыс. руб.

Расчет

показателя

Рейтинг

Итоговый рейтинг

Место

ООО Дос

870

(880-870)/880*100

1,14

0,57

3

ООО Линукс

820

(880-820)/880*100

6,82

3,4

1

ООО Виндоус

840

(880-840)/880*100

4,55

2,28

2

Далее в этой статье:

  • Расходы на эксплуатацию товара
  • Расходы на техническое обслуживание
  • Сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг
  • Срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг
  • Объем предоставления гарантий качества товаров, работ, услуг

Субъективные критерии:

- качественные характеристики товара;

- качество работ, услуг, квалификация участника.

Вы можете прочитать материал полностью в «Финансовом справочнике бюджетной организации» № 03/2010

__________________________________

Узнать подробнее о методике оценки конкурсных заявок и о том, как оформляется заявка на участие в торгах, Вы можете на сайте pro-goszakaz.ru.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 22.92%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.33%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.75%
  • Над налоговой отчетностью 22.92%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль