Момент принятия к учету администрируемых доходов

12666
Источник: «Финансовый справочник бюджетной организации» № 4 за 2010 г. В условиях дефицита бюджетов особое внимание всех органов исполни­тельной власти уделяется эффективности сборов администрируемых ими доходов. При этом отражение в учете поступающих в бюджет до­ходов вызывает немало вопросов у бухгалтеров бюджетных учреждений. Наиболее актуальным является определение момента принятия к учету администрируемых доходов.

В 2009 г. в Инструкцию № 148н вновь вносились изменения и дополнения. Так, п. 149 Инструкции был изложен в редакции, утвержденной приказом Минфина от 03.07.2009 № 69н (далее – Приказ № 69н).

Напомним, в п. 149 дано указание на момент принятия к учету расчетов по сум­мам поступлений в бюджет, начисленным администратором доходов бюджета (администратором источников финансирования дефицита бюджета). В редак­ции приказа № 69н на счете 0 205 00 XXX “Расчеты по доходам” подлежат учету расчеты по суммам поступлений в бюджет, начисленным администратором до­ходов бюджета в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступлений по приносящей доход деятельности.

Однако момент возникновения требований к плательщикам не может быть единственным критерием для начисления администраторами доходов бюджета соответствующих поступлений в бюджет, поскольку основанием для начисле­ния данных поступлений в доходную часть бюджета будет являться вступивший в законную силу правовой акт. Именно вступление в законную силу соответству­ющего правового акта является важным условием для отражения в бюджетном учете операций по начислению поступлений.

Например, для организаций коммерческого сектора экономики приказом Мин­фина России от 06.05.1999 № 32н утверждено отдельное Положение по бухгал­терскому учету “Доходы организации” ПБУ 9/99. Согласно этому ПБУ в целях бух­галтерского учета доходом признается выручка при соблюдении нескольких условий, а именно:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из кон­кретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произой­дет увеличение экономических выгод организации; данная уверенность имеет­ся в случае, когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует нео­пределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой опера­цией, могут быть определены.

Следовательно, даже в бухгалтерском учете коммерческих организаций для признания выручки доходом установлено несколько условий. В свою очередь, бюджетный учет не менее многогранен, и не только в части предприниматель­ской деятельности, но и при осуществлении полномочий администратора до­ходов бюджета.

Поэтому для правильного ведения бюджетного учета администрируемых дохо­дов следует более тщательно исследовать суть доходов бюджета и основания для их возникновения.

Понятие и виды доходов бюджета

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) доходы бюджета – это по­ступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета. Иных определений понятия доходов бюджета в БК РФ и иных нормативных актах не содержится.

В соответствии со ст. 41 БК РФ доходы бюджетов могут быть трех видов: налого­выми, неналоговыми, а также безвозмездными поступлениями.

Согласно п. 2 ст. 41 БК РФ к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации федеральных на­логов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными нало­говыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов в соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ относятся:

– доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключениемимущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

– доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капи­тале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных кам­ней), находящегося в государственной или муниципальной собственно­сти, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных пред­приятий, в том числе казенных;

– доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Фе­дерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

– средства самообложения граждан;

– иные неналоговые доходы.

Безвозмездными поступлениями согласно п. 4 ст. 41 БК РФ являются:

– дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

– субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

– субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации;

– иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

– безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, междуна­родных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Согласно п. 5 ст. 41 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказы­ваемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, испол­нении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в со­став доходов бюджета с учетом положений п. 3 ст. 41 БК РФ, т. е. на них распро­страняется режим неналоговых доходов бюджета.

Полномочия администраторов доходов бюджета

Участниками бюджетного процесса, уполномоченными осуществлять начисле­ние, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременно­стью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, в соответ­ствии со ст. 160.1 БК РФ являются главные администраторы (администраторы) доходов бюджета. Кроме того, в полномочия администраторов доходов входит:

– осуществление взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

– принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) плате­жей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России;

– принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Фе­дерального казначейства;

– формирование и представление в случае и порядке, установленных глав­ным администратором доходов бюджета, сведений и бюджетной отчетно­сти, необходимых для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;

– осуществление иных бюджетных полномочий, установленных БК РФ и при­нимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муни­ципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотно­шения.

Бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета.

Требование по администрированию поступающих в бюджет денежных средств корреспондирует и с положениями ст. 218 БК РФ, согласно которой исполнение бюджета по доходам предусматривает:

– зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными зако­нами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями БК РФ, со счетов орга­нов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;

– возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процен­тов, начисленных на излишне взысканные суммы;

– зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

– уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюд­жетной системы Российской Федерации;

– перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взы­сканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начис­ленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предна­значенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Минфином России.

Отметим, что процедуры исполнения бюджета по доходам, изложенные в ст. 218 БК РФ, соответствуют полномочиям главного администратора (администратора) доходов бюджета, указанным в ст. 160.1 БК РФ.

В соответствии со ст. 6 БК РФ единый счет бюджета – это счет (совокупность сче­тов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фон­дов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка РФ отдельно по каждому бюджету бюджет­ной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществле­ния операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Администраторы доходов бюджета в соответствии с Инструкцией по бюджетно­му учету уполномочены производить начисление доходов. Как правило, начис­ление доходов производится до того момента, как они будут зачислены на еди­ный счет бюджета, но не позднее поступления денежных средств на счет бюджета. Основанием для начисления доходов являются факт совершения хо­зяйственной операции и документ, фиксирующий такую операцию.

Далее в этой статье:

  • Условия начисления налоговых доходов
  • Условия начисления неналоговых доходов

Вы можете прочитать этот материал полностью в «Финансовом справочнике бюджетной организации» № 04/2010



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 40%
  • Над составлением бюджетной сметы 20%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 60%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль