Страховые взносы: нюансы переходного периода

10660
Источник: «Финансовый справочник бюджетной организации» № 4 за 2010 г. Переходный период, связанный с заменой единого социального налога на платежи во внебюджетные фонды, вызвал появление вопросов об обязательных платежах с тех или иных выплат в пользу физических лиц, осуществлении перерасчетов по прошлым расчетным периодам и т. д. Рассмотрим каждый из таких вопросов отдельно.

Кому за что платить?

Ранее исчисление и уплата ЕСН осуществлялись в рамках налогового законода­тельства, и администратором налога являлись налоговые органы. С 2010 г. ис­числение и уплата страховых взносов производятся в соответствии с законода­тельством об обязательном социальном страховании, администраторами платежей стали государственные внебюджетные фонды. Это значит, что 1 янва­ря 2010 г. явилось своеобразной разделительной линией:

1) в части обязательств учреждений, имевших место до 31 декабря 2009 г. вклю­чительно, учреждения были плательщиками ЕСН. Соответственно, все возника­ющие в течение 2010 г. и последующих периодов перерасчеты по указанным обязательствам должны оформляться как перерасчеты по отмененному ЕСН;

2) в части обязательств учреждений, возникших после 1 января 2010 г., учрежде­ния являются плательщиками страховых взносов в государственные внебюд­жетные фонды. Все расчеты по страховым взносам с 1 января 2010 г. начались “с нуля”.

В части выявленных переплат и недоплат ЕСН учреждения и иные страхователи по-прежнему должны взаимодействовать с налоговыми органами. Значит, сум­мы переплат ЕСН, выявленные за период формирования налоговой базы по данному налогу, должны либо засчитываться организациями в счет любого из “федеральных” налогов, либо возвращаться по их требованиям. Порядок зачета и возврата сумм налогов регулируются положениями главы 12 (ст. 78 и 79) Нало­гового кодекса РФ (далее – НК РФ). Зачет переплаты по ЕСН в счет уплачиваемых с 1 января 2010 г. страховых взносов действующим законодательством не предусмотрен.

В связи с изложенным, даже если учреждение в 2010-м и последующих годах выявит факты неправильного формирования объекта налогообложения и нало­говой базы по ЕСН по отчетным периодам до 2010 г., оно должно будет предста­вить в налоговые органы уточненные налоговые декларации. Именно с налого­выми инспекциями должен решаться вопрос зачета сумм выявленной переплаты в счет прочих налогов (возврате суммы переплаты), с уплатой суммы выявленной недоимки и т. д.

Необходимо также учитывать, что возвращенные по требованию учреждения суммы ЕСН за прошлые годы подлежат перечислению в федеральный бюджет как возврат дебиторской задолженности прошлых лет.

По каким кодам теперь осуществлять платежи?

Выявленные после 1 января 2010 г. суммы недоимки по ЕСН, а также санкции за это должны уплачиваться организациями не в государственные внебюджетные фонды, а в федеральный бюджет. Соответственно, должны применяться другие статьи (подстатьи) бюджетной классификации (КБК). Уточнять учреждениям не­обходимо не только КБК в части страховых взносов, но и КБК по платежам по ЕСН по предыдущим налоговым периодам. КБК в части уплачиваемых страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по обязательствам до 1 ян­варя 2010 г. не изменились, но перечисляться они в 2010-м и последующие годы должны будут как платежи, администрируемые налоговыми органами.

С 1 января 2010 г. обязательные платежи должны уплачиваться по следую­щим КБК:

Платеж

Назначение платежа

КБК

1

2

3

Суммы страховых взносов в соответствии с Федераль­ным законом № 212-ФЗ

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (взносы в ФСС России)

393.1.02.02090.07.0000.160

на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии

392.1.02.02010.06.0000.160

на обязательное пенсионное страхование на вы­плату накопительной части трудовой пенсии

392.1.02.02020.06.0000.160

на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС

392.1.02.02100.08.0000.160

на обязательное медицинское страхование в бюджет территориальных ФОМС

392.1.02.02110.09.0000.160

дополнительные страховые взносы на накопи­тельную часть трудовой пенсии, уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Феде­ральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ “О до­полнительных страховых взносах на накопитель­ную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накопле­ний”

392.1.02.02041.06.0000.160

в ФСС России на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний

393.1.02.02050.07.0000.160

Суммы перерасчетов по ЕСН

ЕСН в его части, зачислявшейся в федеральный бюджет

182.1.09.09010.01.0000.110

ЕСН в его части, зачислявшейся в бюджет ФСС России

182.1.09.09020.07.0000.110

ЕСН в его части, зачислявшейся в бюджет ФФОМС

182.1.09.09030.08.0000.110

ЕСН в его части, зачислявшейся в бюджеты тер­риториальных ФОМС

182.1.09.09040.09.0000.110

Разряды 14–17 КБК используются для раздельного учета следующих сумм стра­ховых взносов, пеней и штрафов: 1000 – сумма страховых взносов; 2000 – сумма пени по соответствующему платежу; 3000 – сумма штрафа согласно законода­тельству Российской Федерации.

Порядок оформления платежных поручений при осуществлении платежей на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхова­ние разъяснен в письме Пенсионного фонда РФ от 08.12.2009 № 30/187.

Фактически платежи ЕСН за декабрь 2009 г., которые осуществлялись с 1 января 2010 г., должны были производиться уже по новым КБК (как отмененный ЕСН). Вместе с этим, если даже платежи были произведены по КБК, применявшимся в 2009 г., налоговые органы и органы казначейства должны самостоятельно уточ­нить поступившие в январе 2010 г. суммы налога. На это указано в совместном письме Федерального казначейства и ФНС России от 21.01.2010 № 42-7.4-05/5.4-41, № ММ/22-1/41@.

Кто будет проверять исполнение учреждением обязательств по ЕСН?

В 2010 г. оценкой и проверкой такого рода деятельности бюджетных учрежде­ний по-прежнему занимаются специалисты налоговых органов. Данный вывод объясняется в том числе и положениями ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий­ской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Рос­сийской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориаль­ные фонды обязательного медицинского страхования”» (далее – Закон № 213-ФЗ). Как определено в этой статье, взыскание недоимки, пеней и штрафов в государ­ственные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2010 г., осущест­вляется налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г.).

В части платежей, осуществляемых в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2010 г., проверки должны осуществляться специалистами государ­ственных внебюджетных фондов, а именно Пенсионного фонда РФ и ФСС России.

После исполнения своих обязательств по уплате ЕСН за истекший 2009 г. учреж­дениям следует провести в установленном порядке сверку с налоговыми ор­ганами.

Как вести учет расчетов по средствам социального страхования?

Организация учета расчетов по страховым взносам в государственные внебюд­жетные фонды должна соответствовать следующим требованиям действующего законодательства:

1) плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных вы­плат и иных вознаграждений, а также сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществля­лись выплаты (п. 6 ст. 15 Закона № 212-ФЗ);

2) организации и иные страхователи должны вести учет сумм начисленных и уплаченных (перечисленных) в ФСС России страховых взносов, пеней и штра­фов, сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения, а так­же расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальным органом ФСС России*.

Необходимость ведения учета обусловлена также и формированием данных расчетов по страховым взносам, ежеквартально представляемых в Пенсионный фонд и ФСС России. Помимо этого в установленном действующим законода­тельством порядке учреждения и иные участники бюджетного процесса орга­низуют и ведут бюджетный учет расчетов по страховым взносам.

Как и до 2010 г., база для начисления страховых взносов должна определяться по каждому из получателей (работнику, исполнителю и т. п.) отдельно. Этим объясняется требование действующего законодательства об “индивидуальном” учете базы для начисления страховых взносов и сумм взносов. Но теперь это обусловлено не применением регрессивной шкалы обложения, отмененной с 2010 г., а нормой Закона № 212-ФЗ о неначислении страховых взносов на вы­платы, превышающие с начала года законодательно установленный предель­ный уровень базы для начисления страховых взносов.

На 2010 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов опре­делена в размере 415 тыс. руб. (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Как только в пользу отдельно взятого сотрудника или иного лица, связанного с плательщиком дого­вором гражданско-правового характера и (или) авторским договором, с начала соответствующего календарного года будет начислено 415 тыс. руб., страховые взносы не уплачиваются.

С 2011 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов подле­жит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Индексация про­изводится не автоматически, а в размере, определяемом Правительством РФ. То есть в 2012 г. страховые взносы будут уплачиваться с величины выплат и возна­граждений в пользу каждого из работников (иных лиц), определяемой умножени­ем 415 тыс. руб. на специальный коэффициент индексации с 1 января 2011 г. пре­дельной величины базы для начисления страховых взносов. Рекомендуемая форма карточки индивидуального учета сумм начисленных вы­плат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов доведена совместным письмом Пенсионного фонда РФ от 26.01.2010 № АД-30-24/691и ФСС России от 14.01.2010 № 02-03-08/08-56П. Учреждение самостоятельно при­нимает решение – применять указанную форму карточки и (или) разработать и использовать собственную форму. Соответствующее решение должно быть закреплено отдельным письменным приказом и (или) в используемой учрежде­нием учетной политике.

Порядок ведения учета расчетов по средствам социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответ­ствии с требованиями Закона № 255-ФЗ определен приказом Минздравсоцраз­вития России от 18.11.2009 № 908н.

В данном случае формирования каких-либо регистров учета не требуется. Соот­ветствующие данные могут формироваться в рамках бюджетного учета. Однако необходимо предусмотреть соответствующие субсчета и (или) иным образом обеспечить формирование данных с начала соответствующего календарного года.

Далее в этой статье:

  • Как изменился состав выплат, учитываемых при расчете пособий? (с примерами расчета сумм перечислений)
  • Какие изменения произошли в части расчетного периода? (с примерами расчета сумм перечислений)
  • В какую расчетную базу включаются отдельные выплаты?
  • Как правильно рассчитать “переходящие” пособия?

Вы можете прочитать этот материал полностью в «Финансовом справочнике бюджетной организации» № 04/2010



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль