Проблемы налогового администрирования

10897
Основу государственных доходов в настоящее время составляют налоговые поступления, включая налоги, взимаемые при пересечении таможенной границы Российской Федерации. Следовательно, когда мы говорим о совершенствовании администрирования доходов, то речь, прежде всего, нужно вести о налоговом администрировании. А в этой области у нас в стране еще много нерешенных проблем.

В девяностые годы пришлось одновременно решать сразу несколько крупно­масштабных и взаимосвязанных задач: разработка, становление и развитие са­мой налоговой системы России, создание структуры, обеспечивающей налого­вое администрирование; воспитание налогового правосознания граждан; борьба с мафиозными организациями, сознательно уклоняющимися от налого­обложения. Работа осложнялась тем, что проходила она в условиях всеобщего кризиса народного хозяйства страны, вызванного так называемой перестрой­кой, а затем углубившегося в переходный период, который переживала эконо­мика.

Жизнь показала, что основные ориентиры, формы и методы налогового админи­стрирования, способы общения с налогоплательщиками были выбраны пра­вильно. В кратчайшие сроки в России была создана вертикаль государственной налоговой службы с рациональной и высокоэффективной трехзвенной систе­мой управления. Была налажена тесная связь с Министерством финансов РФ, финансовыми органами на местах, а позднее – с Федеральным казначейством и его местными учреждениями.

В результате реализация государственных интересов в деле формирова­ния доходов бюджета происходит именно через налоговое администриро­вание. Только путем его совершенствования можно добиться сбалансиро­ванности бюджетов всех уровней, обеспечить бесперебойный приток денежных средств в казну государства, пресечь попытки совершения на­логовых правонарушений и прямых экономических преступлений. Послед­ние махровым цветом расцвели в начале девяностых годов, но и спустя 15 лет их масштабы остаются впечатляющими. Судить об их объеме можно анализируя ряд макроэкономических показателей. Это разница между официальными доходами населения и реальной денежной массой, между официальными доходами и реальными расходами на потребление, скры­тая занятость населения, объем вывозимых из страны финансовых ресур­сов, увеличение суммы наличных денежных средств, находящихся во вне­банковском обороте, использование наличных средств в расчетах между юридическими лицами и т. п.

На эффективность налогового администрирования, в т. ч. в борьбе с теневой экономикой, влияет ряд факторов.

Главными внешними факторами являются уровень налогового законодательст­ва и нормативного обеспечения исполнения законов, степень правовой культу­ры налогоплательщиков, их готовность к взаимодействию с налоговыми органа­ми, стремление государственных органов власти, в т. ч. местных и региональных, к расширению налоговой базы, видение перспективы развития в противовес стремлению к сиюминутному наполнению бюджета.

Не менее важны внутренние факторы. Основными среди них можно назвать методологическое обеспечение деятельности налоговых органов, их техни­ческая и информационная вооруженность, уровень профессиональной под­готовки кадров, взаимодействие территориальных органов друг с другом, организация взаимной поддержки налоговых, таможенных органов и соот­ветствующих органов Министерства внутренних дел, принявших функции налоговой полиции.

Налоговое администрирование включает в себя расчет налоговой базы, прогнозирование на основе расчетов поступлений доходов, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты денеж­ных средств в бюджет, учет налогоплательщиков и поступающих платежей, оперативное принятие решений, обеспечение согласованности действий всех подразделений, изучение экономической ситуации в ее динамике. Очень важен также анализ влияния на налогоплательщиков и в целом на экономику тех или иных законодательных изменений. Именно органы, кото­рые ежедневно непосредственно общаются с налогоплательщиками, могут оценивать действенность налоговой политики государства и оперативно предлагать соответствующие коррективы.

Контрольно-учетные и аналитические задачи должны выполняться совместно с органами Министерства финансов, в первую очередь с Федеральным казна­чейством.

К каким результатам должно привести дальнейшее совершенствование налого­вого администрирования?

Прежде всего – к увеличению собираемости налогов и сборов, максимальному выводу экономики из теневого сектора, сокращению издержек налогоплатель­щиков при исполнении ими обязанностей по уплате налогов, повышению каче­ства государственного контроля за доходами.

Отвечают ли происходящие в XXI веке изменения в налоговом администриро­вании перечисленным задачам? На наш взгляд, отнюдь не всегда. Вряд ли целесообразным было укрупнение ряда налоговых инспекций с ликвидацией мало­численных инспекций, что нарушило наработанные за первые 10 лет связи между ними и налогоплательщиками.

Больше минусов, чем преимуществ, повлекло за собой создание межрегио­нальных отраслевых налоговых инспекций в структуре бывшего Министер­ства по налогам и сборам. Эта мера также привела к обособленности ин­спекций от налогоплательщиков. Она вызывает дополнительные непроизводительные расходы предприятий и организаций, трудности в ре­шении каждодневных практических вопросов налогообложения, при рас­смотрении разногласий, в т. ч. досудебном, и т. д. Помимо этого усложняется учет в его многолетней динамике, снижается ответственность руководите­лей региональных налоговых органов за состояние дел на подведомствен­ной им территории.

В целях совершенствования налогового администрирования следует:

  • упорядочить налоговые проверки и отношения, складывающиеся между налогоплательщиками и налоговыми органами в ходе их проведения;
  • внести изменения в налоговое законодательство, обеспечивающие понят­ность, четкость, однозначность и недопустимость расширительного тол­кования норм налогового законодательства;
  • изменить характер камеральных налоговых проверок, зачастую дубли­рующих выездные налоговые проверки;
  • исключить возможность запроса в ходе камеральной налоговой проверки неограниченного количества документов;
  • обеспечить налогоплательщикам возможность простой, понятной и мак­симально быстрой реализации их законных прав и требований.

Следующим направлением должен стать комплекс мероприятий, направленных на улучшение обслуживания налогоплательщиков, расширение сферы предо-ставляемых услуг, упрощение исполнения обязанностей налогоплательщика. Актуальность таких мер связана с тем, что часть налогоплательщиков допускают налоговые нарушения либо в силу недостаточного знания налогового законо­дательства, либо по причине его неправильного применения, либо из-за боль­шой трудоемкости в подготовке отчетной документации. К числу неотложных мер относятся:

  • разработка легкодоступных для понимания деклараций и инструкций по их заполнению;
  • обеспечение налогоплательщиков программными средствами, позволяю­щими формировать и контролировать правильность заполнения налого­вых деклараций;
  • обеспечение возможности принятия налоговых деклараций в электрон­ном виде, включая возможность их визирования электронными цифровы­ми подписями;
  • развитие в стране системы профессионального налогового консультиро­вания.

Эффективным мероприятием налогового администрирования должно стать принципиальное изменение подходов к организации и проведению выезд­ных налоговых проверок за счет внедрения допроверочного анализа, выявле­ния перспективных направлений и объектов проверки, планирования, коор­динации и обеспечения согласованного и синхронного проведения контрольных мероприятий в отношении всех звеньев и организаций, в т. ч. холдингов и финансово-промышленных групп, использование методов, осно­ванных на системе оценок косвенных индикаторов налоговой базы, анализа информации о физических объемах потребляемых ресурсов и произведен­ной продукции.

В заключение следует отметить, что вступающий в действие с 1 января 2007 г. Федеральный закон от 07.07.06 № 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осу­ществлением мер по совершенствованию налогового администрирова­ния” ввел ряд позитивных изменений. Однако до конца проблему и он пока не решил.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль