Особенности проведения контрольных мероприятий счетной палаты РФ

17884
Источник: «Финансовый справочник бюджетной организации» № 4 за 2010 г. Несмотря на то, что проверки бюджетных учреждений со стороны Счет­ной палаты редко оказываются для них неожиданными, ведомство еже­годно фиксирует ряд ошибок и нарушений, которых можно было бы из­бежать. Предлагаемый материал поможет подготовиться к проверке вашей финансовой деятельности, учитывая описанные в статье про­цедуры и стандарты.

Счетная палата РФ как конституционный орган государственного финансового контроля проверяет широкий спектр вопросов законности, целесообразности и эффективности использования средств федерального бюджета и федераль­ной собственности. Ее контрольные полномочия распространяются не только на государственные органы и учреждения, но и на любые юридические лица, вне зависимости от формы собственности, если они используют средства феде­рального бюджета, федеральную собственность, имеют установленные фе­деральным законодательством налоговые, таможенные и иные льготы и преи­мущества.

Контрольные мероприятия Счетной палаты сконцентрированы на крупных про­блемах: национальных проектах, федеральных целевых программах, вопросах управления имущественным комплексом, деятельности Банка России, государ­ственных корпораций, ведущих компаний с государственным участием. Но вме­сте с тем в поле зрения контрольного органа нередко попадают и отдельные бюджетные учреждения. Как правило, Счетная палата выходит на них при про­ведении комплексных проверок министерств и ведомств, федеральных про­грамм и проектов. Реже они включаются в план работы как самостоятельные объекты.

Текущий план работы Счетной палаты в настоящее время недоступен для объ­ектов проверки. Позиция руководства на сегодняшний день состоит в том, что обнародование плана проверок нецелесообразно, поскольку это позволит со­ответствующим образом подготовиться к проверке тем структурам, которым есть, что скрывать. Можно лишь отметить, что на 2010 г. запланированы провер­ки достаточно широкого круга бюджетных учреждений: высшего образования, науки, здравоохранения, культуры, природоохранного комплекса. В том числе – широко известных в стране.

Что такое контрольное мероприятие Счетной палаты

Стандарт финансового контроля СФК 4020. “Проведение контрольных меропри­ятий. Общие правила” (далее – стандарт СФК 4020) определяет контрольное мероприятие как форму организации контрольных действий, осуществляемых в виде проверок или ревизий в соответствии с утвержденной программой, ре­зультаты которых отражаются в отчете.

Счетная палата проводит контрольные мероприятия в формах ревизий и про­верок, которые могут быть комплексными либо тематическими, сплошными либо выборочными, выездными либо камеральными (последнее применимо только к проверкам). Все эти положения зафиксированы в стандарте СФК 4020.

На практике в планах последних лет практически не встречается понятие “ре­визия”. Это связано с изменением акцентов в работе Счетной палаты. Ревизия – это комплексное (сплошное или выборочное) исследование первичной бух­галтерской документации. Оно не предполагает изучение дополнительных материалов: иных отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, косвен­ных данных о проверяемом объекте (вплоть до информации из СМИ и интер­нета), интервью с представителями проверяемой стороны и привлеченных экспертов. Но именно эти методы занимают все более значительное место в работе Счетной палаты. Важно не только установить и зафиксировать конкрет­ные нарушения, но и понять их причины, выработать рекомендации по их устранению. Вот почему специалисты Счетной палаты уделяют пристальное внимание не только законности, но и эффективности использования средств и имущества, ищут резервы, которые позволили бы, при равных затратах, полу­чить лучший и более качественный (а возможно, и более социально значимый) результат.

Специалисты Счетной палаты придерживаются термина “проверка” как более гибкого, позволяющего вовлечь в исследование более значительный объем ин­формации. Впрочем, ревизии также проводятся Счетной палатой, но главным образом по обращению органов прокуратуры.

Наконец, Счетная палата использует и более современный метод проверки – так называемый аудит эффективности. Он включает в себя больше аналитиче­ской работы и имеет существенные отличия как от ревизии, так и от проверки. В процессе аудита эффективности подвергаются проверке и анализу орга­низация и процессы использования государственных средств, результаты их использования, деятельность проверяемых учреждений по использованию го­сударственных средств. Счетная палата устанавливает экономичность, эффек­тивность, продуктивность и результативность использования государственных средств. Проведение аудита эффективности закреплено в отдельном стандарте СФК 104 “Проведение аудита эффективности использования государственных средств”.

Как начинается проверка

О начале проверки учреждение узнает заблаговременно. Хотя в стандарте СФК 4020 срок уведомления проверяемой стороны о начале проверки кон­кретно не определен, на практике, как правило, он составляет две недели.

Руководству проверяемого объекта направляется уведомление о проверке. В нем указываются основание для ее проведения, тема (предмет) и сроки про­ведения проверки, состав группы инспекторов, предлагается создать необходи­мые условия для проведения контрольного мероприятия. К уведомлению при­лагается программа контрольного мероприятия (копия) и, при необходимости, перечень вопросов, ответы на которые должностные лица объекта контроля должны подготовить к приезду группы инспекторов, а также специально разра­ботанные для данного контрольного мероприятия формы, необходимые для си­стематизации представляемой информации.

При прибытии на место проверки руководитель группы инспекторов предъяв­ляет удостоверение и распоряжение на право проведения контрольного меро­приятия и совершает следующие действия:

– информирует руководство проверяемого учреждения о целях и сроках проверки;

– знакомит руководство с программой проверки, представляет конкретные вопросы (объекты), которые предписано проверить;

– согласовывает распорядок работы инспекторов с учетом служебного распорядка проверяемой организации, предлагает руководству и со­трудникам проверяемого учреждения создать группе инспекторов необ­ходимые условия для работы. В частности – предоставить рабочие места, обеспечить компьютерной техникой. Условия работы со сведениями, со­держащими государственную либо коммерческую тайну оговариваются отдельно.

Если при работе на объекте контроля необходимо заранее получить информа­цию в соответствии с вопросами проверки, руководитель группы инспекторов направляет предварительный письменный запрос о ее предоставлении.

Что и как проверяет Счетная палата

В соответствии со стандартом СФК 4020 в начале работы инспекторы проверя­ют соответствие совершенных проверяемой организацией финансовых и хо­зяйственных операций требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов по использованию бюджетных средств, распоряжению феде­ральной собственностью, соблюдению налогового, таможенного и банковского законодательства, а также по организации бухгалтерского учета. Изучению мо­жет быть подвергнута любая бухгалтерская и финансовая документация, отно­сящаяся к предмету проверки. Решение о конкретном объеме проверяемых документов принимается руководителем проверки в зависимости от задач, определенных программой.

Процесс проведения контрольного мероприятия включает в себя три состав­ляющие:

– на первом этапе оценивается достоверность исходных данных контроля: состояние бухгалтерского учета и отчетности, нормативно-методической базы; результаты аудиторских проверок и внутреннего контроля на объ­екте. Отметим, что Счетная палата в соответствии с международными ре­комендациями уделяет значительное внимание оценке деятельности под­разделений внутреннего контроля. Это отличает ее проверки от методов работы большинства других контролирующих инстанций. После оценки достоверности исходных данных руководитель проверки составляет вы­борку операций, подлежащих полной либо выборочной проверке. Проще говоря, если состояние внутреннего контроля заслуживает доверия, вы­борка проверяемых документов может быть сокращена;

– следующий этап – выявление нарушений и недостатков и их фиксация в рабочей документации для последующего отражения в акте проверки. При этом отмечаются все нарушения и недостатки, с указанием нарушен­ных положений нормативных правовых актов, сумм нарушений и оценки нанесенного государству ущерба, видов средств, в отношении которых со­вершено нарушение (для средств бюджетной системы указываются вид и год бюджета, приводится расшифровка по показателям бюджетной клас­сификации), Ф. И. О. и должностей лиц, совершивших (допустивших) на­рушения;

– заключительный этап – оценка формирования и использования финансо­вых средств на основании определения относительных показателей по результатам проверки выборки – доли нарушений и/или ущерба в сумме проверенных средств, ее анализ, определение причин выявленных нару­шений и недостатков.

Необходимо отметить, что согласно стандарту СФК 4020, нарушением является действие (бездействие), запрещенное законами или иными нормативными пра­вовыми актами либо не соответствующее правилам, условиям, требованиям, установленным законодательно.

Кроме того, деятельность Счетной палаты направлена на выявление недостат­ков в деятельности проверяемых организаций и выработку рекомендаций по их устранению. Недостаток является не нарушением законодательства, а ошиб­кой или фактом неэффективной деятельности. При этом действия должностных лиц или организаций оцениваются как неэффективные только в тех случаях, ког­да проверяющим подтверждена возможность выполнения их с достижением лучшего результата и/или с меньшими затратами, когда установлено, что не все возможности по получению, сохранению и более результативному использова­нию государственных средств были использованы.

Далее в этой статье:

  • Методы и приемы финансового контроля
  • Объекты особого внимания инспекции
  • Действия проверяющих в конфликтных ситуациях
  • Оформление результатов контрольных мероприятий
  •      Требования к оформлению акта
  •      Порядок подготовки отчета

Вы можете прочитать этот материал полностью в «Финансовом справочнике бюджетной организации» № 04/2010



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль