Расходы под контролем

2518
Адресность и целевой характер – одни из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации – означают, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением их направления на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к отступлению от этих принципов, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. В организации и осуществлении финансового контроля важнейшая роль отводится Счетной палате Российской Федерации. Ежегодные проверки позволяют выявлять, а нередко и предотвращать нецелевое использо¬вание бюджетных средств.

Прежде всего нужно сказать, что до 1999 г. в законодательстве отсутствовало определение нецелевого использования бюджетных средств, и разъяснения по данному виду нарушения давались в приказах и инструкциях Минфина России. Бюджетный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 2000 г., не только раскрывает понятие нецелевого использования бюджетных средств, но и предусматривает ответственность лиц, его допустивших, а также указывает меры принуждения, применяемые к нарушителям.

Так, согласно ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджет­ных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не со­ответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержден­ным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюд­жетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных право­нарушениях (с 1 июля 2002 г. введен в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях), изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, исполь­зуемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления – уголовное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ.

Осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных средств при­званы в первую очередь органы государственного финансового контроля, в т. ч. Счетная палата Российской Федерации (далее – Счетная палата), образуемая Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетная ему.

В соответствии с задачами, возложенными на Счетную палату РФ Федеральным законом от 11.01.95 № 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации”, органи­зация и осуществление контроля за целевым использованием средств феде­рального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов является одним из важнейших направлений ее деятельности. Ежегодно проводимые Счетной палатой контрольные мероприятия позволяют выявлять, а в некоторых случаях и предотвращать нецелевое использование бюджетных средств.

На предупреждение нарушений направлен, прежде всего, предварительный контроль, который проводится на стадии формирования и рассмотрения бюд­жетных показателей федерального бюджета на очередной финансовый год и предусматривает проверку обоснованности планируемых расходов, правиль­ности представленных расчетов, полноты указанных источников ожидаемых до­ходов, возможности достижения цели в рассматриваемые сроки.

После утверждения бюджетных назначений федеральным законом о бюджете и принятия решения о выделении средств бюджетополучателям наступает этап текущего (оперативного) контроля. Он осуществляется уже в процессе испол­нения федерального бюджета и совершения финансовых операций со средст­вами бюджета и направлен на предотвращение нарушений при расходовании этих средств, проверку соблюдения финансовой дисциплины в части полного и своевременного осуществления финансово-денежных расчетов.

Последующий контроль позволяет выявлять конкретные факты и суммы неце­левых расходов, допущенные главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Он предусматривает проверку и анализ бюджетной отчетности (месячной, квартальной, годовой) участников бюджетного процесса за проверяемый период, контроль соответствия осуще­ствленных расходов утвержденной смете доходов и расходов и кодам бюджет­ной классификации, а также соответствия заключенных договоров лимитам бюджетных обязательств, наличия документов, подтверждающих надлежащую реализацию договоров на поставку продукции, выполнение работ, услуг, заклю­ченных трудовых соглашений и др.

По итогам контрольных мероприятий органам государственной власти, руково­дителям проверенных организаций направляются представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущер­ба и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении бюджетного законодательства. При выявлении нарушений, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих их безотлагательного пресечения, на­правляются обязательные для исполнения предписания. Отчеты о проведенных проверках в обязательном порядке направляются в обе палаты Федерального Собрания.

Направление деятельности Счетной палаты РФ по контролю расходов феде­рального бюджета на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, водные ресурсы, лесное хозяйство и охрану окру­жающей среды (далее – направление), которое я представляю, контролирует исполнение федерального бюджета в сотнях бюджетных учреждений, входящих в систему Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства природных ре­сурсов РФ (далее – МПР России), Федеральной службы по надзору в сфере при­родопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федерального агент­ства по рыболовству, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитар­ному надзору, Российской академии сельскохозяйственных наук.

Так, по итогам проверок исполнения Федерального закона “О федеральном бюджете на 2003 год” выявлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 162 813,8 тыс. руб., допущенное главными распорядителями средств фе­дерального бюджета агропромышленного и природоохранного комплексов, нарушившими требования ст. 160 Бюджетного кодекса РФ, которая обязывает их осуществлять контроль за использованием бюджетных средств и нести за это ответственность.

Например, Минсельхоз России в нарушение условий предоставления бюджет­ных ассигнований израсходовал на содержание подведомственных структур бюджетные средства в сумме 15 314,6 тыс. руб., которые были выделены на фи­нансирование расходов по разделу бюджета “Сельское хозяйство и рыболовст­во”, из них:

– 4 562,2 тыс. руб. – на содержание федерального государственного образо­вательного учреждения дополнительного профессионального образова­ния “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации кадров и специалистов”, финансирование которого подлежало осуществ­лению по разделу 1400 “Образование”;

– 10 752,4 тыс. руб. – на содержание ФГУ НЦ “Российский научно исследователь­ский институт проблем мелиорации” (33,7 тыс. руб.), ФГНУ “Российский научно-исследовательский институт по испытанию сельскохозяйственной техники и машин” (9112,6 тыс. руб.), ФГ НЦ “Российский научно-исследовательский ин­ститут информации и технико-экономических исследований по инженерно- техническому обеспечению агропромышленного комплекса” (1 606,1 тыс. руб.), финансирование которых подлежало по разделу 06 “Фундаментальные иссле­дования и содействие научно-техническому прогрессу”.

Одно из самых крупных нарушений, которое выразилось в сумме 91 733,0 тыс. руб., было выявлено при проверке Всероссийского научно-исследовательского ин­ститута экономики минерального сырья и недропользования (далее – инсти­тут), являющегося распорядителем средств федерального бюджета. Указанные средства были перечислены МПР России в 2003 г. по государственному кон­тракту, заключенному с институтом по теме “Геолого-экономическая переоцен­ка месторождений твердых полезных ископаемых (кроме топливно-энергетиче­ских видов), учитываемых государственным балансом в составе нераспределенного фонда недр”. В том же году министерство заключило с институтом дополнительные соглашения к контракту, в результате чего произошло изменение его темы и со­держания работ, а именно “Геолого-экономическая переоценка месторожде­ний” была заменена на “Разработку методики стоимостной оценки месторожде­ний”. Кроме того, был изменен и состав соисполнителей контракта. Вместо отраслевых научно-исследовательских институтов, определенных по результа­там проведенного конкурса, были привлечены оценочные коммерческие ком­пании, которые не имели лицензий на осуществление деятельности по оценке месторождений полезных ископаемых и, соответственно, осуществляли указан­ную деятельность в рамках контракта незаконно.

Согласно экспертному заключению, данному специалистами государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России (далее – ГКЗ), коррек­тировки, внесенные в контракт дополнительными соглашениями, не только принципиально изменили цель работы, круг задач, состав соисполнителей, но и уменьшили объем работ, при этом их стоимость осталась прежней. А эксперти­за выходной продукции по контракту показала, что “Методические рекоменда­ции по стоимостной оценке месторождений твердых полезных ископаемых”, ут­вержденные МПР России в установленном порядке, на момент проверки отсутствовали. Временные же методические рекомендации получили отрица­тельное заключение ГКЗ. В результате государственный контракт в полном объ­еме не был выполнен, и поставленная цель не достигнута.

По итогам проверок исполнения Федерального закона “О федеральном бюдже­те на 2004 год” вновь было выявлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 20 866,0 тыс. руб., допущенное теми же главными распорядите­лями средств федерального бюджета агропромышленного и природоохранно­го комплексов и их подведомственными организациями в результате несоблю­дения требований ст. 38 и 160 Бюджетного кодекса РФ, определяющих принципы адресности и целевого характера бюджетных средств, контроля и ответствен­ности главных распорядителей за использование бюджетных средств.

Например, Роснедра использовали бюджетные средства в сумме 17 100,0 тыс. руб. на цели, не связанные с геологоразведочными работами, в т. ч. на финансирова­ние издательской деятельности, сохранности отраслевого музейного фонда, коллекционных материалов и образцов, на эксплуатацию волоконно-оптиче­ских линий связи и цифровых каналов, техническое обслуживание компьютер­ной и копировально-множительной техники, а также на охрану зданий и пре­доставление в аренду земельных участков.

Бюджетные средства в сумме 189,0 тыс. руб., предназначенные на финансирова­ние лесоохранных и лесовосстановительных мероприятий, были фактически использованы Рослесхозом на проведение семинара-совещания по повыше­нию квалификации руководителей лесной службы, специалистов центрального аппарата и территориальных органов.

Средства в сумме 500,0 тыс. руб., предназначенные на финансирование меро­приятий Федеральной целевой программы “Экология и природные ресурсы России (2002–2010 гг.)”, были использованы Росгидрометом на оплату оборудо­вания для поставки в Киргизию, Казахстан и Молдавию, а средства в сумме 1 732,0 тыс. руб., предназначенные на финансирование работ по гидрометеоро­логии и мониторингу окружающей среды, – на обучение иностранных специа­листов и изготовление календарей.

Кроме этого, по результатам тематических проверок, проведенных в 2005 г., были установлены факты нецелевого использования средств, перечисленных из федерального бюджета в 2004 г., в сумме 4 544,0 тыс. руб., из них 4 470,0 тыс. руб. – государственным научным учреждением “Всероссийский научно-исследова­тельский институт экспериментальной ветеринарии имени Я.Р. Коваленко” Рос­сийской академии сельскохозяйственных наук.

Вместе с тем практика показывает, что использованные не по целевому назна­чению бюджетные средства в некоторых случаях приводят к результативным и эффективным расходам бюджета, и наоборот, использованные по целевому на­значению бюджетные средства остаются безрезультатными.

Причина в том, что действующая система формирования и исполнения феде­рального бюджета, учета и отчетности не ориентирована на повышение эффек­тивности государственных расходов. Она носит затратный характер и не имеет количественно измеримых, социально значимых заданных результатов расхо­дования государственных средств, на достижение которых должна быть направ­лена деятельность всех участников бюджетного процесса. Такая его организа­ция существенно ограничивает возможности повышения эффективности государственных расходов и использования соответствующей системы ее изме­рения и оценок.

Очевидно, бюджетный процесс должен быть построен иначе – на основе бюд­жетирования, ориентированного на результат. Это такой метод формирования и исполнения бюджета, при котором планирование, выделение и расходование бюджетных средств осуществляются в соответствии с целями и задачами госу­дарственной политики и должны обеспечивать достижение получателями бюд­жетных средств установленных конечных социально-экономических результа­тов, а также выполнение возложенных на них задач и функций.

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию “О бюджетной политике в 2007 году” как раз и поставлена задача повышения результативности бюджетных расходов, дальнейшего расширения самостоятельности и ответст­венности главных распорядителей бюджетных средств, прежде всего путем раз­работки и внедрения методов и процедур оценки качества финансового ме­неджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины. В послании отмечено, что нужно внести изменения в бюджетное законодательство, которые предусматривали бы возможность фи­нансирования бюджетных учреждений на основе государственных заданий, а также права учреждений по более самостоятельному распоряжению выде­ленными средствами.

Правительство РФ уже проводит работу по переходу к бюджетированию, ори­ентированному на результат, которую должны ощутить все участники бюджет­ного процесса.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.57%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.84%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 66.67%
  • Над налоговой отчетностью 25.49%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль