Исполнение бюджета

8887
Приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н утверждены Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений (далее – Общие требования), а также устанавлено, что Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений устанавливается ГРБС, в ведении которого находятся федеральные бюджетные учреждения, в соответствии с Общими требованиями.

Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений

Приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н утверждены Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений (далее – Общие требования), а также устанавлено, что Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений устанавливается ГРБС, в ведении которого находятся федеральные бюджетные учреждения, в соответствии с Общими требованиями.

Общие требования наделяют ГРБС правом устанавливать в порядке составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений особенности для отдельных учреждений и (или) групп учреждений с учетом:

  • данных по результатам проверки правильности составления и ведения смет;
  • результатов выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год;
  • данных о соблюдении учреждением бюджетного законодательства Российской Федерации по результатам проведения контрольных мероприятий, в т. ч. внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения.

По сути, ГРБС имеет право расширить права бюджетного учреждения при достижении им определенного уровня финансового менеджмента. Однако Общими требованиями четко не определено, в чем именно могут заключаться особенности для отдельных учреждений и (или) групп учреждений. Можно предположить, что данные особенности для отдельных учреждений связаны с формой сметы (может быть менее детализирована), утверждением сметы (может утверждаться руководителем учреждения) и внесением изменений в смету (упрощенный порядок).

Составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.

Смета составляется учреждением по форме, разработанной и утвержденной ГРБС. При этом в Общих требованиях закреплен исчерпывающий перечень обязательных реквизитов сметы.

Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) ГРБС на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения, и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.

К представленной на утверждение смете должны прилагаться обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы.

Среди положений Общих требований относительно утверждения смет обращают на себя внимание нормы, закрепляющие право руководителя ГРБС в установленном им порядке:

  • предоставить руководителю РБС право утверждать сметы учреждений, находящихся в его ведении;
  • предоставить руководителю учреждения право утверждать смету учреждения.

Кроме того, руководитель ГРБС в случае доведения государственного задания до подведомственного учреждения предоставляет в установленном им порядке руководителю учреждения право утверждать смету учреждения.

Руководитель ГРБС вправе в установленном им порядке ограничить предоставленное право утверждать смету учреждения руководителю РБС (учреждения) в случае выявления нарушений бюджетного законодательства РФ, допущенных соответствующим учреждением при исполнении сметы.

Внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей – сумм увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответ­ствующих лимитов бюджетных обязательств.

Внесение изменений в смету осуществляется руководителем ГРБС, утвердившего смету учреждения, (руководителем РБС, учреждения – в случае предоставления им права утверждать смету) на основании предложений руководителя учреждения в порядке, установленном ГРБС.

Детальный порядок внесения изменений в смету устанавливается ГРБС.

Реализация вышеописанных норм Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет на практике должна стать одним из первых реальных шагов на пути повышения самостоятельности участников бюджетного процесса и внедрения принципов и методов ответственного финансового менеджмента. При этом от качества принятого ГРБС акта относительно смет бюджетных учреждений, правильного развития положений Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет во многом зависит успешность взаимодействия ГРБС с подведомственной сетью в процессе исполнения бюджета.

Следует отметить, что в рамках проведения Минфином России годового мониторинга качества финансового менеджмента за 2008 г. оценивалось качество порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений, установленного ГРБС. В качестве критериев оценки использовались требования по наличию в указанном правовом акте:

  • процедур составления, ведения и утверждения бюджетных смет, применяемых как к центральному аппарату главного распорядителя средств федерального бюджета и его территориальным органам, так и к подведомственным бюджетным учреждениям;
  • процедур составления и представления расчетов (обоснований) к бюджетным сметам;
  • порядка ведения бюджетных смет;
  • процедур составления и представления проектов бюджетных смет на этапе формирования бюджетных проектировок.

При оценивании качества указанных правовых актов было выявлено, что только 14% от общего количества главных распорядителей средств федерального бюджета в целом выполнили указанные требования.

Администрирование доходов

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 995, развивающим нормы пункта 3, абзаца первого пункта 4 и абзаца первого пункта 5 статьи 160.1 БК РФ, утверждены Правила осуществления федеральными органами государ­ственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее – Правила).

Прежде всего, в приложении к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 закреплены перечни источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, администрирование которых осуществляется органами исполнительной власти федерального уровня (далее – ФОИВ). При этом указанные источники доходов распределены между конкретными ФОИВ.

В целях осуществления администрирования, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 и Правилами, ФОИВ должны в строго определенный срок:

  • утвердить перечень территориальных органов (подразделений), осуществляющих полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов для каждого субъекта Российской Федерации, территориального государственного внебюджетного фонда и муниципального образования, с закреплением за ними соответствующих источников доходов бюджетов, предусмотренных приложением к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2007 № 995;
  • довести указанный перечень до сведения финансовых органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными государ­ственными внебюджетными фондами и финансовых органов муниципальных образований;
  • утвердить порядок осуществления территориальными органами (подразделениями) полномочий главного администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов и в течение трех рабочих дней довести его до сведения своих территориальных органов (подразделений);
  • утвердить и довести до сведения своих территориальных органов (подразделений) и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, порядок осуществления и наделения их полномочиями администратора доходов бюджетов. Требования к содержанию данного Порядка закреплены в Правилах и основаны на пункте 2 статьи 160.1 БК РФ.

Непосредственно в Правилах на ФОИВ возлагается конкретный перечень обязанностей, связанных с осуществлением полномочий главных администраторов доходов бюджетов.

Указанные обязанности весьма многочисленны и заключаются, в основном, в формировании и представлении в финансовый орган различных прогнозов, сведений, аналитических материалов, бюджетной отчетности.

Задачами подразделения внутреннего финансового аудита при анализе исполнения функций главного администратора доходов (администраторов доходов) являются контроль исполнения нормативного правового акта по администрированию доходов, выявление отклонений от плана формирования доходов по главному и подведомственным администраторам доходов федерального бюджета и причин указанных отклонений, а также анализ случаев возвратов (возмещения) из федерального бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей и уплаты процентов при нарушении сроков возврата (возмещения) таких платежей.

Ведение бюджетной росписи

Несмотря на то что доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств осуществляется через органы Федерального казначейства, ответ­ственность за своевременное доведение лежит на ГРБС. В связи с этим ГРБС рекомендуется установить срок представления в органы Федерального казначейства всех документов, необходимых для доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до подведомственных получателей. Этот срок может варьироваться от одного до трех рабочих дней с момента утверждения бюджетной росписи.

Основания для внесения изменений в роспись ГРБС, не приводящих к изменению показателей сводной росписи, Минфином России не определены, поэтому целесообразно определить перечень таких оснований самому ГРБС, для того чтобы заранее отсечь необоснованные обращения подведомственных получателей бюджетных средств. Кроме того, в целях разграничения ответственности при управлении бюджетными средствами необходимо установить порядок рассмотрения обращений бюджетополучателей о внесении изменений в бюджетную роспись.

Любое обращение бюджетополучателя несет в себе информацию, характеризующую не только исполнение бюджета, но и оперативность и обоснованность принятия руководством бюджетополучателя финансовых и управленческих решений, корректность планирования, равномерность осуществления расходов, т. е. именно ту информацию, которая необходима для эффективного финансового менеджмента на уровне ГРБС. В связи с этим исключительно полезной видится организация ГРБС мониторинга всех обращений по внесению изменений в бюджетную роспись как составной части исполнения бюджета подведомственными бюджетополучателями. Результаты мониторинга можно использовать при подведении итогов деятельности ГРБС за отчетный период.

Целями такого мониторинга могут являться:

  • оценка качества бюджетного планирования;
  • оценка обоснованности решений по финансовым вопросам получателей бюджетных средств.

Периодичность мониторинга может быть ежеквартальной, полугодовой и годовой. Периодичность целесообразно состыковывать с периодичностью подведения итогов исполнения бюджета, проводимого ГРБС с приглашением представителей получателей бюджетных средств.

Источниками информации помимо обращений получателей бюджетных средств о внесении изменений в бюджетную роспись и прилагаемых к ним документов и материалов также могут быть официальная бюджетная отчетность бюджетополучателей и аналитические материалы, подготавливаемые соответствующими структурными подразделениями ГРБС при формировании бюджетной отчетности ГРБС.

В зависимости от размеров и структуры подведомственной сети мониторинг может осуществляться как в отношении всех получателей бюджетных средств, так и отдельных групп получателей. Показатели, подлежащие анализу при проведении мониторинга, должны быть определены самим ГРБС исходя из приоритетности целей мониторинга и результатов анализа текущего состояния на начало мониторинга по каждому из направлений наблюдения.

Для оценки качества бюджетного планирования при мониторинге ведения бюджетной росписи могут применяться следующие показатели:

  • доля изменений, внесенных в бюджетную роспись по инициативе получателей бюджетных средств, в общем количестве изменений, внесенных за период наблюдения. Увеличение этого показателя свидетельствует об ухудшении качества бюджетного планирования в целом по всем бюджетополучателям, подведомственным ГРБС. Это также косвенно указывает на ухудшение взаимодействия соответствующих структурных подразделений ГРБС с получателями бюджетных средств на стадии бюджетного планирования и формирования ГРБС обоснований бюджетных ассигнований. Соответственно, чем показатель ниже, тем качество бюджетного планирования выше;
  • доля изменений, внесенных в бюджетную роспись по инициативе ГРБС в общем количестве изменений, внесенных за период наблюдения. Увеличение этого показателя свидетельствует о недостаточной проработке обоснований бюджетных ассигнований соответствующими структурными подразделениями ГРБС либо о тенденции излишнего резервирования ГРБС бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на этапе формирования бюджетной росписи. Соответственно, снижение значения показателя свидетельствует о более тщательном планировании, осуществленном ГРБС при разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
  • доля обращений получателей бюджетных средств о внесении изменений в бюджетную роспись, содержащих предложения, не учтенные ГРБС при формировании обоснований бюджетных ассигнований, и удовлетворенных в течение текущего финансового года, в общем количестве обращений. Увеличение этого показателя показывает ухудшение качества бюджетного планирования самого ГРБС, а также снижение эффективности взаимодействия финансово‑экономических служб ГРБС и получателей бюджетных средств. Снижение значения показателя свидетельствует о более качественной организации процесса бюджетного планирования как у ГРБС, так и у получателей бюджетных средств.

Для оценки обоснованности решений по финансовым вопросам получателей бюджетных средств можно рекомендовать использовать следующий показатель – долю обращений получателей бюджетных средств о внесении изменений в бюджетную роспись, отклоненных по основаниям, не являющимся формальными (к формальным основаниям относятся несоблюдение сроков представления или представление неполного комплекта документов) в общем количестве обращений. Увеличение значения показателя свидетельствует о снижении качества проработки решений соответствующими должностными лицами получателей бюджетных средств, о недостаточном соответствии предлагаемых мер целям и задачам деятельности бюджетного учреждения. Снижение значения показателя является индикатором улучшения качества планирования деятельности учреждения.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 23.91%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.7%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.39%
  • Над налоговой отчетностью 23.91%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль