Источники финансирования автономных учреждений

46493
Важным событием в экономико-правовой жизни страны стало принятие федеральных законов от 03.11.06 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (далее – Закон) и № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об автономных учреждениях”, а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» (далее – Закон № 175-ФЗ).

Об автономных учреждениях написано уже немало, причем мнения авто­ров порой совершенно различны. Одни говорят, что расширенная само­стоятельность автономных учреждений принесет несомненную пользу и государству, и самому учреждению, а кроме того, привлечет бизнес в развитие культуры, здравоохранения, образования. Другие же опасаются, что, преобразовавшись в автономное учреждение, государственное или муниципальное учреждение лишится гарантированной поддержки от государства (местной власти), что может вызвать негативные послед­ствия.

Как обычно, единственным критерием истинности подобных суждений станет практика. Для этого, безусловно, нужно время. Однако уже сегодня, задумывая создание автономного учреждения, нужно отчетливо пред­ставлять, из каких источников будут складываться его доходы. Именно об этом мы и хотим поговорить в данной статье.

Исходя из норм Закона, Гражданского и Бюджетного кодексов РФ (далее – БК РФ и ГК РФ), все источники финансирования автономного учреждения (все его до­ходы) условно можно разделить на две большие группы:

  • в первую группу войдут средства, которые так или иначе связаны с собст­венником автономного учреждения, с государственным или муниципаль­ным имуществом;
  • во вторую группу войдут все остальные средства, которые автономное учреж­дение может “заработать” самостоятельно, не нарушая норм законодательства.

Рассмотрим эти группы подробнее и таким образом попытаемся собрать воеди­но все возможные для автономного учреждения источники доходов.

“Бюджетные” доходы

Вначале поговорим о доходах, на которые автономное учреждение вправе рас­считывать, исходя из своего статуса государственного или муниципального учреждения, закрепленного в п. 2 ст. 120 ГК РФ в редакции Закона № 175-ФЗ. Напомним, что согласно этой норме учреждение может быть частным, государ­ственным или муниципальным. В свою очередь, государственное или муници­пальное учреждение может быть либо бюджетным, либо автономным учрежде­нием.

Статья 120 ГК РФ предусматривает также, что порядок финансового обеспече­ния деятельности автономных учреждений определяется Законом, согласно ко­торому автономное учреждение вправе рассчитывать на финансовое обеспе­чение его основной деятельности со стороны учредителя, а также получать доход от использования закрепленного за ним имущества. Именно эти два ис­точника доходов автономного учреждения и войдут в первую группу доходов. Рассмотрим их подробнее.

Итак, согласно ст. 2 Закона Российская Федерация, субъект РФ или муниципаль­ное образование в целях осуществления своих полномочий в сферах науки, об­разования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта может создать некоммерческую организацию в форме автономного учреждения. Для реализации этих полномочий автономное учреждение будет выполнять работы, оказывать услуги в указанных сферах.

Основной деятельностью автономного учреждения в соответствии с его уста­вом, являющимся учредительным документом, будет деятельность, непосредст­венно направленная на достижение целей, ради которых оно и создано. Так, если это образовательное автономное учреждение, то основной целью его бу­дет осуществление образовательного процесса, если это медицинское авто­номное учреждение, то предоставление медицинских услуг, и т. д.

Чтобы автономное учреждение могло осуществлять свою основную деятель­ность, за ним на праве оперативного управления закрепляется имущество, собст­венником которого будет соответственно Российская Федерация, субъект РФ, му­ниципальное образование, которые являются и учредителями автономного учреждения, в зависимости от того, на базе какого имущества (находящегося в фе­деральной собственности, в собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности) оно создано. Заметим, что учредитель может быть только один.

Функции и полномочия учредителя осуществляют соответствующие органы ис­полнительной власти: федеральные, субъекта РФ, местного самоуправления (п. 3 ст. 6 Закона).

Учредитель будет устанавливать для автономного учреждения задания в соот­ветствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью и соответст­венно финансировать выполнение этого задания. Автономное учреждение в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию будет осуществлять деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бес­платно (п. 2 ст. 4 Закона).

При этом Закон четко устанавливает направления расходования средств авто­номного учреждения, которые учредитель обязательно должен учитывать при финансировании выданного задания.

Во-первых, это расходы автономного учреждения на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое учредитель непосредственно за­крепил за автономным учреждением или которое оно приобрело за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. Напомним, что особо ценным движимым имуществом в Законе понимается имущество, без кото­рого автономному учреждению будет трудно осуществлять свою уставную дея­тельность. Виды такого имущества определяет Правительство РФ, а решение об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества учреди­тель будет принимать одновременно с принятием решения о закреплении его за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.

Во-вторых, это расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Однако здесь нужно иметь в виду, что если автономное учреждение, с согласия учредителя, сдаст недвижимое или особо ценное имущество в аренду, то фи­нансировать содержание такого имущества учредитель не будет.

И в-третьих, учредитель должен обязательно направлять средства на развитие авто­номного учреждения в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Указанные обязательства учредителя по финансированию автономных учреж­дений перечислены в ст. 4 Закона.

Финансирование выполнения задания с учетом перечисленных расходов осу­ществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюд­жетной системы Российской Федерации и иных, не запрещенных федеральны­ми законами, источников.

Доходы автономного учреждения от основной деятельности поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник же имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждени­ем деятельности.

Кроме получения финансирования от учредителя на выполнение заданий в со­ответствии с его основной деятельностью, автономное учреждение может по­лучать доходы от использования закрепленного за ним государственного (му­ниципального) имущества, поскольку собственник имущества автономного учреждения не имеет права и на получение доходов от использования закреп­ленного за автономным учреждением имущества (п. 9 ст. 2 Закона).

Такая норма подтверждается и ст. 41–42 БК РФ в редакции Федерального закона от 03.11.06 № 175-ФЗ, в которых предусмотрено, что в доходах бюджетов не учи­тываются:

  • средства, полученные в виде арендной либо иной платы за сдачу во вре­менное владение и пользование или во временное пользование имущест­ва, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в оператив­ном управлении автономных учреждений, под залог. Добавим, что с 2008 г. не будут также учитываться в доходах бюджетов средства не только от пе­редачи такого имущества под залог, но и от передачи его в доверительное управление (ст. 42 в ред. Федерального закона от 26.04.07 № 63-ФЗ);
  • другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использова­ния имущества, находящегося в оперативном управлении автономных уч­реждений.

Таким образом, автономное учреждение может, например, сдавать закрепленное за ним имущество в аренду, в том числе недвижимое и особо ценное, правда, только с согласия учредителя. Полученные денежные средства автономное учреждение ис­пользует самостоятельно для достижения целей, ради которых оно создано.

В качестве дополнительной гарантии от нежелательных последствий при со­вершении сделок по распоряжению недвижимым и особо ценным движимым имуществом Закон предусматривает обязательное рассмотрение таких вопро­сов наблюдательным советом автономного учреждения. Разрешение на распо­ряжение недвижимым и особо ценным имуществом учредитель выдает только после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета.

Таким образом, автономное учреждение может рассчитывать на получение от учредителя средств на осуществление основной деятельности в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законам и уставом, путем выполнения работ или оказания услуг в поименованных сферах, а также получать доход от использования закрепленного за ним государствен­ного или муниципального учреждения. При этом нужно иметь в виду, что собст­венник имущества автономного учреждения не несет ответственность по его обязательствам. За свои обязательства, в том числе и за свои “ошибки”, автоном­ное учреждение будет отвечать всем закрепленным за ним имуществом, за ис­ключением недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты о результатах сво­ей деятельности в средствах массовой информации, которые определит учреди­тель, и в порядке, который установит Правительство РФ. Кроме того, нужно будет также публиковать отчеты и об использовании закрепленного за ним имущества.

Автономное учреждение должно вести бухгалтерский учет, а также в установ­ленном порядке – обособленный учет движимого и особо ценного движимого имущества.

Доходы от ведения самостоятельной деятельности

Кроме заданий учредителя автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги для граждан и юридических лиц за плату. Такое право предоставлено ему п. 6 ст. 4 Закона. Однако в этом случае ав­тономное учреждение обязательно должно соблюдать два условия: работы и услуги должны относиться к его основной деятельности, и условия оказания од­нородных услуг должны быть одинаковыми (например, качество обучения не должно зависеть от того, выполняет автономное учреждение задание учредите­ля или осуществляет платные услуги).

Таким образом, автономное учреждение может самостоятельно “зарабатывать” сред­ства для своего существования, оказывая платные услуги в соответствии со своей ос­новной деятельностью. И этот источник его доходов может стать одним из основных.

Помимо оказания платных услуг юридическим и физическим лицам автономное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, но лишь по­стольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Обязательным условием осуществления такой деятельности в уставе автоном­ного учреждения должно быть указание на право ее осуществления (п. 7 ст. 4 Закона), поскольку устав должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соот­ветствии с целями, для достижения которых оно создано.

Но и это еще далеко не все возможности автономного учреждения по “зараба­тыванию” денег. Ему, в отличие от бюджетного учреждения, Закон предоставля­ет значительно больше возможностей.

Так, автономному учреждению предоставлено право вносить денежные средст­ва и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в ка­честве их учредителя или участника (п. 6 ст. 3 Закона). Конечно, такие действия автономное учреждение может совершать только с согласия своего учредите­ля, которое он дает после того, как наблюдательный совет автономного учреж­дения даст рекомендацию по данному вопросу. Значит, и этот вид деятельности автономного учреждения может приносить ему доход в виде прибыли как участ­нику или учредителю другого юридического лица.

Кроме того, автономное учреждение вправе привлекать заемные денежные средства, что категорически запрещено бюджетному учреждению. Следует лишь иметь в виду, что заключить кредитный договор (договор займа) на сумму, превышающую десять процентов балансовой стоимости активов, автономное учреждение сможет только с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения, поскольку такая сделка считается крупной и для ее совершения Закон предусматривает особый порядок.

Согласно Закону автономные учреждения вправе в установленном порядке от­крывать счета в кредитных организациях (п. 3 ст. 2). В случае заключения догово­ра банковского счета банки (кредитные организации) должны уплачивать авто­номному учреждению проценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете автономного учреждения, зачисляя их на его счет. Сле­довательно, и тут есть небольшая возможность у автономного учреждения за­работать некоторые средства.

Эта норма означает также, что автономное учреждение может открыть в банке не только расчетный, но и депозитный счет с целью получения процентов за пользование денежными средствами. Как правило, проценты за пользование денежными средствами, находящимися на депозитном счете определенное время, значительно выше, чем проценты за пользование денежными средства­ми, находящимися на расчетном счете клиента.

К выбору кредитных организаций (она может быть не одна, а несколько) автоном­ное учреждение должно подойти ответственно. Поэтому установлено, что пред­ложения руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организа­ций обязательно рассматривает наблюдательный совет и дает свое заключение.

В соответствии с нормами главы 32 ГК РФ автономное учреждение может при­нять любую вещь в дар. Для этого автономное учреждение (одаряемый) заклю­чает с дарителем договор дарения в письменной форме. В соответствии со ст. 582 ГК РФ автономное учреждение может также получить пожертвование, то есть какие-либо вещи, в том числе деньги, которые могут быть ему подарены в общеполезных целях.

Кроме того, автономное учреждение может выступить и в роли наследника.

Все перечисленные источники дохода давно известны, установлены законодатель­ством РФ, и, что самое главное, все они доступны для автономного учреждения.

Автономные учреждения и доходы от целевого капитала

Особое внимание хотелось бы обратить на еще один источник получения дохо­дов автономным учреждением, а именно доходов от целевого капитала, потому что это совершенно новое слово в законодательстве РФ. Рассмотрим этот ис­точник более подробно.

30 декабря 2006 г. был принят Федеральный закон № 275-ФЗ “О порядке форми­рования и использования целевого капитала некоммерческих организаций” (далее – Закон № 275-ФЗ), вступивший в силу с 11 января 2007 г. Из действия это­го закона автономные учреждения могут извлечь большую пользу.

Что же это такое – целевой капитал? Это часть имущества некоммерческой ор­ганизации, которая сформирована за счет пожертвований, внесенных жертво­вателем (жертвователями) в виде денежных средств, а затем переданная в дове­рительное управление управляющей компании для получения дохода, который должен быть использован для финансирования уставной деятельности данной некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций. Такое определение целевому капиталу дано в ст. 2 Закона № 275-ФЗ.

Предусмотрено, что формировать целевой капитал и использовать доход от него можно только в целях использования в сфере образования, науки, здравоохране­ния, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионально­го спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки).

Доход от целевого капитала Закон № 275-ФЗ определяет как доход от довери­тельного управления имуществом, составляющим целевой капитал, а также часть имущества, составляющего целевой капитал, которые передаются получа­телям дохода от целевого капитала.

Интересно, что сформировать целевой капитал и стать его собственником могут не все некоммерческие организации, а только те из них, которые созданы в организа­ционно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, обще­ственной организации, общественного фонда или религиозной организации.

Автономные учреждения, как и бюджетные учреждения, не входят в число соб­ственников целевого капитала. Однако получателями дохода от него они впол­не могут стать. Почему это возможно и что для этого нужно предпринять авто­номному учреждению?

Дело в том, что поскольку согласно Закону № 275-ФЗ получателей дохода от целе­вого капитала может быть гораздо больше, чем непосредственно его собственни­ков, то предусмотрено создание специализированных организаций управления целевым капиталом. Это также некоммерческие организации – собственники це­левого капитала, но их деятельность должна быть связана исключительно с фор­мированием целевого капитала, его использованием и распределением дохода от него в пользу иных получателей (далее – специализированная организация).

Специализированная организация может быть создана только в организацион­но-правовой форме фонда.

Таким образом, автономное учреждение может стать получателем дохода от це­левого капитала в том случае, если жертвователь заключит договор пожертво­вания со специализированной организацией о передаче ей денежных средств в собственность для формирования целевого капитала, а получателем дохода при этом укажет автономное учреждение. Жертвователь может также оставить завещание, в котором наследником определит специализированную организа­цию, а получателем – автономное учреждение.

Жертвователями могут быть и физические, и юридические лица.

Очевидно, что при таком раскладе вещей автономное учреждение не может си­деть сложа руки и ждать, когда какой-нибудь жертвователь решит передать средства в его пользу. Автономному учреждению нужно самому осуществлять поиски жертвователя, который бы передал средства на формирование целево­го капитала специализированной организации, а получателем дохода от целе­вого капитала определил бы данное автономное учреждение. Предполагается, что в роли жертвователя активно будут выступать различные бизнес-структуры, поскольку передача денежных средств на формирование целевого капитала не признается объектом обложения НДС.

Исходя из норм Закона № 275-ФЗ, полезным для автономного учреждения мо­жет иногда оказаться поиск не только жертвователя, но и поиск специализиро­ванной организации. Объясним, почему это так.

Закон № 275-ФЗ предусматривает, что специализированная организация может сформировать несколько целевых капиталов в соответствии с договорами по­жертвования и завещаниями, в которых получателями средств могут быть указа­ны разные НКО. Вместе с тем предусматрен и такой вариант, когда жертвователь не указывает конкретных получателей доходов от целевого капитала. Тогда их определяет попечительский совет специализированной организации.

Попечительский совет специализированной организации формируется из числа представителей некоммерческой организации – собственника целевого капита­ла, представителей получателей дохода от целевого капитала, жертвователей (их представителей), а также граждан и представителей юридических лиц, имеющих заслуги перед обществом, авторитет и (или) достижения в области деятельности, соответствующей целям деятельности некоммерческой организации (п. 5 ст. 9 За­кона № 275-ФЗ). Как говорится, делайте выводы сами! Безусловно, автономному учреждению будет выгодно, если его представитель окажется среди членов попе­чительского совета специализированной организации.

Конечно, все эти поиски по привлечению дополнительных доходов довольно проблематичны, особенно для небольшого автономного учреждения.

Как же формируется и используется целевой капитал?

Согласно Закону № 275-ФЗ внесенные жертвователем денежные средства спе­циализированная организация самостоятельно использовать не может, она должна передать их в доверительное управление управляющей компании для получения дохода. Управляющей компанией может быть акционерное общест­во или общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, создан­ные в соответствии с законодательством РФ и имеющие лицензию на осуществ­ление деятельности по управлению ценными бумагами или лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами и не­государственными пенсионными фондами.

Передача средств осуществляется на основании договора доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал.

Установлено, что передать полученные на формирование целевого капитала денежные средства в доверительное управление управляющей компании спе­циализированная организация может лишь тогда, когда эта сумма достигнет 3 млн руб. Со дня передачи денежных средств в доверительное управление управляющей компании целевой капитал считается сформированным.

После того как денежные средства будут переданы в доверительное управле­ние, специализированной организации могут быть сделаны дополнительные пожертвования в виде денежных средств на формирование целевого капитала или на пополнение сформированного целевого капитала. В этом случае она должна также передать полученные денежные средства в доверительное управ­ление управляющей компании в течение десяти дней со дня их получения. Спе­циализированная организация может также объявить и о публичном сборе средств на пополнение целевого капитала.

Целевой капитал должен быть сформирован в течение одного года со дня по­ступления на банковский счет специализированной организации первого по­жертвования на формирование целевого капитала.

Если автономное учреждение станет получателем дохода от целевого капитала, ему, в соответствии со ст. 7 Закона № 275-ФЗ, нужно будет вести раздельный бух­галтерский учет расходов, финансируемых за счет дохода от целевого капитала, и расходов, финансируемых из других источников.

Когда размер финансирования автономного учреждения за счет дохода от целево­го капитала в течение отчетного года составит более 5 млн руб., бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность автономного учреждения подлежат обязательному еже­годному аудиту в части использования дохода от целевого капитала.

Статья 13 Закона № 275-ФЗ предусматривает, что доход от целевого капитала должен использоваться в соответствии с целями, предусмотренными указан­ным законом, уставом некоммерческой организации – собственника целевого капитала, договором пожертвования или завещанием либо в соответствии с ре­шением совета по использованию целевого капитала.

В случае, когда жертвователь точно называет получателя дохода от целевого капи­тала и указывает цель использования дохода, все понятно. А вот если эти сведения не указаны в договоре пожертвования или в завещании, то вопрос об использова­нии дохода от целевого капитала получателем средств уже не столь однозначен. Представляется, что использовать доход от целевого капитала автономное учреж­дение как получатель дохода должно не в соответствии с целями, предусмотренны­ми уставом специализированной организации – собственника, а в соответствии с целями, предусмотренными уставом самого автономного учреждения.

Ведение раздельного учета расходов

Итак, мы постарались рассмотреть все возможные источники финансирования автономного учреждения.

Очевидно, что возможности по привлечению средств у автономных учреждений значительно шире, чем у бюджетных учреждений. Вместе с тем, как и бюджетные, автономные учреждения должны вести раздельный учет своих доходов.

Так, раздельно учитываются бюджетные средства на выполнение заданий учреди­теля; недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за авто­номным учреждением; доход от целевого капитала, а также доходы от других ис­точников финансирования. Главное, что автономное учреждение имеет право самостоятельно распоряжаться всеми доходами и планировать свои расходы.

Особенности налогообложения

В заключение хотелось бы еще несколько слов сказать о Законе № 175-ФЗ и о Федеральном законе от 30.12.06 № 276-ФЗ «О внесении изменений в отдель­ные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Феде­рального закона “О порядке формирования и использования целевого капита­ла некоммерческих организаций”» (далее – Закон № 276-ФЗ).

Этими законами установлены особенности налогообложения отдельных опера­ций, связанных как с деятельностью автономных учреждений, так и с деятельно­стью других организаций.

Так, если организация передает на безвозмездной основе объекты основных средств автономным учреждениям, то данная операция не будет облагаться на­логом на добавленную стоимость. Это изменение внесено в подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ Законом № 175-ФЗ (ст. 8).

При уплате налога на прибыль не будет учитываться имущество, полученное авто­номным учреждением в рамках целевого финансирования в виде субсидий, суб­венций (абзац 3 подп. 14 ст. 251 НК РФ), а также имущество, полученное автономным учреждением по решению органов исполнительной власти всех уровней (подп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ). Указанные изменения также внесены Законом № 175-ФЗ (ст. 8).

Передача жертвователями денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала также не будет признаваться объектом об­ложения НДС. Это изменение в п. 2 ст. 146 НК РФ внес Закон № 276-ФЗ.

Не будут облагаться налогом на прибыль и денежные средства, полученные ав­тономными учреждениями как получателями дохода от целевого капитала от специализированных организаций управления целевым капиталом. Это изме­нение в п. 2 ст. 251 НК РФ внес Закон № 276-ФЗ.

По мнению автора, указанные особенности налогообложения отдельных опера­ций должны способствовать появлению разнообразных источников финанси­рования автономных учреждений.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль