Основные понятия и характеристики мониторинга качества финансового менеджмента

8156
В соответствии с Положением, утвержденным приказом Минфина России от 13.04.2009 № 34н, Минфин России готовит отчет по результатам проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого ГАБС, - ана­лиза и оценки совокупности процессов и процедур, обеспечивающих результатив­ность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджет­ного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчет­ность, контроль и аудит).

В соответствии с Положением, утвержденным приказом Минфина России от 13.04.2009 № 34н, Минфин России готовит отчет по результатам проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого ГАБС, - ана­лиза и оценки совокупности процессов и процедур, обеспечивающих результатив­ность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджет­ного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчет­ность, контроль и аудит).

Положение предусматривает проведение годового, ежеквартального мониторинга и мониторинга качества финансового менеджмента в части документов, исполь­зуемых при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Ежеквартальный мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляе­мого ГАБС, проводится по данным I квартала, I полугодия и 9 месяцев текущего финансового года нарастающим итогом с начала года.

Годовой и ежеквартальный мониторинг качества финансового менеджмента, осу­ществляемого ГАБС, проводится на основании бюджетной отчетности, представля­емой ГАБС в Федеральное казначейство, данных и материалов, представленных ГАБС в Минфин России, а также общедоступных (опубликованных или размещен­ных на официальных сайтах) данных и материалов.

Мониторинг качества финансового менеджмента осуществляется Минфином Рос­сии.

Для этих целей в Положении закреплены сроки и состав сведений, представляемых ГАБС и Федеральным казначейством в Минфин России.

Результаты проведения мониторинга качества финансового менеджмента отра­жаются в составе пояснительной записки к отчету об исполнении федерального бюджета и рассматриваются Правительством РФ. Руководители федеральных министерств, агентств и служб отчитываются перед Правительством РФ в случае наличия неудовлетворительных результатов проведения мониторинга. По резуль­татам указанных отчетов Правительством РФ даются поручения о принятии соот­ветствующих мер по повышению качества финансового менеджмента, осущест­вляемого соответствующим ГАБС.

Кроме того, результаты проведения мониторинга качества финансового менедж­мента широко используются Счетной палатой РФ в целях анализа исполнения фе­дерального закона о федеральном бюджете и подготовки заключений на отчет об исполнении федерального бюджета.

Минфин России производит расчет показателей ежеквартального и годового мо­ниторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого ГАБС, по фор­ме согласно приложению № 1 к Положению и показателей мониторинга качества финансового менеджмента в части документов, используемых при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по форме согласно приложению № 13 к Положению.

В приложении № 1 закреплены показатели ежеквартального и годового монито­ринга, характеризующие:

  • процесс среднесрочного финансового планирования внутри ГРБС;
  • исполнение ГАДБ бюджета в части доходов;
  • исполнение ГРБС бюджета в части расходов;
  • ведение (составление, представление) бюджетного учета и отчетности;
  • состояние системы внутреннего финансового контроля ГАБС;
  • исполнение судебных актов;
  • кадровый потенциал финансово-экономического подразделения ГАБС;
  • управление активами.

В отличие от ранее действовавшего приказа Минфина России от 10.12.2007 № 123н система показателей качества финансового менеджмента при прове­дении как годового, так и ежеквартального мониторинга остается неизменной. Показатели качества финансового менеджмента, рассчитываемые только 1 раз в году, также используются при ежеквартальном мониторинге. При этом их значе­ния остаются неизменными до момента проведения следующего годового мониторинга. В частности, к таким показателям относятся показатели, отражающие ре­гулирование и внедрение ГРБС процедур среднесрочного финансового планиро­вания, рассчитываемые в соответствии с приложением № 13 к Положению, доля неисполненных на конец отчетного финансового года бюджетных ассигнований, эффективность управления кредиторской задолженностью по расчетам с постав­щиками и подрядчиками и др.

Такая неизменность системы показателей качества финансового менеджмента позволяет адекватно анализировать динамику состояния качества финансового менеджмента, осуществляемого ГАБС, ежеквартально.

Кроме того, в соответствии с Положением качественные показатели, отражаю­щие качество правовых актов ГАБС, могут быть уточнены в течение текущего фи­нансового года, если ГАБС представит дополнения (изменения) к правовому акту или непосредственно правовой акт, если он не был представлен.

В приложении № 13 закреплены показатели мониторинга качества финансового менеджмента в части документов, используемых при составлении проекта феде­рального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плано­вый период, которые характеризуют:

  • процесс ведения реестра расходных обязательств;

  • процесс подготовки и представления ГРБС обоснований бюджетных ассигно­ваний.

Показатели мониторинга качества финансового менеджмента в части докумен­тов, используемых при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, рассчитываются и представляются Минфином России в Правительство РФ в составе отчета о ре­зультатах проведения указанного мониторинга ежегодно не позднее 20 августа текущего финансового года.

Указанные показатели интегрируются в систему показателей годового и ежеквар­тального мониторинга качества финансового менеджмента и являются одними из наиболее весомых в группе показателей, описывающих среднесрочное финан­совое планирование.

Общая (интегральная) оценка качества финансового менеджмента ГАБС рас­считывается по формуле средней арифметической взвешенной с использова­нием удельных весов групп показателей, удельных весов самих показателей внутри каждой группы и оценок по каждому показателю. Общая (интегральная) оценка выставляется по 100-балльной шкале: например, если ГАБС получил 1 70 баллов, то управление бюджетными средствами соответствует требованиям бюджетного законодательства и методическим рекомендациям Минфина Рос­сии на 70%.

Вес группы показывает значимость группы показателей в общей оценке. При этом сама по себе каждая группа показателей и каждый показатель очень важны. Но при их сравнении друг с другом выделяются приоритетные показатели и груп­пы показателей.

Например, сравним группу показателей, описывающую исполнение бюджета по доходам, и группу показателей, описывающую исполнение бюджета по расхо­дам. Прогнозируемые доходные источники закреплены только за 55 ГАБС. Кро­ме того, количество операций, связанных с доходами, в несколько раз меньше количества операций, связанных с расходами. Поэтому вес группы по доходам в общей итоговой оценке значительно ниже (в 3 раза), чем вес группы исполне­ния бюджета по расходам. В итоге все веса групп (показателей внутри группы) устанавливаются путем подобного сравнительного анализа между группами (по­казателями внутри группы).

Каждому показателю присваивается оценка по определенной формуле, принима­ющая значения от 0 до 1.

Формула оценки по каждому показателю качества финансового менеджмента зависит от его типа. Первый тип: качественные показатели - это те показате­ли, которые характеризуют качество правовых актов ГАБС в части соответствую­щих процедур бюджетного процесса, например, качество порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных ГРБС бюджетных учреждений. Второй тип: количественные показатели, такие как объем креди­торской задолженности с поставщиками и подрядчиками и объем дебиторской задолженности по состоянию на конец отчетного года. Оценка по качественному показателю дискретна и ставится в зависимости от степени соответствия право­вых актов требованиям, установленным Положением. В свою очередь, указанные требования, установленные Положением, являются прямым следствием положе­ний бюджетного законодательства (например, требования, предъявляемые к По­рядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных ГРБС бюджетных учреждений установлены статьей 221 БК РФ и приказом Минфи­на России от 20.11.2007 № 112н).

Максимальная оценка 100% (1,0) ставится, если правовой акт удовлетворяет всем требованиям; 50%, 70%, (0,5 или 0,7), если некоторым требованиям право­вой акт не удовлетворяет.

Оценка по количественному показателю определяется по формуле, которая определяет значение оценки в зависимости от отклонения значения показателя от его оптимального значения. Интервал оптимальных значений устанавливает­ся по каждому показателю в зависимости от объективного наличия (отсутствия) статистической погрешности в данных о ГАБС. Например, при анализе качества прогнозирования доходов федерального бюджета ГАДБ жесткое требование о до­стижении 100%-ной точности абсурдно, поскольку всегда имеется влияние внеш­них факторов, учитываемое, по определению, с некоторой долей погрешности (например, цены на нефтепродукты). Кроме того, в данном случае положительно рассматривается незначительное превышение фактических доходов над плано­выми, связанное с ростом собираемости доходов.

В результате интервалы оптимальных значений по подобным показателям уста­навливаются исходя из совокупности критериев, выработанных Минфином Рос­сии в ходе анализа практики управления бюджетными средствами в течение ряда лет. В частности, при оценивании отклонения от плана формирования доходов по ГАДБ оптимальными значениями показателя являются значения P < 15% в случае превышения фактических значений над плановыми.

Вместе с тем для большинства количественных показателей оптимальным интер­валом является одно единственное значение показателя - целевое значение. Это обусловливается фактически абсолютной зависимостью значения показа­теля от действий ГАБС. Например, подключение бюджетополучателей к системе электронного документооборота (СЭД) с органами Федерального казначейства полностью зависит от организации указанного подключения в подведомственной сети ГАБС. В этом случае целевое значение P = 100% (все бюджетополучатели находятся в СЭД с органами Федерального казначейства).

Другим важным параметром системы оценивания количественных показате­лей является интервал значений показателя, при которых оценка всегда равна нулю - нулевая зона. Нулевая зона обусловливается объективными причинами (в частности, непосредственно вытекающими из положений бюджетного законо­дательства).

Так, например, согласно статье 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в случае увеличения бюджетных ассигнований по от­дельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ас­сигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг в пределах об­щего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядите­лю бюджетных средств в текущем финансовом году на оказание государственных (муниципальных) услуг при условии, что увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не превышает 10%. Таким образом, оценка по показателю, отражающему долю суммы изменений в сводной бюджетной росписи, должна быть равна нулю, если значение P > 15%.

Кроме того, по отдельным количественным показателям нулевая зона устанав­ливается исходя из требований (критериев), выработанных Минфином России в ходе организации (анализа) планирования и исполнения федерального бюджета в течение ряда лет. В частности, неприемлемым считается наличие кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками выше заданного Минфином Рос­сии уровня. В соответствии с Положением этот уровень равен 1,5%.

В то же время, если в соответствии с положениями бюджетного законодатель­ства и вышеуказанными критериями (требованиями) Минфина России не ус­танавливается значение показателя, выше (ниже) которого находится нулевая зона, то оценка всегда выставляется по формуле, задающей зависимость оцен­ки от отклонения значения показателя по отношению к его оптимальному зна­чению.

Вид формулы (ее параметры) задается на основании анализа данных прошлых лет (до 2008 г.) и состояния качества финансового менеджмента всей системы в целом до 2008 г. Если этот уровень по соответствующему показателю оказался высоким, то за усилия ГАБС по дальнейшему улучшению качества финансового менеджмента должен назначаться бонус (рост оценки в процентах больше роста показателя в процентах), и, наоборот, если ГАБС снижает уровень качества финан­сового менеджмента, назначается штраф (падение оценки в процентах больше падения показателя в процентах).

Улучшение качества управления средствами при достигнутом высоком уровне качества финансового менеджмента дается всегда тяжелее по сравнению с улуч­шением при достигнутом низком уровне и, как правило, связано с внедрением новых системных подходов к управлению бюджетными средствами.

В то же время, если уровень качества финансового менеджмента в целом по сис­теме низкий, то достаточно ограничиться прямой (линейной) зависимостью оцен­ки от значения показателя или его отклонения от целевого значения. Таким об­разом, при оценивании принципиально важным параметром является значение показателя по системе в целом (т. е. среднее значение), достигнутое к 2008 г., от которого и зависит вид формулы оценки.

В целом указанная формула всегда представляется в форме степенной функции и применяется к значениям количественного показателя, отличным от значений, находящихся в нулевой зоне, и (или) оптимальных (целевых) значений. Значение степени зависит от вышеуказанной специфики каждого конкретного показателя и является третьим определяющим параметром системы оценивания качества финансового менеджмента.

Утверждение конкретного значения указанной степени зависит от состояния ка­чества финансового менеджмента по рассматриваемой бюджетной процедуре в целом по системе ГАБС, достигнутого к 2008 г. Если в соответствии с проведен­ным за 2007 г. анализом состояния качества финансового менеджмента в целом по системе ГАБС по данной бюджетной процедуре получен неудовлетворительный результат, то значение степени принимается равным единице (т. е. формула оцен­ки представляется в виде линейной зависимости от значения показателя). В об­ратном случае значение степени выбирается таким образом, чтобы оценка по среднему значению показателя, достигнутому в 2007 г., была равна 0,7, что яв­ляется в целом неплохой оценкой («4-» по пятибалльной шкале). К таким случа­ям, в частности, относятся бюджетные процедуры по управлению кредиторской задолженностью с поставщиками и подрядчиками, управлению дебиторской за­долженностью и др. Средний уровень кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2008 г. составил незначительные 0,24%, а дебиторской задолженно­сти - 7,2%.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 28.95%
  • Над составлением бюджетной сметы 10.53%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 65.79%
  • Над налоговой отчетностью 23.68%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль